Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Павлова Елена Александровна

Использование тактильных мнемокнижек для развития мелкой моторики у дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Сегодня хочу представить одну из новейших разработок, тактильные мнемокнижки,которые были сделаны не без участия родителей. Их можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. На первый взгляд в разработке нет ничего нового. Ведь сейчас в магазинах продаются самые разные книжки – игрушки с тактильными вставками для малышей. Но в данном случае цель не в том, чтобы сделать какой-то эстетический шедевр, а в том, чтобы ребёнок смог лучше запомнить материал, что и происходит на всех этапах создания тактильных мнемокнижек. Здесь главным является то, что - ребёнок, проговаривая речевой материал, совмещает с тактильными движениями пальцев рук. Ведь учёные уже давно доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Книжки сделаны по временам года и соответственно лексическим темам, которые мы проходим, исходя из тематического планирования. Мнемокнижка на тему: «Осень» Сначала разрабатываем сюжет, далее вместе с детьми готовятся заготовки для книги, содержащие объёмные и разнофактурные материалы. Внутри книги картинки, которые крепятся на липучки, прищепки, кнопочки, способствующие формированию дополнительных тактильных ассоциативных связей.В книге на тему: «Осень» - на титульной странице кармашки и буквы для составления и выкладывания имени ребёнка (для детей подготовительных группы), с использованием миниатюрных деревянных прищепок. Мнемокнижки применяются в процессе организованной образовательной деятельности. Например, лексическая тема «Овощи и фрукты». Здесь используются фетровые и заламенированные детали овощей и фруктов: морковь, свёкла, тыква, лук, редис, огурец, баклажан, капуста, яблоки, груши. Для каждого предмета своё место в книге: овощи на грядке, фрукты на дереве. Дети составляют рассказ, закрепляют названия овощей и фруктов. Тема: «Приметы осени». С помощью мнемокнижки закрепляем и проговариваем приметы осени: погода стала дождливой, солнце светит меньше, птицы улетают на юг, листья на деревьях пожелтели, люди надевают тёплую одёжку, пользуются зонтиком. Все соответствующие картинки располагаются в левой части книги. ФЭМП (Формирования элементарных математических представлений) Для изучения счета и решения элементарных математических задач используем овощи на грядках. Например: на грядке выросло 3 моркови и 2 капусты. Сколько всего овощей выросло? Дополнительно используем набор «Учись считать».706120-10160 Все мнемокнижки разложены по папкам, здесь же и контейнеры с дидактическим материалом аккуратно расставлены в шкафу. Ребёнок может подойти взять и поиграть с пособием, под присмотром педагога. Мнемокнижка на тему: «Зима» Внутри тактильных мнемокнижек дидактический материал, который крепится на липучки, прищепки, кнопочки, способствующие формированию дополнительных тактильных ассоциативных связей. Работая с такой книгой обогащается речь ребят, развивается мышление, мелкая моторика, воображение. При этом когда ребёнок собственноручно манипулирует предметами активируется физическая память. Детям очень нравится заниматься по мнемокнижкам. Воспитатели, закрепляя полученные знания, работают с детьми в процессе совместной деятельности, а также при организации индивидуальной работы с ребёнком. На титульной странице зимней книге вкладыши -полоски для занятий по формированию математических представлений, используя предметы, так же с зимней тематикой – это ёлки и шары.Тема: «Приметы зимы». С помощью мненокнижки проговариваем и закрепляем приметы зимы: солнце светит, но не греет, на улице идёт снег, люди переоделись в тёплую одежду, птицы улетели на юг и остались только зимующие птицы, животные в лесу приготовились к зиме (заяц сменил шубку, медведь спит в берлоге).Тема: «Зимующие птицы» Снегирь, сорока, голубь, ворона, синичка, воробей представлены в книге в виде заламенированных картинок. Ребёнок располагает их в левой части книги на дереве проговаривая и закрепляя названия птиц. Распределяет птиц по дереву, закрепляя пространственное мышление (синичка на нижней ветке, голубь на верхней ветке, сорока перед деревом). Развивает мелкую моторику.Тема: «Дикие животные наших лесов» Для изучения данной темы используем фетровые и заламенированный картинки диких животных. Тема: «Зимние развлечения» Проговариваем с детьми, что с приходом зимы появились новые развлечения: строить снеговика, кататься на коньках, на лыжах, на санках. Прикрепляем к правой части книги соответствующие картинки.Ребята знакомятся с материалом в детском саду, а закрепляют знания дома с родителями. Родители с воспитателями видят, как обогащается речь ребят, развиваются мышление, мелкая моторика, воображение. При этом когда ребёнок собственноручно манипулирует предметами активируется физическая память. Детям очень нравится заниматься по мнемокнижкам. Все зимние мнемокнижки, так же как и осенние, разложены по папкам, здесь же и контейнеры с дидактическим материалом аккуратно расставлены в шкафу. Ребёнок может подойти взять и поиграть с пособием, под присмотром педагога.
X

x