Всего представлено работ: 242072

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ильченко Екатерина Владимировна

"Картотека театральных этюдов"

скачать документ

Вернуться назад

КАРТОТЕКА ИГР-ЭТЮДОВИмитация действий. Тема "посуда"Варим суп.Задачи: Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой.Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.«ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД»Задачи: Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.Пельмени.Я три горсточки мукиСыплю в миску из руки,Подолью воды немножкоРазмешаю тесто ложкой,Все с яйцом я перетру,Тесто я руками мну.Разделяю на кусочки,Делаю я колобочки.Мясорубку покручу,Фарш мясной я получу.Отделяю фарша горстку,На кружок кладу я горку,Я края соединяю,Пальчиками их сжимаю,Покажу свое уменье -Вылеплю я сто пельменей!(И. Лопухина)«ДОМАШНИИ ПТИЦЫ»Задачи: Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки "Жили у бабуси два веселых гуся".Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.ТЕМА «ДОМАШНИИ ЖИВОТНЫЕ»Задачи: Развивать пластику, фантазию, мимику.Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.Обыгрывание ситуаций.Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»Задачи: Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.Обыгрывание ситуаций.Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке.Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали.Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие.Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалкомедведя.Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей(зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.Шумный Ба-БахВ очень громких сапогахХодит по лесу Ба-Бах!И, заслышав этот звук,В ветках спрятался Тук-тук,На сосну вбежал Цок-Цок,В чащу кинулся Прыг-скок;Чик-чиришка в листьях - порх!Шебуршонок в норку - шорх!Тихо-тихо все сидятИ, хихикая, следят,Как шумит в лесу Ба-БахВ очень громких сапогах.(Дж. Ривз)МИШКАБедный мишка заболел-Мишка много меда ел.Мишка плачет и кричит:-У меня живот болит!Мишка стонет,Слезы льет-У него болит живот.НепослушныйЖадный мишкаСъел лесной малиныЛишка.(Ф. Бобылев)ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫТема «ПТИЦЫ»Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.Этюд "Чайка защищает свое гнездо от песца"."Совушка-сова"Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать ему о ней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать на нем глаза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая ребенку мячик:Ах, ты, совушка-сова,Ты большая голова!Ты на дереве сидела,Головою ты вертела,Во траву свалилася,В яму покатилася!Этюд «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними. В процессе игры можно прочитать ребенку стихотворение, например:Скачут побегайчики -Солнечные зайчики.Мы зовем их - не идут.Были тут - и нет их тут.Прыг, прыг по углам.Были там - и нет их там.Где же зайчики? Ушли.Вы нигде их не нашли?(А. Бродский)Игра-этюд «МИТЯ И РУБАШКА»Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя ирубашка».Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.Педагог. Это Митина рубашка.Ребенок. На, рубашка, простоквашку!Педагог.Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.)Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям:Как надо есть за столом?Кто покажет Мите, как надо есть?Игра-этюд «ПОРОСЕНОК»Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя шашку и жесты.Педагог. Визжит поросенок...Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками.)Педагог:Купают его в корыте.Он в луже не прочь помыться,А мыльной воды боится.А в кухне купают Олю.Воды ей нагрели вволю.Но Оля кричит...Оля: Уйдите!Мочалкой меня не трите!Я голову мыть не стану!Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)ПедагогВот оба они помыты, надуты, слегка сердиты, с коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?Педагог: И Оленька отвечала...Оля: Кричал поросенок Тошка, а я помогала немножко!Вопросы к детям:Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было? Кто покажет, как надо было поступить?Игра-этюд «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»Педагог:Мальчик Петя поздно встал - просыпаться тяжко.Умываться он не стал - он ведь замарашка. /Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети/.Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки ?»Дети высказываются, затем с помощью движений и мимики изображают Петю.(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)Игра-этюд « УШИ »Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.1-й ребенокДоктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?2-й ребенокЕсли мыть,То как нам быть:Часто мытьИли пореже? Педагог: Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ… Педагог: Отвечает доктор... Доктор: ЕЖЕПедагог: Отвечает доктор гневно...Доктор: ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)Игра-этюд «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу.Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.Педагог:Метлу взяла и двор подмела.Девочка:Всюду нос метла совала, но и я не отставала – от сарая до крыльца танцевала без конца. Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.)Игра-этюд «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»»Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку.Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.Педагог: Нынче Танечка — хозяйкаИ хлопочет день-деньской.Отложила в угол зайкуИ сказала... Таня: «Спи, косой!» Педагог:Тянет тряпку из комода, из кладовки тащит таз.Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась.Таня: Ты не смейся, глупый зайка!Поджидай себе обед...Ох и трудно быть хозяйкой,Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)Игра-этюд «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»»Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.Педагог: Как у нашей Ирки, на чулках по дырке!Почему, почему на чулках по дырке?1-й ребенокПотому что неохота штопать нашей Ирке.(Неряшливьй вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)Педагог: Как у нашей Натки штопка на пятке!Почему, почему штопка на пятке?2-й ребенокПотому что неохота быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)ИГРА-ЭТЮД «ДОЖДЬ ИДЕТ»Задачи: - Учить рассказывать сказку с использованием настольного театра;- развивать умение ориентироваться в пространстве;- воспитывать любовь к природе.Оборудование: Фигуры настольного театра, запись шума дождя.Включаю запись шума дождя, дети бегают под «дождем», подставляют ладошки капелькам дождя, радуются, перепрыгивают через «лужи».Выключаю музыку, рассаживаемся с детьми на ковре и вспоминаем, в какой сказке звери прятались от дождя под грибом. Включаю аудиозапись сказки В. Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки дети имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя – стучат пальчиками по ковру; Полет бабочки – взмахивают руками; голос лягушки – квакают, движения лапок лисы –двигают руками по полу; солнце обводят руками круг.Затем предлагаю детям рассказать сказку, используя фигурки животных настольного театра. Когда дети рассказали сказку, предлагаю игру «ЗЕРКАЛЬЦЕ» и предлагаю детям изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого животного во время дождя и после того, как выглянуло солнце.ИГРА-ЭТЮД «ЗЕМЛЯНИЧКА РАСТЕТ»Задачи: - Учить детей имитировать движения в соответствии с картинками;- закреплять представления детей о росте растений;- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.Оборудование: Набор картинок с изображением этапов развития растения, косыночки для девочек и шапочки для мальчиков.Показываем детям набор картинок с изображением этапов развития растения, предлагаем последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток (дети сидят, сжавшись в комок); затем вытягивается стебель (дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну руку); цветок распускается (дети разжимают ладонь к верху); цветок увядает (ладонь опускается); образуется маленькая ягодка (ладонь сжимается в кулачок).Этюд «ПОД ДОЖДЕМ»Задачи: - Учить детей выражать эмоции радости и грусти; имитировать простейшие движения;- развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук;- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.Ход этюда.Дети начинают бегать под «дождем», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.Этюд «КАПЕЛЬКИ»Задачи: - Учить детей выражать эмоции радости и грусти;- развивать ориентировку в пространстве;- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.Ход этюда.Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.Этюд «ЕЖИ»Задачи: - формировать умение управлять куклой- бибабо;- учить имитировать движения, характерные для ежа;- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.Ход этюда.Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-пых».Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения«Собака принюхивается»Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.«Лисичка подслушивает»Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.«Что там происходит?»Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась.Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.«Кузнечик»Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.«Любопытный»По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился, вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.«Сосредоточенность»Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.«Раздумье»Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?Во время этюда звучит музыка.Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.Этюды на выражение удивления«Удивление»Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век» приподняты.«Круглые глаза»Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.Этюды на выражение страданий и печали.«Ой, ой, живот болит»Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:Ой, ой, живот болит!Ой, ой, меня тошнит!Он, мы яблок не хотим!Мы хвораем. Том и Тим!Жалоба медвежат сопровождается музыкой.Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.«Старый гриб»Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.«Я так устал»Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:Я так устал,Я очень устал.Звучит музыка.Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.«Золушка»В зале звучит музыка.Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.«Остров плакс»Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.Во время этюда звучит музыка.Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.Этюды на выражение отвращения и презрения«Соленый чай»Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.«Грязь»Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.Выразительные движения. Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.Этюды на выражение гнева«Сердитый дедушка»К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.Во время этюда звучит музыка.«Король Боровик не в духе»Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.Шел король БоровикЧерез лес напрямик.Он грозил кулакомИ стучал каблуком.Был король Боровик не в духе:Короля покусали мухи.(В. Приходько)«Хмурый орел»Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова:Вот за решеткой хмур и золСидит орел.Могучих крыльев гордый взмахВнушает страх.Давно ль громады грозных скалОн облеталИ камнем падал свысокаНа врага.Он был свободный властелинСедых верши».Теперь в неволе, хмур и зол,Сидит орел.Затем ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев).«Разъяренная медведица»На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол копями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.«Два сердитых мальчика»Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся…Этюды на выражение страха«Лисенок боится»Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.«Собака лает и хватает за пятки»Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она ласт на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.Во время этюда звучит музыка.«Гроза»За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.Звучит музыка.Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.«Момент отчаяния»Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Звучит музыка.Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.Этюды на выражение вины и стыда«Провинившийся»Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.«Ваське стыдно»Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.«Стыдно»Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.«Чуня просит прощения»От хвастунишки-поросенка Чуни ушли его друзья — ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:Где вы, верные друзья?Чуне помогите!За бахвальство и за смехВы меня простите.(П. Соколов, Т. Дмитриева)Выразительные движения. Первая-вторая строчки: поворачивать головы в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед. Третья-четвертая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.Этюды на отображение положительных черт характера«Смелый заяц»Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.«Часовой»Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:Стоит он в дозоре,И зорок, и смел.Чтоб мир потревожить,Никто не посмел.(С. Погореловский)Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.«Капитан»Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.«Добрый мальчик»Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.«Внимательный мальчик»По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.«Посещение больного»Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.«Любящий сын»Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
X

x