Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ольга Владимировна Губанова

"Сравнительная характеристика углеводородов"

скачать документ

Вернуться назад

МАОУ Одинцовский лицей №6 им.А.С.ПушкинаУчитель химии Губанова Ольга ВладимировнаТема урока: «Сравнительная характеристика углеводородов» I. Организационный моментЗдравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем открытый урок по органической химии.Сегодня на уроке мы обобщим, повторим знания по строению, свойствам углеводородов. Нас ожидает интересная и плодотворная работа.Мы будем работать по одному, в парах и группах.Мы будем доказывать свою точку зрения.Но мы не будем забывать, что могут быть и другие точки зрения.Мы будем помнить, что “терпение – это ключ, открывающий все двери”.II.  Основная часть урокаСоединения, содержащие только атомы углерода и водорода, классифицируются на предельные и непредельные углеводороды. Каждая группа включает несколько классов веществ, которые отличаются строением и свойствами.Углеводороды являются родоначальниками основных классов органических соединений, поэтому необходимо уделить особое внимание их изучению.Физические и химические свойства углеводородов меняются в зависимости от строения молекулы и количества углеродов в цепи.К предельным или насыщенным углеводородам относятся алканы и циклоалканы. К непредельным или ненасыщенным углеводородам относятся алкены, алкины, алкадиены.Класс аренов (ароматических углеводородов) выделяется в отдельную группу. Арены содержат бензольное кольцо и отличаются химическими свойствами от насыщенных и ненасыщенных углеводородов.Алканы – название предельных углеводородов по международной номенклатуре. Парафины – исторически сложившееся название, отражающее свойства этих соединений (от лат. parrum affinis – имеющий мало сродства, малоактивный). Предельными, или насыщенными, эти углеводороды называют в связи с полным насыщением углеродной цепи атомами водородные смеси.Основной источник алканов в природе нефть. Фракции нефти 200-430°С содержат 30-50% (по массе) алканов (из них до 60% углеводородов нормального строения).Алкены (этиленовые углеводороды, олефины) – непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат двойную углеродуглеродную связь. Общая формула ряда алкенов - CnH2n. Алкадиены (диены) – непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат две двойные связи. Общая формула алкадиенов СnH2n-2.Свойства алкадиенов в значительной степени зависят от взаимного расположения двойных связей в их молекулах. По этому признаку различают три типа двойных связей в диенах [5].1. Изолированные двойные связи разделены в цепи двумя или более - связями: СН2=СН–СН2–СН=СН2Разделенные sp3 -атомами углерода, такие двойные связи не оказывают друг на друга взаимного влияния и вступают в те же реакции, что и двойная связь в алкенах. Таким образом, алкадиены этого типа проявляют химические свойства, характерные для алкенов.2. Кумулированные двойные связи расположены у одного атома углерода: СН2=С=СН2(аллен). Подобные диены (аллены) относятся к довольно редкому типу соединений.3. Сопряженные двойные связи разделены одной -связью: СН2=СН–СН=СН2Сопряженные диены представляют наибольший интерес. Они отличаются характерными свойствами, обусловленными электронным строением молекул, а именно непрерывной последовательностью 4-х sp 2-гибридизованных атомов углерода.Отдельные представители этих диенов широко используются в производстве синтетических каучуков и различных органических веществ. Алкины (ацетиленовые углеводороды) – непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат тройную углерод-углеродную связь. Общая формула алкинов СnH2n-2 [2].Простейшие представители:2.Активизация знаний учащихся. Сегодня нам предстоит сложная и плодотворная работа. И начнем мы наш урок с разминки «Химическая эстафета». На каждом этапе урока активно работающим учащимся будут выдаваться «колбочки». К концу урока у многих накопится их определённое количество, по которым легко можно оценить работу на уроке. Всем желаю успеха! Постарайтесь успеть все!Задания:1.  Это углеводороды. В строении молекул присутствуют все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей. (Алканы)2. Родоначальником этого класса органических соединений является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов на катализаторе, при температуре 560-620°С. (Алкены)3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых растворов щелочи с дигалогеналканами, содержащими два атома галогена при одном атоме углерода или двух соседних атомов углерода. (Алкины)4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса –дивинил, изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании-дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С. (Алкадиены)3. Проверка знаний учащихся.Работа по карточкам (10 минут)На доске представлены названия всех изученных классов углеводородов. 3 учащихся получают карточки с заданиями и выполняют их на доске, заполняя сведения по классам углеводородов (строение, номенклатура и изомерия)АлканыАлкеныАлкиныАлкадиеныОбщая формулаСnH2n+2C2H2nCnH2n-2CnH2n-2Тип изомерииИзомерия цепиИзомерия цепи; изомерия положения связи; пространственная изомерия; межклассоваяИзомерия цепи; изомерия положения связи; пространственная изомерия; межклассоваяИзомерия цепи; изомерия положения связи; межклассоваяПока учащиеся работают индивидуально у доски, весь класс повторяет химические свойства классов углеводородовАлканыАлкеныАлкадиеныАлкиныХимические свойствагорение;замещение (реакции с галогенами и азотной кислотой)горение;окисление (KMnO4);присоединение (галогены, Н2, галогеноводороды; H2O);полимеризациязамещениегорение;окисление (KMnO4);присоединение (галогены, Н2,);полимеризациягорение;окисление (KMnO4);присоединение (галогены, Н2, галогеноводоро-ды; H2O);полимеризацияКачественные реакцииОбесцвечивание раствора KMnO4; обесцвечивание бромной воды (Вr2) – качественные реакции на непредельность)4. Составление цепочек –  Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Таким образом, все классы углеводородов связаны между собой взаимными переходами или находятся в генетическом родстве.Задание: Пропан –Н2 -- пропен + Сl2 -- хлорпропанДавайте послушаем учащихся, подготовивших экскурс в историю получения диеновых углеводородов.Что мы узнали?Предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) углеводороды – две группы веществ, включающие отдельные классы, которые отличаются строением и свойствами. К предельным углеводородам относятся линейные алканы и циклические циклоалканы. К непредельным углеводородам относятся алкены с одной двойной связью, алкадиены с двумя двойными связями и алкины с одной тройной связью. Между классами возможна межклассовая изомерия: между алкенами и циклоалканами, между алкинами и алкадиенами.Применение углеводородов – подготовили учащиеся.Углеводороды имеют важное научное и практическое значение. Во-первых, представления о строении и свойствах этих вещества служат основой для изучения органических соединений других классов, т. к. молекулы любых органических веществ содержат углеводородные фрагменты. Во-вторых, знание свойств углеводородов позволяет понять исключительную ценность этих соединений как исходного сырья для синтеза самых разнообразных органических веществ, широко используемых человеком.Углеводороды содержатся в земной коре в составе нефти, каменного и бурого углей, природного и попутного газов, сланцев и торфа. Запасы этих полезных ископаемых на Земле не безграничны. Однако до настоящего времени они расходуются главным образом в качестве топлива (двигатели внутреннего сгорания, тепловые электростанции, котельные) и лишь незначительная часть используется как сырье в химической промышленности. Так, до 85% всей добываемой нефти идет на получение горюче-смазочных материалов и лишь около 15% применяется как химическое сырье. Поэтому важнейшей задачей является поиск и разработка альтернативных источников энергии, которые позволят более рационально использовать углеводородное сырье.Тест по теме1.Какой класс относится к предельным углеводородам?АлкеныАлкиныАлкадиеныАлканы2.Каким классам веществ свойственна формула CnH2n?Алканы и циклоалканыЦиклоалканы и алкеныАлканы и алкеныАлкадиены и алкены3.С каким классом образуют межклассовую изомерию алкадиены?АлкинамиАлкенамиЦиклоалканамиАлканами4.Какую формулу имеет пентадиен?C5H10C5H12С5Н8C5H5III. Рефлексия: Дорогие ученики! Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока... Как вы думаете мы достигли её или нет?Какие задания вызывали затруднения? Легко ли было работать в группах? Как вы считаете, достаточно ли подготовлены к контрольной работе?Ребята по очереди  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:было интересно…было трудно…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я научился…я смог…я попробую…мне захотелось…Спасибо за хорошую, плодотворную работу! Подсчитаем «колбочки» и выставим оценки. Давайте посмотрим у кого больше всего колбочек и поставим оценки за вашу работу в журналV. Домашнее задание: (у всех домашнее задание на карточках лежат на столах)§10-24
X

x