Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Рудакова О.В., Сперанская И.Ю.

Роль духовной музыки в нравственном становлении личности ребёнка

скачать документ

Вернуться назад
Роль духовной музыки в нравственном становлении личности ребёнка
Рудакова О.В., Сперанская И.Ю. МБОУДОД «Чебоксарская детская школа искусств №1»
г. Чебоксары
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей и интересов детей и молодежи, их личностного, социального и профессионального самоопределения.
Уникальным средством формирования разносторонней и духовно богатой личности, способной к полноценной творческой деятельности, является традиционная культура. На протяжении десяти веков ядром Российской истории и культуры было Православие, формировавшее язык русского народа, среду обитания, духовно-нравственные ценности. Без знания истории Православной культуры невозможно освоение ценностей российской культуры в целом.
Именно православная культура противопоставляет моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры, приобщение к которым и способствует формированию человека нравственного, гражданина своего Отечества, нацеленного на самосовершенствование, творческий поиск, активное участие в жизни общества.
Дополнительное образование с его гибкостью, вариативностью, мобильностью в большей степени, чем общее, способно создать и реализовать программы духовно-нравственной, культурологической направленности. Ведь творческая личность - это, прежде всего, культурная личность.
Об этом весьма убедительно говорится в работах А.К. Бруднова. «Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская.Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, чем нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование  располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы» [Духовное воспитание  детей в системе дополнительного образования. Вечное слово. 1999, № 1].
Поиск модели образования, соответствующей данным задачам, привел автора к мысли, что и уроки в ДШИ на эстетическом отделении могут способствовать развитию духовно - нравственной личности гражданина Отечества на основе традиционной для России Православной культуры.
Данная работа конкретизируется в следующих задачах:
дать детям нравственные ориентиры добра, истины, любви, через музыкальные произведения;
- способствовать усвоению детьми духовной музыки;
- ввести детей в круг основных христианских обычаев и праздников.
В этой связи хочется отметить роль педагога, ведущего сопровождение не только ребёнка, но и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача преподавателя слушания музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня  широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.
«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно»
Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка - прекрасный воспитатель - и ценность её особенно велика в  воспитании духовного и нравственного  облика детей.
Педагог должен учить школьников ориентироваться  в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого ученика.
Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка - это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность - как высшая гармония, лад,  высшая  правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому - она и будет для него духовной.  Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как  общечеловеческая культура, несущая нам через века  свой свет. Хорошо,  что сейчас возрос интерес к духовной музыке,  потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Неуважительное отношение к  церковному искусству на протяжении 70 лет ХХ  века отрицательно сказалось на нравственном состоянии общества. Это, кажется, поняли все. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка,  в ней - наша национальная основа, наша духовность и нравственность.
В программе обучения звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Это  «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор,  «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка  Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости  своей ничуть не меньше.
Например, при слушании «Вокализа» С.В. Рахманинова автор на уроке отмечает, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она заполнена?
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях». [Л.В.Горюнова. Метапредметная природа уроков искусства как средство формирования духовной культуры школьников. http://www.calameo.com/books/000611864016e84d87b8e]
Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата.
Специфическим методом является слушание-рисование, когда дети во время прослушивания музыки отражают в рисунках свое восприятие, понимание содержания услышанного. Все работы затем просматриваются, при этом каждый автор объясняет выбор сюжета и смысла изображенного. Таким образом, достигается личностное восприятие материала, проживание его, изучаемые нравственные категории переходят в личные ценности учащихся. К примеру, один из учеников сказал: «Мне нравится ходить на уроки, когда звучит духовная музыка, когда я её слушаю, сердце у меня так дрожит!».
Следует отметить, что для поддержания интереса детей к изучению православной культуры в ДШИ проводятся праздники Рождество и Пасха. Это дает возможность не только ускорить формирование мировоззрения учащихся, помочь им обнаружить всеобщность связей, но и самореализоваться, деятельно проявить себя каждому ребенку, привлекать к проведению праздников родителей.
Об успешности реализации уроков духовной музыки можно судить по следующим показателям:
- активность учащихся на занятиях;
заинтересованность, понимание значимости и добрые отзывы о родителей;
осознание учащихся личностной значимости приобретенных знаний и умений.
Итак, подход к современному образованию как процессу развития личности актуализирует вопрос обновления содержания образования новым содержанием уроков, направленных не только на усвоение информации и практических навыков, но включающих в себя духовно-нравственный компонент. Без этого не возможно полноценное творческое развитие личности ребенка. Благодатнейшей почвой для этого является занятия на эстетическом отделении в детской школе искусств №1 города Чебоксары.

Список литературы:
1. А.К. Бруднов. Духовное воспитание  детей в системе дополнительного образования. Вечное слово. 1999, № 1
2. Л.В. Горюнова. Метапредметная природа уроков искусства как средство формирования духовной культуры школьников. http://www.calameo.com/books/000611864016e84d87b8e]
3. И.В. Кошмина. Русская духовная музыка : [пособие для муз.-пед. училищ и вузов] : в 2 кн. Кн. 1 : История. Стили. Жанры / И.В.Кошмина. –М.:Владос, 2001.
4. О.К. Щеткина. Духовное воспитание средствами музыки в Древней Руси / О.К. Щеткина // Педагогическое образование и наука. –2007. -№ 2.
5. Г.Г. Тенюкова. Русская духовная музыка как средство совершенствования подготовки учителя музыки / Г.Г.Тенюкова, А.В.Карпова // Проблемы музыкального образования. - Чебоксары, 2000.
6. Г.П. Кулакова. Музыка в духовно-нравственном становлении современного учителя / Г.П.Кулакова // Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. -Чебоксары, 2000.
7. Р.Р. Лоскутова. Сотрудничество ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства / Р.Р.Лоскутова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе: [сб. ст.]. - М, 2003.
8. С.С. Ермакова. Журнал "Хоровое и регентское дело" о русском церковно-певческом искусстве / С.С.Ермакова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. -2004. -№ 3
9. Г. Синдикова. Духовное воспитание учащихся через восприятие музыкально-художественных образов / Г.Синдикова // Воспитание школьников. - 2005. - № 10.













X

x