Всего представлено работ: 244000

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Юрлова Елена Геннадьевна

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №7»Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»Подготовила: учитель начальных классовЮрлова Елена ГеннадьевнаКемерово, 2020 г.Введение.Современный человек, человек будущего не может жить без книги.Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,самосовершенствования, самообразования.Ш. А. АмонашвилиВ Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения. В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:умение правильно прочитывать слова;понимать смысл текста;выразительно читать;выдерживать оптимальный темп чтения.Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка- читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он». Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель:а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении(семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других;б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять егосодержание и смысл;в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Задачи состоят в том, чтобы:1) развивать у детей мотив обращения к книгам;2)формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного. В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.Читательская компетентность определяется:- владением техникой чтения;- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.Технологии обучения чтениюЧтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:- технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);- технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);- технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);- технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).- зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти.Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:- на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;- упражнения на концентрацию внимания.Упражнение «Пол-арбуза» Перед первым занятием данного упражнения важно спросить детей, могут ли они, увидев пол-арбуза, представить, как выглядит целый арбуз. Конечно же, дети ответят положительно. И предложить провести эксперимент со словами. Взять книжку и непрозрачную линейку. Прикрыть линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместить линейку выше и показать только нижнюю часть слов, которую следует тоже прочитать.Упражнение «Осмысленное чтение»Учащимся раздаю различные печатные тексты (например, газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы по тексту. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв.Технология продуктивного чтения.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения. Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):I. Работа с текстом до чтения.Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.II. Работа с текстом во время чтения.Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретацииГлавная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.III. Работа с текстом после чтения.Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседао смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения. Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":В – вопрос (найди, задай); О – ответ (ответь на этот вопрос); П – проверка (проверь точность своих предположений). Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.2.Комментированное чтение Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.Использование антиципации1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения: коричневый — о животных; треугольник – стихотворениежелтый — о детях; круг - сказказеленый — о природе; прямоугольник - рассказкрасный — о Родине; квадрат - УНТголубой — о приключениях, о фантастике; ромб - баснянапример, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).2. Работа с буквами, символами, шифрами, схемами: *восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)*Исключение иностранных букв: QМАRЛSЬWЧFИGКN - ЗVВZЕЗJSДQА(«Мальчик- звезда»)*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные. «ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку. Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)Методические приемы организации продуктивного чтения.Отсроченная отгадкаВ начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала?- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.Составь заданиеДанный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.Пометки на поляхЕщё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).Упражнения для развития навыков чтения.В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:чтение вслух;чтение про себя;жужжащее чтение;хоровое чтение;чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных);динамическое чтение;чтение в темпе скороговорки;бинарное чтение (два ученика одновременно);«Буксир»;«Очередь»;«Прыжки» (через слово, через строчку);«Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);«Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);«Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);круговое чтение;«Прятки» (найти слово с определённым признаком);«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);антиципация слов, предложений, пословиц;чтение со счётом слов, строк;чтение через решётку (из полосок бумаги);вертикальным движением глаз;«Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);«Разведка»;«Спринт».Для формирования навыков выразительного чтения использую:выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;выделение голосом различных слов в предложении;работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);чтение одного предложения с разной интонацией;«Эхо» (за учителем);чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)«Голоса» (подражая кому-либо);чтение с изменением голоса героя;по ролям;разметка текста (паузы, логическое ударение);работа по памятке;дикторское чтение;инсценирование;работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);конкурс чтецов.Особую роль отвожу работе с памяткой. Дети производят разметку текста, подбирают темп и нужную интонацию.2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.3.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и детской городской библиотек.4.Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.Виды работы над текстом на уроках литературного чтенияСовершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.Самостоятельное чтение с конкретным заданием.Чтение, деление на части. Составление плана.Чтение по готовому плану.Чтение, после чтения – пересказ.Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.Чтение цепочкой по предложению.Чтение цепочкой по абзацу.Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.13. . Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.Чтение, ответы на вопросы.Нахождение в тексте отрывка к рисунку.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)Чтение до указанного слова или до указанной информации.Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).Чтение, составление сценария к диафильму.Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.Беседа с сопровождением выборочного текста.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.Установление путем чтения причинно-следственных связей.Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)Чтение по ролям.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.“Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.38.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.39.Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.40.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)41.Нахождение и чтение образных слов и описаний.42.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.43.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.44.Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.45.Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.46.Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.47.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.48.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме__________чн_________,_______жи______ и т.д.49.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.50.Нахождение в рассказе самого длинного слова.51.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.52.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол53.Чтение, пометка непонятных слов.54.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)55.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.56.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)57.Чтение слов, к которым даны сноски.58.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.60.Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)61.Тетради по чтению для творческих заданий.62.Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.63.Творческие задания на карточках.Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. Для слабых учеников:- Чтение с проговариванием слогов.- Шепотом.- Выделять посильные для себя части текста.- Хоровое чтение.- Групповое чтение.- Выборочное чтение.- Комментированное чтение.Для регуляции темпа чтения:- Отстукивание темпа.- Скандирующее чтение.Виды работы над выразительностью чтения:Какие звуки помогают представить, о чём говорится?Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущенияРаспределите роли и проинсценируйте это стихотворение.При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.Поэтапное внедрение при работе с текстом.Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:-практическое отличие текста от набора предложений.-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.-озаглавливание текста (подбор заголовков).-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.2 класс - обучение детей работать с текстом:- смысловое чтение;- владение пересказом разного вида;- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);- выделение опорных слов (словосочетаний);- характеристика героев и их поступков.-Подбор антонимов и синонимов к словам.-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;- выделение главной и второстепенной информации;- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.Условия при обучении работы с текстомДля обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. .При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.Межпредметные связи.При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению.Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.Памятка для родителей:1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.2. Воспитывайте читателя личным примером.3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,   подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,    можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,    а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при  этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к   важным для каждого    человека книгам.Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.О книгах любимых рассказывайте с восхищением.8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух   раз в  месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.РезультативностьНа первом этапе изучалась научная теоретическая литература по данному вопросу, накапливался фактический материал. Одновременно с этим шла апробация отдельных приемов по теме опыта. На втором этапе опыт внедрялся, накапливался аналитический материал. Диапазон опыта - система уроков и внеклассной работы по предмету.Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление кчтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях, проводят анализ прочитанных произведений.Заключение.Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения. Список литературы1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 182. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению .Рекомендации учителюМ.,2011.3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год7.Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 20108. В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе.– М.; Просвещение, 20119.Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.Интернет-ресурсыhttps://studfiles.net/preview/5949665/http://magicspeedreading.com/k/key_skorochtenie__dlia_shkolnikov.htmlhttp://present5.com/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko-palchenko-ya/
X

x