Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елена Сергеевна Мочалова

Формирования навыков правильного употребления предлогов детьми дошкольного возраста. Игры с предлогами.

скачать документ

Вернуться назад

Формирования навыков правильного употребления предлогов детьми дошкольного возраста. Игры с предлогами.Мочалова Елена СергеевнаДетский сад №15 «Звездочка», Калтанский ГОУчитель-логопедПри формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению пространственных предлогов.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги : в, под, около, за, перед, между. Но многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.Значительную помощь при обучении детей использованию предлогов в устной речи оказывают разнообразные речевые игры.Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие дидактические игры и упражнения: «Выполни действие»Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, вОборудование. ИгрушкиОписание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать». И т.д. «Солнечный зайчик»Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На.Оборудование. ЗеркальцеОписание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.Скачет зайчик по стенеИ подмигивает мне.Перепрыгнул на картинку,Задержался на ботинке,Поплясал на потолкеПритаился в уголке.Вот он спрятался в кроватке,С нами он играет в прятки.Раз, два, три, четыре, пять.Мы идём его искать.Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу. «Скажи, куда мы положили»Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки ( предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…., мяч за…., и т.д. «Дополни»Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на», «с», «из», «под» и различать их.Оборудование. Избушка, дерево. Скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка ) реквизиты и игрушки кукольного театра)Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел ( откуда?) из избушки и сел ( куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли ( куда?) в избушку обедать».«Вставь пропущенный предлог» Цель: учить детей  вставлять в предложение пропущенный предлог .Взрослый просит ребенка вспомнить, какие “маленькие слова” он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем предлагает внимательно послушать предложения , которые написал Незнайка , и если надо, добавить нужное “маленькое слово” :Пчела села … цветок.Папа лежит …диване.…грядке поспели помидоры.Мама убирает комнату .…подоконнике стоят красивые цветы .Дети играли… поляне .…окном растет куст сирени.Ласточки свили гнездо…крышей.Мама хранила стиральный порошок… мойкой .Пластмассовый таз стоял…ванной .Алеша увидел …креслом  большого паука.Катя держит букет. и т.п.Включение в упражнение “провокационных” заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.“ Игра в неделю”Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “имя” одноо из дней недели. Логопед предлагает детям встать  друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы:”Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.“Составь предложение”.Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.Логопед произносит набор слов в начальной форме и просит детей составить предложение. Например:- Картошка, расти, огород, в.- Клубника, тарелка, лежать, на.- Яблоко, лежать, яблоня, под.Рекомендую использовать игры не только педагогам ДОУ, но и родителям, занимающимися со своими детьми.
X

x