Всего представлено работ: 243854

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Гудкова Елена Викторовна

Рабочая программа воспитателя логопедической группы.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 121 комбинированного вида»Рассмотрено и принято Утверждаюна педагогическом совете №1 заведующая МДОУ №121 ___________/ Суркова Л.Ю./ «31» _августа 2017 г. Приказ №1_от 04.09.2017 г. Протокол педсовета № 1от «04» сентября 2017 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в старшей группе №6компенсирующей направленности на 2017-2018 учебный год Составитель: Гудкова Е.В, воспитательСаранск, 2017Структура программы:Целевой раздел.Пояснительная записка.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный раздел.Учебный план ООП ДО в старшей группе.Перечень методических пособий, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности в группе.Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.Содержание коррекционной работы.Взаимодействие с семьей и социумом.Планирование работы с детьми в группе.Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.Организационный раздел.Оформление предметно-пространственной среды.Структура образовательной деятельности.Перечень методических пособий для реализации программы. Приложение I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная запискаОбразовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на 2017-2018 учебный год (далее - Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида» (далее – Программа) с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга», авторы: С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Е.В.Соловьева, Е.А.Екжанова (далее – «Радуга») и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет.Рабочая программа направлена на- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.-сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.воспитание личности, умеющей жить в социуме, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы.воспитание духовности и приобщение детей к истокам и традициям народной культуры.социально–эмоциональное развитие детей, основанное на принципах педагогики сотрудничества и личностно–ориентированного взаимодействия.развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.Рабочая программа учитывает- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;- возможность освоения ребенком Рабочей программы на разных этапах ее реализации.- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Рабочей программы; - освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Рабочей программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Цель и задачи реализации Рабочей программыЦель - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. - коррекционно-развивающая работа по освоению детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.Задачи- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова.- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.Принципы и подходы к реализации Рабочей программы Рабочая программа воспитателя разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;- уважение личности ребенка;- реализация Рабочей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Рабочая программа реализует принципы дошкольного образования:- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;- сотрудничество Организации с семьей;- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);- учет этнокультурной ситуации развития детей.Структура образовательной части Рабочей программы Образовательная часть Рабочей программы построена с учетом проекта Примерной образовательной Программы «Радуга», разработанной коллективом авторов: С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, Е.А.Екжанова, программы Т.Б..Филичевой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР» Программа «Радуга» соответствует принципам ФГОС ДО. Методологической основой Программы «Радуга» являются:общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьевакультурно-исторический подход Л.С.ВыготскогоПрограмма «Радуга» в качестве специальной ставить цель поддержания у детей базовых мотиваций – познания, общения, созидания, а в старшем возрасте – формирования мотивации учения.Программа «Радуга» рассматривает образовательную организацию как открытую систему, включенную в более широкий социум и видит миссию дошкольной образовательной организации как:содействие семье:в формировании общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;в повышении родительской компетентности;современному российскому обществу в передаче нового поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;содействие государству в формировании основ патриотических чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и представляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;описание взаимодействия педагога с детьми в основных формах деятельности – игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;формах организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;комплект пособий для детей по всем возрастным группам;описание системы управления организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого-педагогических условий. Также образовательная часть рабочей программы построена с учетом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.Широкая апробация настоящей программы подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Катамнестические данные убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Характеристика особенностей развития детей старшего возраста.«Уже большие»: 5—6 лет Ключ возраста. В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением. Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интересов — взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношение к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печали ребёнка. Теперь ребёнок обливается слезами в первую очередь не над вымыслом, а в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику или девочке, с которой хочет дружить, любит ли его на самом деле его мама или отец, добр ли в действительности воспитатель и т. п. Дети могут плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроении, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребёнка появляются устойчивые чувства и отношения. Как мы видим, эмоциональная сфера ребёнка претерпела огромные изменения по сравнению с той, какой она была в два года. Теперь состояние организма не определят полностью душевное состояние ребёнка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус! » (т. е. не изменил свои намерения и поведение под влиянием этой эмоции). Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Яркий пример — освоение игр с правилами. Для пятилетнего ребёнка главная трудность — научиться подчинять своё поведение общему правилу в ситуации, когда он проиграл. Он также постепенно учится не проявлять негативные эмоции в ситуации проигрыша. Для ряда детей, сильно ориентированных именно на успех в деятельности, а не на систему отношений со сверстниками, это трудная задача. Им тяжело смириться с проигрышем. Умение эмоционально адекватно реагировать в такой ситуации — важное психологическое приобретение данного возраста. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа — поля одуванчиков весной, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают развиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено в предметно-практическую деятельность детей, как бы слито с ней. Ребёнок воспринимал то, с чем он действовал. Теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку (так называемые загадочные картинки) и т. п. Внимание. В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Если ребёнок сосредоточен на каком-либо предмете, например, для игры ему нужен мяч и он идёт за ним, то в отличие от трёхлетнего малыша по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики). Память. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остаётся главным образом механическим. Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Ребёнок может запомнить по просьбе взрослого 7—8 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Речь ребёнка всё более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи. Мышление. К 5 годам у ребёнка появляется способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи. Они также получают представление об в обратимое действие, а срезание цветов — необратимое. На основе яркого зрительного представления ребёнок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи. Способность удерживать представлении цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребёнку представлять себе прошлое и будущее, выстраивать картину роста и развития в мире живой природы, процесса изготовления какой-либо вещи, приготовления съестного блюда и т. п. Ребёнок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя в более младшем возрасте, задаёт об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребёнка с его семейным (генеалогическим) деревом. Также в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. В плане содействия общему психическому развитию, наряду с формированием интеллектуальных операций счёта, классификации, сериации важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего, пространственного и абстрактного воображения. Деятельность. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В играх детей теперь можно видеть полноценный развёрнутый сюжет, который протяжён во времени. Они могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настольные, настольно-печатные, подвижные игры требуют от ребёнка не только подчинения своего поведения внешней норме — правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу хоть и маленький, но очень умный» и т. п.). Взаимоотношения также осознаются и фиксируются («Я с девчонками не вожусь», «Мы все подружки» и т. п.) представляет большую психологическую трудность. Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых сообществ: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами и т. п., а также законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребёнка предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке, чьё поведение также регламентировано, имеет границы допустимого, приемлемого и возможного. На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между 5 и 7 годами, имеет, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, решающее значение для готовности ребёнка к школьному обучению. Сознание. Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребёнок уже успешно использует в практике, но пока нерефлексивно. Он может осознавать, например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очерёдность). В этом возрасте происходит активное осмысление жизненных ценностей. Оно происходит параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ребёнка и построением образа будущего. Данный возраст, как мы видели, — период многоаспектной социализации ребёнка. Одной из её сторон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой — своим народом, своей страной. Старший дошкольный возраст имеет решающее значение для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. Личность. Отношение к себе. Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Пятилетний возраст — возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, мальчики — к мужчинам. Если до сих пор ребёнка интересовал преимущественно окружающий мир, то в 5 лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил её. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать.В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть фильмы для взрослых, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Уже начиная с 3 лет у ребёнка появляются некоторые представления о себе. Ребёнок знает, мальчик он или девочка, какие у него глаза, волосы, что он умеет, что любит. Однако примерно до 5 лет в образе Я ребёнка присутствуют только наличествующие качества, т. е. только те особенности, которые, по мнению малыша, у него имеются. После 5 лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называется расслоением образа Я на Я-реальное, т. е. те качества, по поводу которых ребёнок считает, что они у него имеются, и Я-потенциальное, куда входят как положительные черты, которые ребёнку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он бы не хотел иметь. Разумеется, этот процесс находится ещё как бы в зародыше и имеет несколько специфические формы. Так, ребёнок шестого года жизни не говорит и не думает, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. У дошкольника это обычно приобретает форму желания быть похожим на персонаж сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребёнок может воображать себя этим персонажем, подчёркиваем — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. В Я-реальное входят как положительные качества, так и те особенности, которые ребёнка огорчают. Например, я уже умею читать, но я плохо бегаю. Следует подчеркнуть, что образ Я — это не только знания о том, какие особенности присущи ребёнку. Это ещё и отношение к этим особенностям. Например, девочка видит и знает, что у неё короткие волосы, но ей это очень не нравится и она мечтает о длинной косе. Или ребёнок знает, что умеет считать до 1000, и очень гордится этим. Однако в отличие от хорошего счёта и плохого бега, которые мирно уживаются в Я-реальном, противоположные характеристики Я-потенциального резко противостоят друг другу, олицетворены в разных образах, и поэтому Я-потенциальное целесообразно как бы разделить на две противостоящие друг другу части: Я-потенциальное плюс и Я-потенциальное минус. В результате образ Я ребёнка приобретает к 6 годам сложное строение. Эти изменения в образе Я имеют огромное практическое значение. Содержание этих трёх разных частей образа Я определяет в первую очередь соблюдение ребёнком норм морали и существенно влияет на все стороны его поведения. В Я-реальное у разных детей входит разное содержание. Разные дети знают о себе разные вещи и относятся к ним по-разному. Так, один знает, какого цвета у него глаза, но никогда не задумывается о длине рук. Другой вполне осведомлён об этом. Девочки, как правило, больше знают о своей внешности, чем мальчики, и не только знают, но и испытывают по данному поводу гордость или огорчение. Это же относится к знаниям и умениям, предпочтениям и качествам личности. Весьма большие индивидуальные различия обнаруживаются и в общем отношении детей к себе. Так, некоторые дети убеждены, что они не просто «хорошие» или «очень хорошие» (такое отношение свойственно данному возрасту и является нормальным), но «самые лучшие в мире», т. е. обнаруживают полное отсутствие какой-либо самокритичности. Другую крайность представляют дети, считающие себя «плохими». Такое несвойственное возрасту отношение к себе лишает их уверенности в своих возможностях или вызывает озлобление. Источником отношения ребёнка к себе являются оценки и отношение к нему окружающих взрослых. «Лучшие в мире» полагают, что все близкие оценивают их подобным образом. «Плохие», наоборот, убеждены, что кто-то из самых близких людей ценит их не очень высоко. Изучение большого числа детей показало, что они имеют совершенно определённое мнение о том, как к ним относятся окружающие. Вопрос, насколько это понимание является верным, в данном случае не имеет значения. Важно, как сам ребёнок воспринимает это отношение, ибо ведёт он себя в соответствии с тем, как оно видится ему. В большинстве случаев дети считают, что лучше всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы. Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был для ребёнка безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета. Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребёнок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяют самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений. Не секрет, что некоторые «популярные» дети «берут взятки» (игрушки, сладости) за то, чтобы принять в свою игру «рядового» ребёнка. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Так, длительные и сильные огорчения ребёнку начинает доставлять нежелание привлекательного в его глазах сверстника играть и общаться с ним. Что касается усложнения самих взаимоотношений, то среди них появляются такие сложные формы, как обман и мелкий шантаж. Наряду с объективным расширением и усложнением взаимоотношений идёт обдумывание, обсуждение и осознание как самих взаимоотношений, так и поступков и качеств сверстника.1.2 Планируемые результаты освоения программы. Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (Рабочей программы) заданы как целевые ориентиры. Они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС подчёркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. ФГОС прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Педагогическая диагностикаВместе с тем Стандарт оговаривает, что при реализации Рабочей программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Общими показателями качества образовательной работы по Рабочей программе являются ответы на вопросы: «Можно ли сказать, что каждый ребёнок: хочет ходить в детский сад и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее; откликается на инициативу взрослого в общении и деятельности; любознателен и имеет сферу индивидуальных интересов; инициативен в деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми; разговорчив и имеет высокий уровень развития речи; получает удовольствие от продуктивных занятий; любит и умеет играть совместно со взрослым и со сверстниками; понимает слово «нельзя»; способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10—15 минут и найти такое дело для себя?» Социально-коммуникативное и познавательное развитие. Ребёнок в возрасте 5—6 лет: способен управлять своим двигательным поведением и проявлениями эмоциональных реакций; проявляет интерес к мнению и позиции взрослого, задаёт много вопросов, любит слушать рассказы взрослого о жизни; внимателен к проявлениям чувств и эмоций других людей; имеет собственную сферу познавательных интересов; способен играть в различные игры с правилами, выполняя их.Познавательное развитие Ребенок в возрасте 5-6 лет: имеет представление о разных видах деятельности людей, знает, что рукотворный мир- результат деятельности человека; знает о правилах личной безопасности; правах и обязанностях ребенка; имеет элементарные географические представления в соответствии с возрастными особенностями; знаком со знаками (буква, цифра, дорожные знаки, ноты) и сложными понятиями ( время, символ, знаковая система); имеет представления о жизни растений и животных, взаимосвязи живой и неживой природы, фиксирует сезонные изменения в природе; способен соотносить изображённое на картинке действие с реальным действием; производит выбор определённого действия, изображённого на картинке, из ряда предложенных («Покажи, где мальчик бежит (сидит, рисует)»); запоминает названия изображений. Делает выбор сначала из двух картинок, а затем из четырёх; в процессе выбора заданной формы по образцу умеет отвлекаться от других признаков — цвета и величины, т. е. производит выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины; умеет дифференцировать объёмные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым. Умеет анализировать образец; производить выбор величины по образцу из трёх предложенных объектов, проверяя правильность выбора приёмом практического примеривания; соотносит предметы по величине (три размера — «Три медведя», «Расставь игрушки в три домика»); имеет развитое слуховое восприятие и фонематический слух: различает бытовой шум (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля); выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чём я играю»); находит заданное слово в предложенной фразе; воспринимает целостный образ предмета, опираясь на его характеристики в продуктивных видах деятельности и в игре; имеет обобщённые представления о предметах-, а орудиях, их свойствах и качествах также об их роли в жизни и деятельности людей; анализирует проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях; имеет зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач; решает задачи наглядно-образного плана; имеет целостное восприятие ситуаций, изображённых на картинках: умение воспринимать ситуацию как целостную с опорой на свой реальный практический опыт; устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображёнными на картинках; выполняет операции сравнения и обобщения, высказывает суждения и умозаключения; определяет предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку при выборе из двух-трёх (например, к картинке с изображением флажка без древка — картинку, на которой мальчик сломал флажок; к картинке с изображением разбитой чашки — картинку, на которой девочка уронила чашку; к картинке, на которой девочка плачет, — картинку, на которой девочка упала, и т. п.); определяет последовательность указанных событий, употребляя слова сначала, потом, после того как картинки уже подобраны.Формирование математических представлений Ребёнок в возрасте 5—6: выполняет задание: «Посчитай, пожалуйста, до скольких можешь»; выполняет задание: «Отсчитай, пожалуйста, ... камешков (от 10 до 20)»; отвечает на вопрос: «Каким по счёту стоит мишка?»; отвечает на вопрос: «Какая это цифра (цифра 2, 4, 7, 8, 9)?»; называет предлагаемую ему фигуру (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат); называет цвет предлагаемой ему фигуры; называет, что на картинке лишнее (четыре предмета); отвечает на вопросы: «Какая полоска бумаги длиннее? Какая короче?»; отвечает на вопросы: «Какой домик выше? Какой ниже?»; отвечает на вопросы: «Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?»; называет одним словом то, что перечисляется (обобщающие понятия); отвечает на вопросы: «Какое сейчас время года? Сколько времён года? Какие ты знаешь?»; отвечает на вопросы: «Какой сейчас месяц? Какие месяцы ты знаешь? Какой будет следующий? Какой сегодня день недели? Какое сегодня число?»; отвечает на вопросы: «Что ты делаешь утром? вечером? Когда ты спишь?»; рассказывает историю по картинкам; выделяет группы предметов, имеющих сходное назначение или возможности (например, инструменты для резания или «те, кто может летать»); имеющих одинаковые детали (например, кабину, хвост); показывает предмет (при выборе из пары): легкий — тяжёлый, мягкий — твёрдый, тёплый — холодный, светлый — тёмный, гладкий — колючий, прямой — кривой; рассказывает, чем похожи и чем различаются два предмета; показывает предмет, который находится над…, под…, перед…, за…, около… (например, игрушечного стола); отвечает на вопрос: «Что находится спереди — сзади (вверху — внизу, близко — далеко) от тебя?» Социально-коммуникативное развитие. Ребенок в возрасте 5-6 лет: умеет принимать на себя различные роли; умеет создавать воображаемую ситуацию; взаимодействует с игровыми партнёрами: выполняет различные роли в игре, подчиняясь правилу сообщества; учитывает позицию игрового партнёра; активно налаживает игровые партнёрские отношения со сверстниками; способен в игре воссоздавать различные типы социальных отношений; имеет устойчивость ролевого поведения, когда ребёнок действует понарошку, от имени лица, роль которого выполняет; способен следовать ролевому правилу, сформулированному до начала игры. Творческие проявления в игре: играет с увлечением, погружаясь в роль; проявляет в игре инициативу, придумывая новые варианты сюжетов и рисунка роли; создаёт в игре выразительный образ; проявляет речевую активность в процессе игры; его речь является активным средством налаживания партнёрских отношений, т. е. выполняет коммуникативную функцию; функцию планирования игры, является средством формулирования предварительного замысла игры и ролевого правила; активно использует невербальные средства коммуникации в игре. Умеет называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра); знает время своего рождения (летом, зимой); дает элементарную оценку своего поведения и результатов своей деятельности; испытывает потребность в наличии в группе друга (подруги), группы друзей. Речевое развитие. Ребенок в возрасте 5-6 лет: умеет понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных имен существительных; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; умеет четко проговаривать падежные, родо-видовые окончания слов; употреблять правильно простые и некоторые сложные предлоги; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.), владеть элементами грамоты. Художественно-эстетическое развитие. Ребёнок в возрасте 5—6 лет: эмоционально откликается на музыку, любит её слушать, двигаться под музыку, подпевать; эмоционально слушает произведения детской художественной литературы, сопереживает их героям; любит участвовать в театрализованной деятельности по содержанию прочитанного; способен оценить красоту произведений изобразительного и музыкального искусства; имеет собственные эстетические вкусы и предпочтения и проявляет их; владеет навыками создания изображений из различных материалов, с использованием различных изобразительных средств; cпособен воплотить свой замысел, планируя работу по его достижению, самостоятельно выбирает материалы для своего творчества. Диагностика физического развития проводится медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, воспитателем в соответствии с возрастными нормативами и рекомендациями местных специалистов. II Содержательный раздел2.1Учебный план образовательной деятельности старшей группы на 2017-2018 учебный год ДеятельностьКоличество часов в неделюРазвитие речиПознавательное развитиеФЭМПРисование ЛепкаАппликацияКонструирование111110.50.5НаправлениеразвитияВиды деятельности детейФормыобразовательной деятельностиПродолжительностьи количество в неделюФизическое развитиеДвигательнаяФизкультурные занятия.Физкультурные развлечения.Подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования, сюжетные игры, физминутки, проведение малых Олимпийских игр.25 мин., 3 раза в неделю1 раз в месяцСогласно календарному плану.Речевое развитиеКоммуникати-наяЧтение художественной литературы.Занятие по развитию речи.Беседы, речевые ситуации, составление, отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами.Чтение, обсуждение, беседа. Театрализованная деятельность.Викторины, КВН, самостоятельная художественная деятельность. Вопросы и ответы, выставки в книжном уголке.25 мин., 1 раз в неделю.Согласно календарному плану.Согласно календарному плану.Социально-Коммуникатив-ноеТрудоваяСовместные действия, дежурство, поручения, реализация проектов.Согласно календарному плану.Художествен-но- эстетическое развитиеМузыкально- художественнаяСлушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально- дидактические игры.Согласно календарному плану.Познавательное развитиеПозновательнаяБеседы, проблемные ситуации, экспериментирование, КВН дидактические игры, интерактивные игрыСогласно календарному плану2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности в группе.Направление развитияМетодические пособияНаглядно-дидактические пособияРабочие тетрадиПознавательное развитиеТ.И.Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» Методическое пособие для воспитателей детских садов - М.: Просвещение.2013.Т.И.Гризик «Познаю мир» Метод. рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение.- 2000.Е.В. Соловьева «Формирование математических представлений детей 2-7 лет» -2-е изд. – М.: Просвещение.- 2013.Е.В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников» – М.: Просвещение.- 1999.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ – Воронеж:ЧП Ликацения С.С. -2006.В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера – 2010.Е.Е. Зубарева «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста »Картинки предметные и сюжетные по лексическим темам: «Мебель», «Одежда», «Животные и их детёныши», «Цветы», «Животные Африки», «Животные Севера», «Дикие животные», «Профессии», «Еда и напитки» и др.;Альбомы: «Животные нашего зоопарка», «Перелетные птицы», «Моя Мордовия» и др.;Д/и «Чудесный мешочек», д/и «Четвертый лишний», «Узнай по тени», д/и «Викторины»; домино, лото, календарь.Тетради из серии «Солнечные ступеньки»: «Природа» (ч.1), «Математика» (ч.1).Речевое развитиеВ.В.Гербова «Учусь говорить» - 6-е изд. – М.: Просвещение.- 2004.В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми»В.В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома:5-7 лет»- Пособие для воспитателей детского сада - М.: ОНИКС, 2005.О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»Конспекты занятий – М.ТЦ Сфера. 2010.Картинки предметные и сюжетные по лексическим темам: «Мебель», «Одежда», «Животные и их детёныши», «Цветы», «Животные Африки», «Животные севера»,«Дикие животные», «Профессии», «Еда и напитки» и др;Д/и «Четвертый лишний», д/и «Викторины», д/и «Контрасты» Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 1, 2, 3, 4 / 2-е изд. испр. – М.: Издательство ГНОМ. 2014. Тетради из серии «Солнечные ступеньки»: «Обучение грамоте» (ч.1), «Подготовка к письму» (ч.1).Художественно-эстетическое развитиеИ.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» /Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: старшая группа: - М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.Т.Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» – М.: Просвещение.- 2011.Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»/ 3-е изд. М.: Просвещение.2001.Т.И.Бобкова, В.Б.Краснопольская «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» - М.ТЦ Сфера. 2008.Е.Е. Зубарева «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста »Е.Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня»» - Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 2004.Е.Черенкова «Оригами для малышей» - М.: ООО ИД РИПОЛ классик, ООО Изд-во «ДОМ 21 век», 2008Л.В. Куцакова «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» пособие для педагогов и родителей.- М.: Мозаика - Синтез,2007.В.М. Кошелев «Художественный и ручной труд в детском саду» - 2-е изд. - М.: Просвещение.2002.Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе» Конспекты занятий – М.: Мозаика-Синтез. 2007.И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировка и скульптуры из природного материала» – М.: Издательский дом КАРАПУЗ. 2009 гАльбом с репродукциями известных художников, альбомы с образцами декоративной росписи (гжель, хохлома, городец, палех); шаблоны и трафареты, различные виды театров, образцы работ.Физическое развитиеЛ.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам» - М.:Гуманит изд. Центр Владос. 2000.В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М.: Просвещение.1988.Т. Барышникова «Игры на воздухе»Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет» Пособие для воспитателей детских садов - М.: Просвещение.1988.Социально-коммуникативноеразвитиеО.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»- Волгоград. Учитель,2008.К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Для занятий с детьми 2-7 .- М.: Мозаика – Синтез. 2014г Н.Н.Копытова «Правовое образование в ДОУ» - М.:ТЦ Сфера. 2007..Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка» - М.: ТЦ Сфера. 2007.Альбом «Права ребенка»Макет «Перекресток»СхемыПланыКарты2.3 Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы в группе.Направление развитияФормы реализации Рабочей программыСпособыМетодыСредстваСовместнаядеятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьейПознавательное развитиеБеседыЗагадкиНаблюдениеОпытыРассказываниеПроектыВикториныКонкурсыКоллекционированиеМастерскаяКоллекционированиеТематические вечераКонкурсыДни открытых дверейАнкетированияРодительские собранияКонсультацииИндивидуальные занятияПодгрупповые и фронтальные занятияРассказ взрослогоПояснениеРазъяснениеБеседаЧтение художественной литературыРассматривание картинДемонстрация кино - и диафильмовПросмотр компьютерных презентацийДемонстрационный и раздаточный материал, натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.Речевое развитиеБеседыЗагадкиРассказываниеПересказРассматривание картинПросмотр компьютерных презентацийДемонстрация кино- и диафильмовИгра: сюжетная, с правилами, подвижная, театрализованная, дидактическаяСитуативный разговорНаблюдениеСоставление загадокКонсультацииТеатрализованные представленияРодительские собранияДни открытых дверейИндивидуальные занятияПодгрупповые и фронтальные занятияЧтение художественной литературыПросмотр компьютерных презентацийРассказы воспитателя и детейБеседыДемонстрационный и раздаточный материал,план - схемы, картиныХудожественно-эстетическое развитиеСлушание музыки, исполнение и творчествоМастерскаяТематические вечераРазвлеченияПраздникиВыставки детских работИндивидуальные занятияПодгрупповые и фронтальные занятияЧтение художественной литературыКниги для детского чтения, аудиокниги, иллюстративный материал, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, детские музыкальные инструменты, дидактический материал.Физическое развитиеУтренняя гимнастикаПодвижные игрыСоревнованияСостязания Подвижные игрыСпортивные праздникиРазвлеченияКонсультацииИндивидуальные занятияГрупповые занятияРазъяснениеПоказОборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятия с мячом и др.Социально-коммуникативноеразвитиеИгровые ситуацииИгры с правиламиСюжетно -ролевые игрыКонсультацииАнкетированиеИндивидуальные занятияПодгрупповые и фронтальные занятияОборудование для всех видов игр и труда. 2.4 Содержание коррекционной работы. Характеристика детей с ОНР( 3 уровень).У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным  и переносным значением, незнание  названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно -  следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости ; звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняются. Содержание коррекционной работы:Развитие артикуляционного аппарата;Развитие речевого дыхания;Развитие понимания речи;Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;Развитие произносительной стороны речи;Развитие самостоятельной фразовой речи;Формирование звукопроизносительных навыков;Развитие мелкой моторики пальцев рук.2.5 Взаимодействие семьей и социумом. План работы с родителями№ п/пСодержание работыСрокОтветственные1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.Родительское собраниеАнкетирование: заполнение социальных анкет.Консультации для родителейУчастие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных нарушений Участие в выставке «Бабонь-парь» («Бабушкин сундук»)Участие в экологическом празднике «Синичкин день» (изготовление кормушек вместе с детьми)Всероссийский День правовой помощи в МДОУ для родителейУчастие в минипроекте «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»Организация встреч с интересными людьми (представители разных профессий, ветераны, спортсмены и др.)Участие в выставке «Фабрика деда Мороза»Помощь в организации новогоднего праздникаУчастие в круглом столе «Защита прав и достоинства ребенка в семье»Участие в минипроекте «Наша малая Родина- Мордовия»Участие в спортивном празднике «Папа, мама, я- спортивная семья».Участие в выставке «Мамы-рукодельницы».Организация экскурсии в лесопарковую зону.Лекторий «Войны -суровые года»1 раз в кварталСентябрь2-3 раза в месяцСентябрьОктябрьНоябрь20 ноябряНоябрьВ течении учебного годаДекабрьДекабрьЯнварьФевральФевральМартАпрельМайВоспитателиВоспитатели, родителиВоспитателиРодители, воспитатели.Родители, воспитатели.РодителиАдминистрация МДОУ, родители, воспитатели.Воспитатели, родители.Воспитатели, род. КомитетРодителиРодителиВоспитатели, родителиВоспитатели, родители.Физ. Инструктор, воспитатели, родители.Родители, воспитатели.Род.комитет, воспитатели.Воспитатели, родители.2.6 Планирование работы с детьми в группе (перспективное, календарное, комплексно-тематическое).2.7 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.Совместнаядеятельность воспитателя с воспитанниками деятельностьФормы работы с детьмиЧтение художественной литературыслушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением);чтение, обсуждение, разучивание- двигательная - игровая: - продуктивная:-коммуникативная: подвижные дидактические игры, п/и с правилами, игровые упражнения, соревнования;сюжетные игры, игры с правилами;трудоваянаблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами;Музыкально-художественнаябеседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами;совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта;мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов;Познавательно-исследовательская2.8 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками Национально – культурные особенности: этнический состав воспитанников группы: русские (78%), мордва (11%), татары (11%), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Мордовия. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, экскурсии в музеи г. Саранска, по улицам зоны ближайшего окружения. Климатические особенности: при организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и теплое лето. В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная , артикуляционная, пальчиковая гимнастика . В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).III Организационный раздел.Оформление предметно-пространственной среды.Зона познавательной деятельности (ознакомление с окружающим миром): часы настенные, календарь настенный, полочка умных книг, образцы предметов народного быта, куклы в национальных костюмах, художественная литература (сказки, рассказы, былины, сказки народов мира, настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения, картинки с изображением букв алфавита, дорожные знаки, математические знаки, картинки с изображением флагов и гербов разных стран, уголок природы, изображения различных животных, сухой аквариум, календарь наблюдений, кубики с буквами, магнитная азбука;Зона познавательной деятельности (математика): измерительные приборы и инструменты (сантиметр, линейки на каждого ребенка), часы стрелочные, мерные стаканчики, термометры для измерения температуры воздуха, тела, воды, диапроектор, картинные мозаики, цифровой ряд от 1 до 20, Зона настольных игр: «Веселый счет», «Лото», «Зоологическое домино», «Пазлы» и дрПриобщение к художественной литературе: книжная полка, листы бумаги и карандаши.Театральная деятельность: разнообразные виды театров (пальчиковый, теневой, настольный, бибабо), маски, театральные атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-драматизаций.Музыкально-эстетическая зона: музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки.Художественная зона: полочка красоты, доска творчества, мольберт, гуашь и акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная гуашь, фломастеры, пластилин, альбом с репродукциями произведений живописи, бумага разных видов, поролон, вата, разные нитки, ножницы, дополнительные материалы (пробки, катушки, бусины, палочки, пуговицы), клей ПВА, образцы поделок.Конструктивная зона: строительные материалы, конструкторы, плоскостные мозаики, спичечные коробки, коробки различных размеров, бумага разных видов.Зона познавательной деятельности; (развитие речи) наборы картинок, предназначенных для упражнений на группировку предметов методом исключения – «Четвертый лишний», наборы картинок для игры «Что изменилось?», картинки для игры «Составь сказку», головоломки, мозаики, буквенное лото, игра «Чудесный мешочек», лото для детей, начинающих читать.Спортивная зона: шведская стенка, скакалки, мячи, обручи, ракетки и шарики для настольного тенниса, канат.3.2.РЕЖИМ ДНЯНепосредственно-образовательная деятельностьПонедельник1.Логопедическое (2пер.)2.Развитие речи3.МузыкаВторник1. Логопедическое 2.Математика3.ФизкультураСреда1.Познавательное развитие2.Лепка3. МузыкаЧетверг1.Логопедическое (3пер.)2.Рисование3.Физкультура на воздухеПятница1. Логопедическое 2.Конструирование/аппликация3. ФизкультураРЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА (СТАРШАЯ ГРУППА)Дома 6.30 -7.30Подъем, утренний туалет.7.00-8.25Прием детей на улице, при неблагоприятных погодных условиях – в группе; утренняя гимнастика; беседы с детьми, наблюдения в природном уголке; свободные игры; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры; чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества.Понедельник «Утро радостных встреч».8.25-8.50Подготовка к завтраку, в течение года дежурство по столовой. Завтрак. 8.50 - 9.00Самостоятельная игровая деятельность детей. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.9.00 -10.35Непосредственно образовательная деятельность.10.35-12.05Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование. Четверг - физкультура на улице 10.10-10.3512.05-12.20Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры, в течение года дежурство по столовой.12.20-12.50Подготовка к обеду, обед. 12.50-15.00Подготовка ко сну. Сон.15.00-15.25Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия. 15.25-15.40Подготовка к полднику, полдник.15.40 –17.15Среда: «Подготовка руки к письму» Игры ролевые, дидактические Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областямСамостоятельная игровая и художественная деятельность детей. 17.15– 17.35Подготовка к ужину, ужин. 17.35 - 19.00Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей.Подготовка к прогулке.Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование.Уход детей домой .Дома19.00 – 20.10Прогулка с родителями. 20.10 – 20.40Спокойные игры, гигиенические процедуры.20.40 – 6.30 Подготовка ко сну, ночной сон.РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ НА ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА (СТАРШАЯ ГРУППА)Дома 6.30 -7.30Подъем, утренний туалет.7.00-8.30Прием детей в группе, в теплый период года на улице; утренняя гимнастика; беседы с детьми, наблюдения в природном уголке; дежурство по природному уголку, свободные игры; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры; чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества.8.30-8.50Подготовка к завтраку, дежурства по столовой Завтрак 8.50 – 9.00Самостоятельная игровая деятельность детей Подготовка к прогулке.9.00-9.25Непосредственно образовательная деятельность.9.25– 12.15 Подготовка к прогулке. Прогулка: НОД; Наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование.Четверг - физкультура на улице 10.10-10.3512.15 -12.30Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 12.30-13.00Подготовка к обеду, со второй половины учебного года – дежурства по столовой, обед. 13.00 - 15.15Подготовка ко сну. Сон 15.15-15.25Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия. 15.25-15.45Подготовка к полднику, дежурство. Полдник.15.45 –17.15 Игры ролевые, дидактические Подготовка к прогулке.Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование 17.15 – 17.35Подготовка к ужину, ужин. 17.35- 19.00Самостоятельная игровая и художественная деятельность. Подготовка к прогулке.Прогулка: наблюдение в природе, труд в природе и в быту, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми, рисование. Уход детей домой.Дома 19.00 – 20.10Прогулка с родителями. 20.10 – 20.40Спокойные игры, гигиенические процедуры.20.40 – 6.30(7.30)Подготовка ко сну, ночной сон.Модель двигательного режима детейВид занятий и форма двигательнойдеятельностиОсобенность организации1. Физкультурно-оздоровительные занятия1.1 Утренняя гимнастика Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность 10-12 мин1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (спреобладанием статических поз) Ежедневно, в течение 7-10 мин1.3 Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3-5 мин1.4 Подвижные игры и физическиеупражнения на прогулке Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин1.5 Дифференцированные игры-упражнения на прогулке Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин1.7 Гимнастика после дневного сна(комплекс упражнений) Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин2. Специально организованные занятия в режиме дня2.1 По физической культуре 3 раза в неделю, одно - в часы прогулки2.2 Самостоятельная двигательнаядеятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей3. Физкультурно-массовые занятия3.1 Неделя здоровья (каникулы) 3 раза в год (в конце октября, начале января и в конце марта)3.2 Физкультурно-спортивныепраздники на открытом воздухе 2-3 раза в год (40 мин)3.3 Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц 30 мин4. Совместная физкультурно-оздоровительная работ детского сада и семьи4. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятияхПодготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья Система физкультурно – оздоровительной работы МДОУ состоит из:-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы; -оздоровительного режима;-оптимального двигательного режима; -форм и методов по оздоровлению детей; -мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей; -направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей; В работе с детьми решаются следующие задачи:- охрана жизни и здоровья детей;- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;- воспитание потребности в здоровом образе жизни;- формирование правильного отношения к физкультурным занятиям.В решение этих задач используются следующие формы организации физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия в зале, на воздухе, утренняя гимнастика, физкультурные досуги и т.д.Физкультурно-оздоровительные мероприятияФормы и методыСодержаниеКонтингент детейОбеспечение здорового образа жизниЩадящий режим (адаптационный период);Гибкий режимВсе группыФизические упражненияУтренняя гимнастика;Физкультурные занятия (третье на воздухе);Подвижные и динамичные игры;Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);Спортивные игры.Гимнастика после сна.«Дорожки здоровья».Пальчиковые игрыФизкультминуткаВсе группы (занятие на воздухе – со второй младшей группы)Гигиенические и водные процедурыУмывание лица, рук, мытье ногПолоскание горла водой комнатной температуры.Игры с водойОбеспечение чистоты средыВсе группыСвето-воздушные ванныРегулярное проветривание помещений.Воздушные ванны во время одевания.Прогулки на свежем воздухеОбеспечение температурного режимаВоздушные и солнечные ванны.Все группыАктивный отдыхРазвлечения, праздники, игры-забавыДни здоровьяКаникулыМалые Олимпийские игры (старший дошкольный возраст)Неделя здоровья (1-я младшая и 2-я младшие группыВсе группыДиетотерапияРациональное питаниеВсе группыМузыко-терапия- музыкальное сопровождение режимных моментовМузыкальное оформление фона занятияМузыкально-театрализованная деятельностьВсе группыПсихогимнастикаИгры на развитие эмоциональной сферыКоррекция поведенияВсе группыФизиотерапияКварцевание групп, заловВсе группыСистема закаливающих мероприятийСтаршая группаОсень1 2 3 4 5 6 7 8Зима1 2 3 5 6 7 8 Весна1 2 3 4 5 6 7 8 9Лето1 2 3 4 5 6 7 91 – воздушно-температурный режим2 – воздушные ванны во время одевания 3 – утренний прием на улице4- облегченная одежда 5 – полоскание рта после еды6 – умывание лица, рук прохладной водой7 – прогулки на свежем воздухе 8 – витаминотерапия 9 – солнечные и воздушные ванны3.3 Перечень методических пособий для реализации программы.№Направление развитияПрограммыТехнологии и методики1Физическое развитиеПрограмма «Здоровье»Утренняя гимнастикаЗакаливаниеДыхательная гимнастикаКорригирующая гимнастика после сна2Познавательное развитиеПримерная общая образовательная программа «Радуга»,Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»ТРИЗЕ.В. Соловьева «Формирование математических представлений детей 2-7 лет» Т.И.Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет»3Речевое развитиеТ.Б..Филичева «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР»Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастикаВ.В Гербова «Учусь говорить»4Художественно-эстетическое развитиеИ.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»,Л. Куцакова «Программа по конструированию для детей 2-7 лет»Т.Т. Казакова «Нетрадиционные техники рисования»Е.Черенкова «Оригами для малышей»Л.В. Куцакова «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»Т.Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет»5Социально-коммуникативное «Мы в Мордовии живем» (Примерный региональный модуль), А.С. Козлова «Я - человек»«Ребенок в социуме (авторский коллектив Ростовского ГПИ)»О.Я. Князева, М.А. Маханева «Приобщение детей к русской народной культуре»Приложение1.Список детей:1.Батрашов Даниил2.Богданова Яна3.Вертягин Влад4.Гончаров Рома5.Дмитриев Костя6.Долганин Ваня7.Заликов Радмир8.Князева Настя9.Машкова Злата10.Пузаков Федя11.Пузакова Варя12.Пьянзин Даниил13.Пятинцев Саша14.Сарибекян Арина15.Нуштаев Дима16.Терентьев Никита17.Трофимова Света18.Ларин Влад19. Суконкин Ваня
X

x