Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Зарема Алимагомедовна Магомедова

Любимые стихи Агния барто

скачать документ

Вернуться назад

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехник.В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники. Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дошкольный возраст . Своевременное развитие речи ребенка дошкольного возраста создает благоприятные условия для наиболее полного выявления его способностей, формирования личности, свободно, творчески, уместно и адекватно пользующейся языком в различных жизненных ситуациях. Это актуализирует проблему развития связной речи ребенка как средства его самовыражения в сенситивный дошкольный период. Речевая активность является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает с раннего возраста и которое, в свою очередь, помогает ему познать окружающий мир. После двух лет жизни, основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. В течение раннего возраста речь приобретает большое значение для психического развития ребенка. Поэтому обучение связной речи имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка положительно влияет на формирование его важных личностных качеств, таких как коммуникабельность, креативность, компетентность [4, с. 126]. Ученые исследовали разные аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста: описательный (С.Ласунова, Л.Порядченко), творческий (Л.Березовская, О.Билан, А.Богуш, Н.Гавриш), рассказы-размышления (А.Омеляненко, Н.Харченко), развитие связной речи в игровой деятельности (В.Захарченко, Н.Луцан). Важное место в системе средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста занимает мнемотехника. В дошкольной практике мнемотехнику называют по-разному. В. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. Ткаченко — предметно-схематическими моделями, Т. Большова — коллажем, Л. Ефименкова — схемой составления рассказа [1, с. 24]. Мнемотехника (с греческого — «искусство запоминания») — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, хранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов окружающей среды; эффективное запоминание структуры повествования; развитие речи детей [3, с. 5]. Одним из средств развития связной речи является рассказ по картине. В основе рассказа лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и влияет на эмоции детей, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. Роль иллюстраций доносит значимость в интеллектуальном и речевом развитии детей. Польза мнемокартин по мнению К. Д. Ушинского [1, с. 24] в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логически и последовательно излагать свои мысли, то есть картина однозначно развивает разум и язык. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным, одному — по рисункам, другому — без рисунков — и вы оцените тогда все значение рисунков для детей. Чтобы ребенок заговорил — лучший способ показать ему красивую и яркую картинку. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы, вызванные иллюстрациями, легко запоминаются. Картине, как фактору умственного развития ребенка, должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Обосновывая полезность мнемотехники, специалисты-мнемонисты отмечают, что мозг человека лучше запоминает визуальные образы, поскольку основой психических процессов является визуальное (образное) мышление, а также связи между объектами (текстом, цифрами и т. д.). Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, они могут непринужденно усвоить приемы мнемотехники и научиться осознанно их применять. В использовании мнемотехники необходимо начинать работу с простых мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам. На первом этапе обучения (восприятия информации) зачитывается текст сказки, рассказа или стиха, выделяются его основные части. Дети рассматривают готовую таблицу и разбирают, что на ней изображено. На втором этапе (кодирование информации) с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дошкольники кодируют информацию. Третий этап — запоминание и воспроизведение информации. Пересказ сказки, составление разных видов рассказов происходит с опорой на символы. На четвертом этапе дети создают мнемотаблицы и придумывают свои рассказы, сказки [4, с. 123]. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, определенных действий и т. д. Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Этапы работы с таблицами: рассмотрение таблицы и обсуждение изображенного на ней; превращение абстрактных символов в образы (старшая группа); перевод материала по заданной таблице. Мнемотехника помогает детям управлять процессом запоминания, способствует развитию ассоциативного и образного мышления, внимания. Использование приемов мнемотехники способствует успешному развитию связной речи детей. Литература: Желтышева И. Е. Комплексный подход к формированию коммуникативных умений у детей, не посещающих ДОУ / И. Е. Желтышева // Дошкольная педагогика. — 2012.— № 9.— С. 23–24 Климкина Е. А. Особенности овладения связным высказыванием // Культура. Наука. Интеграция. — 2015. — № 10. — С. 20–22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.: Академия, 2003. — 230 с Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. Н. — М., 2002. — 709с.
X

x