Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Москалева Ирина Леонидовна

Сенсорное воспитание в процессе игр с природным материалом

скачать документ

Вернуться назад

Сенсорное воспитание в процессе игр с природным материаломСоставитель:Москалева Ирина Леонидовнавоспитатель МБОУ «Заринская СОШ им. М. А. Аверина» п. Соревнование. Промышленновский район. Кемеровской области. ОглавлениеВведение............................................................................................................. 3Глава I Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.................................................................................. 4 1.1 Психолого-педагогические-педагогические аспекты сенсорного воспитания……………………….......................................................................4 1.2 Средства сенсорного воспитания………………………………………....7 Глава II Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста............................................................................. 12 2.1. Виды игр с природным материалом, используемых в воспитательно -образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....................... … 12 2.2. Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста............... 15Заключение......................................................................................................20Список литературы..........................................................................................22Приложение 1 Поделки из природного материала…………..................... .. .24Приложение 2 Игры…….................................................................................29 Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей. Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.Как показывают психолого - педагогические исследования, дети дошкольного возраста способны к созданию достаточно выразительных образов в рисунках, лепке, аппликации.Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.Наша задача, создать среду и вызвать у детей желание познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творческих успехов.Цель: Рассмотрение особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста в процессе применения игр с природным материалом.Задачи:Изучить и проанализировать психолого — педагогическую литературу по данному вопросу.Выявить особенности сенсорного развития дошкольников.Рассмотреть методики игр с природным материалом, используемые для сенсорного развития детей. Глава I Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как психолого - педагогическая проблема 1.1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. Великий педагог Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.- Движущие силы развития: внутренние и внешние. - Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни. В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Цель Вольдофской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства. Педагогика М. Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. [5, 8] Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения». Важное, значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги: Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву. Он ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом. Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств, предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Сенсорные эталоны имеют свои виды и слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), и вкусовом, и обонятельном. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. 1.2. Средства сенсорного воспитания детей Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры. [5,12] В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу.В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:1.повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами). Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.Другое средство развития детской сенсорики – конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.В детском конструировании сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез). В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. На занятиях рисованием, лепкой дети учатся правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности. Глава II Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста 2.1. Виды игр с природным материалом, используемые в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является неполучение результата, а сам процесс игры. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. [19, 45]Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно — сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д. [19, 46]Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. [9, 419]Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.Игры со снегом имеют свою специфику и требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки. Дети усваивают представление о свойствах снега. В 4-6 лет дети осваивают новый прием строительства из снега лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека, крепости, подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега тяжести. Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества. Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготовка снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр. [9, 419]Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из природного материала. Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты, украшения (бусы, браслет), из цветов и листьев плетут венки на голову, глиняную детскую посуду, гербарии и картины из засушенных цветов и травок.Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. [22, 5]Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Ребенок узнает, что имеющие овальную форму раковин, моллюски донакса, называют морскими бабочками. А верша, битум, кардиум имеют длинненькую форму и напоминают веретено из волшебной сказки. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д.Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка». [13, 12] 2.2. Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста Учите ребят любоваться этой красотой и многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами. [4, 223]Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого); 2) от уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.); 3) от степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами; 4) от развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если немного пофантазировать, можно придумать и что-то свое. Собирая природный материал во время прогулки, экскурсии и наблюдений учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе. Уже с младшего возраста привлекайте детей к сбору природного материала. Храните его в коробках с наклейками соответствующими обозначениями под крышками. [6, 9]При изготовлении поделок советуем следующее:-не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;-не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;-не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;-не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей казеиновый и ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка (стека), ножницы. [13, 13]В подготовительной к школе группе детям даются ножи с закругленными концами по одному на 2—3 человека, работающих под наблюдением воспитателя, а также самодельное шило, острие которого делается из короткого гвоздя (длина острия 1—1,5 см).При изготовление поделок у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.При организации работ по изготовлению игрушек из природного материала необходимо учитывать знания и практические умения детей, сформированные на других занятиях. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать себе посильную помощь, подключайте к деятельности дошкольников старшего возраста, вместе с ними организуйте игры с поделками (настольные театры, бытовые сюжетно-ролевые игры и пр.). Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые игрушки. [6, 10] У детей старшего дошкольного возраста закрепляйте приобретенные ими навыки, знакомьте с разнообразными видами природного материала, учите способам его обработки. Собранный материал раскладывают по видам.Дошкольников учат скреплять детали с помощью стержней: веточку заостряют с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстие одной детали (туловище), затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голова) и прижимают их друг к другу. Для изображения туловища людей и животных применяют сосновые, еловые, кедровые и др. шишки, желуди, каштаны, скорлупу орехов, различные косточки. Голову можно изготовить из скорлупы орехов, маковых головок, желудей, недозревших лесных орехов. Волосы-из пуха, чертополоха, мочалы, конечности-веточки липы, кустарников, корневища редиса. Для изображения глаз используют семена укропа, щавеля, горох. Для изготовления деталей одежды подойдет: береста, верхние слои древесных грибов, листья, засушенные цветы и лепестки (тюльпанов, мальвы), солома, шелуха лука и чеснока, чешуя от шишек. Для изготовления обуви — крупные шляпки желудей, мелкие сосновые шишечки, семена тыквы, арбуза, подсолнуха, шелуха земляного ореха, ракушки. [13, 14] Из б е р е с т ы дошкольники мастерят украшения, шьют разнообразные кузовки, кружечки, коробочки. Для этого бересту замачивают на 3 часа, расслаивают ее на тонкие пластины, после подсыхания укладывают под пресс. Для изготовления у к р а ш е н и й из природных материалов: желудей, крупных семян, ягод рябины, соломенного «бисера» и «стекляруса» (соломинки нарезают под углом на разные по длине отрезки) детей учат делать бусы. Рекомендуется также использовать для поделок очищенные от зерен початки кукурузы, скошенную траву (плетут из нее косички, затем закручивают по спирали и сшивают нитками — получаются коврики, корзинки, сумочки).Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх, украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для настольного театра . [13, 15]Красивые листья, собранные осенью служат материалом для различных поделок и игр. Предложите ребятам сортировать их: по цвету, по размеру, по форме. Из листьев можно создавать чудесные композиции. Их можно использовать целыми или вырезать из них необходимые формы. Можно делать и аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. Засушивать листья нужно между газетными листами под прессом, либо прогладив горячим утюгом. Это занятие особенно развивает вкус, фантазию, творчество детей. Советуем запасти с ребятами больше листьев впрок, чтобы весь год дать им возможность заниматься этим увлекательным делом. [6, 12] Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных камушков, ракушек. Предложите ребятам отбирать камушки необычно окрашенные, оригинальной формы, разного размера. Их лучше сразу раскладывать в коробки, сортируя по размеру и цвету. Важно научить детей склеивать камушки. Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение. Подскажите некоторые приемы склеивания, которые ускоряют процесс изготовления поделки. Чтобы поделкам придать большую выразительность и декоративность, их оформляют малюсенькими камушками, из которых можно сделать глаза, носы, чешуйки у рыбок, зубы у животных, перышки у птиц, замысловатые узоры на крыльях у бабочек и пр. [13, 17]Для знакомства детей с работой с растительным материалом, можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить. При выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:-Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет.-Сообщить тему и показ образца игрушки.-Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.-Изготовление игрушки (контроль за: работой детей, соблюдением правил техники безопасности, оказание необходимой помощи, побуждение самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, проявления дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий).-Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.-Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. [6 , 17] ЗаключениеВ первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обобщение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе.Сенсорное развитее направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т.п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "снег идет", "зайчики прыгают"; оранжевое пятно - это "солнышко светит", "колобок". Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию ( пирамидки, матрешки и т.д.); игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы). Не стоит забывать о конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша. Список литературы1 Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст] /С.Ашикова // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 — 35 с.2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. - С. 80 — 86.3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - С. 8 -14.4. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с. 5. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М., 2004. - С. 109 -111. 6. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. - С. 5 — 17.7. Запорожец, А.В. Сенорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1993. - 98 с.8. Костюк, М. Гармоническая атмосфера Монтессори [Текст] / М.Костюк // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - 47 с.9. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., М.: Издательский центр Академия, 2004. - С. 416 — 419.10. Кирпичникова, Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/ Н.А. Кипричникова // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. 36 с.11. Любина, Г., Желонкина, О. Рука развивает мозг [Текст] / Г.Любина // Ребенок в детском саду. 2004. № 1. - 7 с. 12. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я Развитие сенсорной среды детей [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 5-6. 13. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.14. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст] учебное пособие / Э.Г. Пилюгина.- М.: Политиздат, 2003. - 198 с.15. Пилюгина, Э.Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет [Текст]/ Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с. 16. Поделки из природных материалов [Текст] / И.А. Панкеев. - М.: ОЛМА IlРЕСС, 2001. - 64 c. 17. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст] Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. - С. 135- 137.18.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] /Под ред. Н.П.Сакулина и Н.Н. Подьякова. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.19.Сакулина, И.П. Рисование в дошкольном возрасте [Текст] Книга для воспитателей / И.П. Сакулина, - М.: Просвещение, 2006. - 167 с.20. Строительные игры в детском саду [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаев и Е.И. Корзакова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 45- 47.21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под. Ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.- С.6 - 7.22. Урунтаева, Г., Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - 90 с.23. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е.Немешева. - М.: Айрис — пресс. - 2011. - С. 4 - 7.24. Хрестоматия по психологии [Текст] / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2010. - 27 с. Приложение 1 Поделки из природного материалаДвойкаМатериал и инструменты: шишки еловые, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, пластилин, веточки, горох, бумага, краски, ночницы, шило, кисточка.Ход работы. Вначале воспитатель рассказывает детям сказку.«Жили на Севере пингвины: папа, мама и их сын – маленький пингвин. Он учился в школе, получал всегда хорошие отметки. Но однажды заигрался и уроки не выучил, получил двойку. Мама стала ругать малыша, папа от огорчения постукивал клювом. Пингвиненку стыдно. Он дает слово, что исправит отметку и будет прилежным учеником». Затем педагог ведет с детьми беседу о пингвинах, из которой ребята узнают о характерных особенностях этих животных – где они живут, чем питаются, как растят своих детенышей. После этого воспитатель сообщает, что сегодня они будут выполнять задание – делать сценку, в основу содержания которой положен сюжет рассказанной здесь сказки. В качестве образца показывает рисунок на эту тему, рассказывает о последовательности создания сценки.Для изготовления пингвина берут крупную еловую шишку и повертывают ее чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза – горошины, клюв – два треугольника из красной бумаги. Крылья пингвину можно сделать из кожуры фисташек (или крылаток ясеня, клена), укрепив их между чешуйками шишки с помощью пластилина.Лапки можно сделать из чашечек желудя, для чего их набивают пластилином и укрепляют внизу шишки с помощью заостренной с двух концов маленькой веточки. В шишке и в чашечках шилом параллельно проделывают отверстия.Для большего сходства с пингвином шишку – туловище и кожуру фисташек (или крылаток) – крылья можно покрасить черной и белой гуашью.Подобным образом изготавливают всех пингвинов из этой семьи. Соответственно каждому персонажу подбирают размер и форму шишки. Действующим лицам придают определенную позу.Льдину вырезают из кусочка пенопласта. Края у льдины неровные. Игрушка готова. Играя с нею, дети продолжают развивать сюжет услышанной ими сказки, распределяя роли. Воспитатель незаметно для ребят руководит игрой, помогая им развивать действия, воспитывая дружественные отношения между сверстниками, вызывая положительные эмоции. Рыбка вуалехвостМатериал: шишка (сосновая или еловая), крылатка ясеня или клена, засушенные листья дуба, пластилин.Подготовка к работе. Перед началом работы надо дать возможность ребенку посмотреть на живую рыбку, если такой возможности нет, следует показать ему изображения на картинке. При этом взрослый обращает внимание ребенка на особенности внешнего вида рыбки – большой гибкий хвост, выпуклые глаза. Затем вместе с ребенком нужно отобразить необходимый материал и разложить его на рабочем столике.Последовательность изготовления игрушки Работу начинают с поделки туловища рыбки. Для этого используют шишку. Глаза – пластилиновые шарики – прикрепляют к шишке. Их можно сделать также из кружочков цветной бумаги, наложенных на пластилин, или косточек вишни. Нижний плавник делают из крылатки клена, которую закрепляют с помощью пластилина между чешуйками шишки. Для хвоста и верхнего плавника используют засушенные дубовые листья (для чего на черенок листа накладывают пластилин), их вставляют между чешуйками сверху и сзади. (Просушить свежие листья дуба можно горячим утюгом, положив их при проглаживании между двумя слоями бумаги.) Уяснив такую последовательность изготовления поделки, ребенок самостоятельно (но под контролем взрослого) делает игрушку. Взрослый при необходимости помогает ему. Когда игрушка будет готова, можно отметить, как ребенок работал, старался ли, аккуратно ли сделал игрушку, похвалить за старание, за проявленную инициативу. Если малыш медлит с уборкой рабочего места, ему надо напомнить об этом.Кукла из соломы Цель. Познакомить детей с новыми природными материалом – соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательное отношение детей.Материал и инструменты: солома, цветные лоскутки, нитки или проволока, краски, ножницы, кисточка.Ход работы. Воспитатель показывает детям игрушки, сделанные из соломы, и спрашивает, из какого материала они сделаны; уточняет, что солома является очень удобным и доступным материалом для работы; показывает пучки очищенной соломы, дает возможность потрогать ее руками, ощутить гладкую поверхность, полюбоваться цветом, вызывая желание работать с этим материалом. (Солому для поделок дети собирают во время экскурсии на поле после уборки урожая.) Воспитатель спрашивает ребят, хотят ли они сделать игрушки из соломы, и предлагает посмотреть, как делается кукла. На данном занятии воспитатель использует метод показа и анализа процесса изготовления игрушки. В дальнейшем на таких занятиях можно усложнить анализ, показывая детям сразу готовую игрушку или ее рисунок.Игрушку выполняют из одного пучка соломы и проволоки. Для этого солому одинаковой длины собирают в пучок (не толще 4-6 см), сгибают пополам и, немного раз крепкой ниткой или тонкой медной проволокой. Это голова. Затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой его части соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают ниткой. Талию куклы перетягивают крепкой ниткой, а из пучка расправляют - получается юбка. Лицо куклы рисуют краской. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в зависимости от оформления куклы могут получаться разными: бабушка, девочка, например Машенька. На голову этой куклы можно надеть шляпу (чашечка крупного желудя, колокольчик какого- либо цветка), повязать косынку, затем надеть платье, заплести косу, дать в руки корзиночку. Фартук куклы - девочки лучше сделать коротеньким и более яркой расцветки. Сама кукла должна выглядеть тоньше по сравнению с куклой - бабушкой.Кукла - бабушка повязана платочком, на ней длинный фартук из неяркой материи. Эту куклу надо делать из более толстого пучка соломы, чем куклу – девочку.Для скрепления (перевязывания) частей: шеи, рук, талии можно использовать солому (или липовые мочала), с пропущенной через нее проволокой.После того как дети усвоят последовательность изготовления игрушки, они приступают к осуществлению своих замыслов.В ходе работы воспитатель уточняет отдельные этапы процесса труда, помогает детям собирать солому в пучки, чтобы все соломинки прилегали одна к другой.Наиболее сложный этап работы – отделение соломы от общего пучка для рук, перетягивание ее ниткой (проволокой) для изготовления головы, туловища. Здесь воспитатель может использовать метод пассивных движений. Кроме того, он организует взаимопомощь детей при стягивании ниткой пучка соломы. Это дает возможность каждому добиться желаемого результата.Готовые поделки анализируются и оцениваются. Воспитатель отмечает тех детей, которые помогали товарищам во время работы. Птичка Материал: грецкий и лесной орехи, веточки деревьев (одна толстая, две средней толщины и две тонкие), два сухих семечка акации, крылатки ясеня, пластилин.Подготовка к работе. Во время прогулки или по дороге из детского сада домой предложить ребенку рассмотреть крылатки ясеня, спросить, на что они похожи (на веер, на самолетик и т.п.), что можно из них сделать. Вместе с ребенком собрать крылатки ясеня и различной толщины веточки для изготовления игрушек.Последовательность изготовления игрушки. К грецкому ореху – туловищу птицы – прикрепить с помощью пластилина в нижней части две веточки средней толщины. Это – лапки. Голову – лесной орех – соединить с шеей, сделанной из пластилина, и с туловищем. Для клюва можно использовать две тонкие веточки, которые укрепить на голове птицы, как и глаза – семена акации, - с помощью пластилина. Хвост можно сделать из нескольких крылаток, после этого птичку нужно укрепить на подставке – толстой веточке и коре. КотенокЦель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из двух острых чешуек еловой шишки — уши.Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накалывают на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом нужно производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накалывать отверстия шилом.Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал. Приложение 2 Игры С песком Игра «Привет, песок!» направлена на формирование представления у ребенка о песке, его свойствах. Ход игры. Заинтересуйте малыша. Для этого спрячьте емкость с песком за ширмой. После чего откройте ее и продемонстрируйте ребенку новые для него объекты. Вспомните с малышом, как здороваются люди, когда встречаются. Затем предложите ребенку «поздороваться» с песком - дотронуться сначала до песка одной рукой, после этого двумя руками вместе. Если малыш не боится выполнять эти движения, продолжите его знакомство с песком. Пусть ребенок положит ладошки на песок, сожмет его в кулачках, высыплет его из рук, понаблюдает, как падают песчинки. Игра «Чьи следы?» способствует формированию представлений у ребенка о свойствах влажного и сухого песка. На прогулке понаблюдайте с малышом за людьми, животными и птицами. Обратите внимание ребенка на то, что когда они ходят по влажному песку (земле), остаются следы, а по сухому - их нет. Ход игры. По приходу домой разделите песок в емкости на две части. Одну часть песка оставьте сухой, а другую - смочите водой, чтобы она стала влажной. После этого разместите около «песочницы» разные игрушки (лучше всего пластмассовые или резиновые): куклы, собачки, птички и др. Предложите малышу поиграть с этими игрушками на песке: попрыгать, походить. Обратите его внимание на то, где остаются следы, а где нет. Затем предложите ребенку придумать следы разных животных, например, провести пальчиком по песку как будто ползет змея, кончиками пальцев ударять по песку, словно прыгает зайка и т.д. Игра «Песочные прятки» повышает эффективность формирования представлений у ребенка о свойствах песка (рыхлости и легкости). Ход игры. Сообщите малышу, что вы сегодня будете играть в прятки с игрушками. Затем возьмите одну из игрушек и спрячьте ее на глазах у ребенка в песке. После чего попросите малыша найти игрушку. Как только ребенок поймет задание, можно предложить ему закрыть глаза. Тем временем снова спрячьте игрушку в песке и попросите ребенка отыскать ее. Затем поменяйтесь местами: ребенок прячет, а вы ищете. Игра «Рисуем на песке» направлена на закрепление представлений ребенка о свойствах влажного и сухого песка. Ход игры. Разделите песок на две части, одну из которых смочите водой. Предложите малышу порисовать на песке. Это можно делать пальцами, палочкой, кончиком кисточки, карандашом и другими подручными материалами. Кроме этого можно показать малышу, как рисовать сухим песком по мокрому. С этой целью насыпьте в полиэтиленовый пакет немного сухого песка, сделайте в нем небольшую дырочку и нарисуйте струйкой узор на влажном песке. Со снегом Игра «Снежки» направлена на формирование у ребенка представления о пластичности снега. Чтобы познакомить малыша с этим свойством снега, следует отследить, когда погода будет мягкая. Это главное условие, так как только при такой погоде можно преобразовывать снег. Ход игры. Так как снег очень быстро тает в домашних условиях, игру лучше всего проводить на улице. Обратите внимание малыша на снег. Возьмите его в руки и начните совершать с ним разные действия: сжимать, разделять на части и т.д. После чего предложите аналогичные действия совершить ребенку. Затем покажите ему, как можно из снега лепить шарики - снежки. Чтобы ребенку было весело, можно бросаться снежками поиграть в догонялки. Игра «Рисунки на снегу» способствует формированию представления у ребенка о том, что снег легко уплотняется. В качестве оборудования для игры вам понадобятся: палочка, штампы-силуэты животных и птиц. Ход игры. Выйдя на улицу, обратите внимание малыша на отпечатки, которые оставляют люди и животные на снегу. После чего предложите ему порисовать на снегу, оставив на нем отпечатки рук, ног, штампов, линии от палочки и т.д. Игра «Снежные цветы» направлена на формирование представления у ребенка о том, что мокрый снег хорошо лепится и ему можно придать любую форму, а на морозе он превращается в лед. Для игры вам нужны мокрый снег, подкрашенная вода, формочки в виде цветов. Ход игры. Вспомните с малышом, как было красиво весной и летом, когда было много цветов. Но выпал снег, все стало белым. Расскажите ребенку, что это можно исправить, сделав разноцветные цветы из снега. С этой целью выставьте перед малышом миски с подкрашенной водой разного цвета (красного, синего, зеленого и др.) Поочередно в каждую емкость погрузите снег. После этого возьмите формочку, заполните ее поменявшим цвет снегом и опрокиньте на доску. Получится снежный цветок. По аналогии создайте новые цветы и выставьте все ваши «шедевры» на улицу. Они будут радовать не только вас и вашего малыша, но и всех проходящих мимо людей. Игра «Снежные скульптуры» направлена на формирование представления у ребенка о том, что мокрому снегу можно придать любую форму. Ход игры. Как часто мы лепим с малышом снежную бабу, но почему-то забываем о том, что из снега можно создать практически все, что захочешь. Лепите из снега мишек, собачек, заек и т.д. Не беспокойтесь о том, что ваши снежные фигуры будут отличаться от реальных объектов. Главное - не забывать передавать их характерные особенности. Поверьте, такая игра принесет только наслаждение и удовлетворения. С водойИгра «Волшебные пузырьки» способствует формированию представлений у ребенка о свойствах воды (ее насыщении воздухом). Для игры вам понадобится оборудование: стакан с кипяченой водой, соломинки разной длины и с разным диаметром отверстия. Ход игры. Предшествовать выполнению действий с водой может рассказ о том, как живется в «подводном царстве» животным, чем они там дышат, что кушают. После увлекательного путешествия в подводный мир можно перейти к собственно игре с водой. Для этого возьмите стакан с водой и опустите туда соломинку. Начните выдувать воздух. В результате в воде получатся пузырьки - свидетельство того, что воздух легче воды, он выталкивается на поверхность, но вместе с этим он все же насыщает воду. Аналогичные действия предложите совершить и вашему малышу. Обращайте его внимание на то, что от силы, с которой мы выдыхаем воздух, изменяется количество пузырьков. Игра «Движется - не движется» направлена на формирование у ребенка представления о том, что жидкость может изменяться - двигаться и находиться в состоянии покоя. В качестве оборудования вам понадобятся вода и емкость для нее. Ход игры. Перед тем как играть, понаблюдайте с малышом за различными изменениями, которые происходят в природе. Во время игры вспомните с ним, как течет вода из крана, как она капает во время дождя с крыши, как она бежит в ручейке и т.д. Если малыш забыл, можно просмотреть заранее приготовленные видеоролики. После чего предложите ему поиграть с водой. Поставьте между собой и ребенком чашку с водой. Обратите его внимание на то, что вода спокойная, не движется. Затем опустите в воду руку и понаблюдайте, что произойдет с водой - она придет в движение. В процесс игры можно включить разные действия, например, вода не движется - играющие стоят, вода движется - все кружатся. Игра «Где вода?» способствует формированию у ребенка представления о том, что вода может впитываться и просачиваться. Для игры вам понадобится следующее оборудование: две миски, одна из которых пустая, вторая - с водой, губка средней величины, соответствующая размеру руки ребенка. Ход игры. Вспомните с малышом, что происходит, когда идет дождь. Естественно, появляются лужи. Но время проходит, и они куда-то исчезают. Это связано с тем, что вода может впитываться и просачиваться. Поэкспериментируйте с ребенком. Поставьте перед ним две миски. Одну из них наполните водой, а другая пусть останется пустой. Затем совершите следующие действия: опустите губку в воду, она наберет жидкость и станет тяжелой, переместите губку в другую миску и там ее отожмите. После непродолжительной игры вода из одной емкости переместится в другую. Игра «Попробуй удержать» способствует формированию представлений у ребенка о том, что вода может просачиваться и вытекать. Чтобы поиграть, вам понадобятся две емкости: одна - пустая, другая - с водой. Ход игры. Попросите ребенка поиграть с водой: похлопать по ее поверхности, привести в движение и т.д. После этого предложите ему зачерпнуть воду сложенными «в лодочку» ладонями и перенести ее в другую емкость. Конечно же, вода будет проливаться, и протекать через пальцы. Для того, чтобы ребенку было весело и интересно, посоревнуйтесь с ним в том, кто быстрее перенесет при помощи рук воду из наполненной миски в пустую.
X

x