Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Татьяна Валерьевна Саидова

"Учеба по новому" - с упором на практику

скачать документ

Вернуться назад

Саидова Татьяна ВалерьевнаПреподаватель КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»«Учеба по-новому» - с упором на практику.В настоящее время специалисты среднего звена т.е. окончившие СПО изучающих технологию и технологические процессы при производстве работ различной направленности, являются востребованными на рынке труда, и спрос на таких специалистов растет. Работодатель заинтересован в эрудированных специалистах обладающих:- способностью принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них;- способных самостоятельно планировать свою трудовую деятельность;- умеющих пользоваться современными информационными технологиями с использованием программ компьютерного обеспечения.Эти и другие качества, указывающие на компетенцию профессиональной направленности и профессионального мастерства должны быть сформированы в процессе обучения на базе учебного заведения и практической подготовки. Основным методом обучения является трудовой процесс, который должен внедрятся в учебный, с последовательным введением практических занятий и закреплением полученных знаний на производственной практике.Самостоятельные практические задания следует формировать последовательно, начиная с простых и постепенным нарастанием и переходом к более сложным. Если практические задания выполняются при помощи программного обеспечения, формировать задание следует на подобных реальных примерах.Практическое и производственное обучение должно начинаться с ознакомления студентов с производственным процессом и технологией выполнения работ избранной профессии, осваивать общие знания и понятия, технологию выполнения работ. С наращиванием знаний следует усложнять процесс выполнения задания. Такой метод предполагает модульный подход, основанный на компетенциях. Модульный подход предполагает реализацию базовой и профильной подготовки, и, следовательно, дифференцированный подход к обучению специалистов на основе блочно - модульной структуры построения программ обучения.Компетентность т.е. осведомленность в определенном круге вопросов или сочетание самостоятельного и ответственного умения выполнять трудовые функции, с принятием на себя ответственность за самостоятельно принятые решения. Следовательно, компетенция определяется, знанием, умением и опытом.Компетентностный подход является одним из главных аспектов сегодняшнего среднего образования. Цель которого подготовить квалифицированных специалистов.В профильном обучении с практическими занятиями задействованы основные принцы учебного процесса:- наглядность т.е. выполнение работы самостоятельно, с использованием современного программного обеспечения с опорой на компетентность преподавателя;- систематичность и последовательность знаний - соблюдение строгой логики в обучении, т.е. переход к изучению нового материала после овладения предыдущим;- прочность и оперативность полученных знаний т.е. запоминание интересного материала в результате методов преподнесения преподавателем в процессе изучения определенной темы или технологического процесса;- связь теории с практикой, задание должны составляться на реальных примерах;- инструктаж по выполнению задания т.е. четкий порядок действий при выполнении практических задач;- принцип научности - сочетание знаний в совокупности с нормативными документами (Свод правил, ГОСТ и т.д.).Одним из основных является наглядность и демонстрация выполнения подобных практических работ т.е. показ на конкретном примере с последовательным ходом работ, на основании которого студент может сверять выполненную работу с эталоном, соответственно проверять себя и выявлять допущенные ошибки, и иметь возможность исправить их. Такой метод является самым продуктивным, он развивает у студентов четкую последовательность и правильность выполнения отдельных этапов выполнения работы и соответствующих действий.Практические занятия возможно организовывать в группах студентов или в парах, такой подход дает большее усвоение знаний. Т.к. студенты по-разному усваивают информацию, более сильный студент улавливает большую часть, и в процессе выполнения и объяснения другому студенту, проверяет и закрепляет свои познания. Более слабый студен в свою очередь, получает информацию от первого студента, более простым языком, менее научным и понятным им обоим, следовательно, понимание в свою очередь приходит значительно быстрее и закрепляется практикой выполнения задания.Практические методы обучения с первых занятий должны быть направлены на развитие познания, действительности и самостоятельности студентов. Главным звеном является самостоятельность как личный контроль, выполнения работ, анализ причин и выявления ошибок. Инструктаж как порядок действий должен применяться только на начальном этапе обучения и выполнения практических заданий. С преследующим исключением его, т.е. ход выполнения работы, и последовательность действий должен быть осознан и отработан.Соответственно методы практического обучения способствуют овладению будущей профессии и профессионального мастерства. Учебный процесс строится на активном осмыслении в овладении профессии с активным стремлением и поиском эффективных разнообразных сочетаний способов и приемов выполнения технологических процессов. Способствует развитию у студентов навыков самостоятельности и высокой производительности всех комплексов работ типичных для своей специальности. Подготовка таких специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и конкретной профессии.Практические занятия раскрывают перед студентами важность, увлекательность и восстребовательность выбранной ими профессии и формируют в них убеждения в правильном выборе.По итогу выполнения студентами практических заданий можно судить на сколько успешно он овладел знаниями, умениями и навыками; на сколько успешно контролирует ход выполнения работы и воздействие на результат освоения методики выполнения технологических приемов.Профессиональная подготовка студента оценивается по фактическому состоянию самостоятельно выполненного обязательного минимума установленного объема учебной нагрузки к уровню подготовленности в соответствии с Госстандартом СПО.Основные требования в подготовке квалифицированных специалистов не только обучение, а реализация жизненных приоритетов т.е. полученные в процессе обучения знания и умения, в совокупности с личными качествами студентов были востребованы – как человеком, нашедшим свое призвание и предназначение.Развитие личности как основная часть в подготовке студентов к взрослой, самостоятельной, трудовой жизни. Первым и основополагающим становится овладение специальностью на самом высоком уровне. Так как профессиональная компетенция направлена на развитие профессиональных, важных качеств личности. Способствует повышению уровня продуктивности деятельности, совершенствованию знаний, умений, навыков, освоению основных методик и технологии профессии, формирование основ профессионального мастерства работников.В государственном образовательном стандарте на профессию предусматривается определенный уровень знаний, умений и навыков по каждой специальности, в том числе достаточной технологической грамотности, т.е. привычки строго соблюдать последовательный ход работ и технологию производства.Следовательно, на первых этапах обучения студентов требуется обучить технологии выполнения работ и всех технологических процессов, которые основываются по соответствующим стандартам. На первых этапах в процессе обучения задания должны носить упрощенный характер и постепенно приближаться к полному соответствию технологии производства и соответственно стандартам выполнения. Эти требования являются обязательными условиями в процессе обучения специальности. А дальнейшем умелое обращение и применение технической и нормативной документации. В словаре С.И Ожегова слово «профессионал» означает человека, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом, как специалист, владеющий профессией.В настоящее время жизнь нам диктует необходимость формирования в процессе обучения основных качеств профессионала, таких как:- гибкость и нестандартность мышления;- чувство нового и умения реализовать его творчески в своей деятельности;- способность к анализу действий и поступков как своих, так и других людей;- оперативный переход от одного уровня мышления к другому;- умения узнавать и понимать условия и исходные данные, а затем и намечать план действий;- умение разделить сложную проблему на составные части;- умение профессионально мыслить;- способность принимать оптимально рациональное решение;- владеть навыками оперативного принятия оптимальных решений;В результате обучения и практической подготовки студенты быстро адаптируются в сложившихся жизненных ситуациях. Способны самостоятельно критично мыслить, распознавать трудности и находить нужные решения. Способны определять где и как могут применить свои знания и умения в окружающей действительности, генерировать новые идеи. Грамотно работать с информационными технологиями. Коммуникабельные и свободно идущие на контакт в различных социальных группах с возможностью свободно работать сообща.Современное образование должно сделать профессиональное профильное образование творчески насыщенным процессом, приносящим учащимся удовлетворение зарождать радость от обучения познания нового и постоянного расширения кругозора.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГ.И. Кругликов. Методическая работа мастера профессионального обучения: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.: издательский центр «Академия», 2010.160с.Быковец О.А., Янченкова Е.В. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС НПО и СПО. М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2014. 39с.
X

x