Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Казарян Маргарита Артушовна

"Я в мире профессий"

скачать документ

Вернуться назад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357390, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Суворовская, ул. Карла Маркса, 312а Тел./факс (87961)2-88-20 E-mail:school8kmv@yandex.ru





Методическая разработка

«Я ВМИРЕ ПРОФЕССИЙ»

для обучающихся 7 – 9 классов


Разработала: старшая вожатая
МБОУ СОШ № 8. ст. Суворовской,
Предгорного муниципального района СК
Казарян М.А







Сборник мероприятий для 7-9 классов «Я в мире профессий» включает в себя разработки мероприятий, посвященных ознакомлению и изучению профессий, приемлемых для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. В содержание каждого внеклассного мероприятия включены вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, занятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности. Сборник мероприятий по профориентации составлен с учётом возрастных особенностей воспитанников 8-9 классов.
Данный сборник может быть полезен педагогам- психологам, социальным
педагогам, педагогам коррекционных школ.




















Содержание
Пояснительная записка...3
Час общения «Хочу-могу-надо»5
Устный журнал «В мире профессий»..10
Ток – шоу «Выбор»16
Деловая игра «Перспектива успеха»18
Литература ..21
Приложение 1...22
Приложение 2...23

Пояснительная записка

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание.
В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, занятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
В ходе реализации мероприятий по профориентации реализуются 3 элемента:
получение обучающимися знаний о себе самом (образ «Я»);
информация о мире профессионального труда;
осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).
Цель и задачи сборника.
Цель:  Оказание помощи обучающимся в подготовке к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.
Задачи:
- способствовать накоплению у обучающихся определенной суммы знаний, умений и навыков;
- дать подростку знания о самом себе;
- формировать позитивное отношение к труду, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей обучающихся в различных видах трудовой деятельности;
- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
- помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
- формировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;
- учить детей правильному профессиональному самоопределению;
- формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
- ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;
- формировать ответственное отношение к своему будущему, реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
Сборник мероприятий по профориентации составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся 8-9 классы.
Содержание сборника.
Данный сборник «Я в мире профессий» предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Происходит знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную и будущую перспективу.
Результаты.
Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные «Я», я ставлю их в ситуацию личностного риска. Это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
В результате проведенных мероприятий «Я в мире профессий» обучающиеся:
осознают свои личные особенности, интересы и склонности;
получают и умеют использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
приобретают навык умения пользоваться правилами выбора профессии;
определяются в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости умеют корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
обретают уверенность в себе и умеют предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.




















Час общения «Хочу- могу - надо»

Цели:
- расширение представлений обучающихся о различных профессиях;
- формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту;
- побуждение обучающихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
Крупными буквами написать сверху доски тему воспитательного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «осознанный выбор профессии»;
Написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
Написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).

План мероприятия:
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Игра «Визитка».
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Мини-лекция «Формула профессии».
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Тестирование.
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия.

I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Ст. вожатая: - Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведение итогов.
Ст. вожатая: Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

II. Игра «Визитка»
Ст. вожатая: После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Ст. вожатая читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Ст. вожатая: - Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, телеведущий, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Ст. вожатая: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Ст. вожатая: - Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Ст. вожатая: Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

1. Мини-лекция «Формула профессии»
Ст. вожатая: - Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Ст. вожатая мелом перечеркивает тире между словами в названии темы воспитательного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Ст. вожатая дописывает на доске после трех слов называния воспитательного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

2.Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Ст. вожатая: - Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (Казарян Инессы, Бабояна Аганеса, Агабабян Снежаны).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Инесса. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Аганес. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Снежана. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Ст. вожатая: - Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

3.Тестирование
Ст. вожатая: - Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

4. Заключительное слово
Ст. вожатая: - Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

V. Подведение итогов (рефлексия)
Ст. вожатая: - Какие чувства остались после мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.





Устный журнал «В мире профессий»

Цели: ознакомление детей с новыми профессиями; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; формирование стремления детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Форма проведение: Устный журнал.
Оборудование: небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста.
Оформление:
Н доске тема классного часа;
На доске список: Пять типов профессий
Человек - природа.
Человек - техника.
Человек - человек.
Человек - знаковая система.
Человек - художественный образ;
написать на доске содержание устного журнала
План мероприятия:
Вступительное слово.
Устный журнал «В мире профессий»:
- Лишние люди на рынке труда (Проблема).
- Пять типов профессий (Ликбез).
- Тест «Ты и твоя профессия».
- Ярмарка профессий (Лента новостей).
- Суд над профессией учитель (Криминал).
- Самые редкие профессии (Занимательные факты).
- Минутка для шутки.
3. Заключительное слово.
4. Подведение итогов (рефлексия).
Ход мероприятия.

1. Организационный момент.
Ст. вожатая: - Сегодня мероприятие мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего устного журнала. Передаю слово главному редактору (Казарян Олесе).

2. Устный журнал «В мире профессий»
Олеся - Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации.
Вас ждут такие рубрики: «Проблема», «Лента новостей», «Ликбез» (ликвидация безграмотности), «Криминал», «Тесты», «Занимательные факты» и «Минутка для шутки». Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала. В рубрике «Проблема» вас ждет статья (Булудян Тамары) «Лишние люди на рынке труда».
Лишние люди на рынке труда
Тамара:
- Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры- технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и не востребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Пять типов профессий
Ст. вожатая: - Открываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься(Погосян Лусине). Она расскажет о разных типах профессий.
Лусине - Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Тест «Ты и твоя профессия»
Ст. вожатая: .- А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Мы предлагаем небольшой тест на профессиональную ориентацию.
Ст. вожатая: - В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы (читает):
Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а)      выспаться;
б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;
в)      оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а)      удочку, набор для вышивания;
б)      коньки или лыжи;
в)      турпутевку или билет на интересное представление.
Отправляться в путешествие лучше всего:
а)      в одиночку;
б)      с семьей или друзьями;
в)     с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а)      почувствовали бы полную свободу;
б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
В       свое свободное время вы любите:
а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
 Ст. вожатая: - А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
- А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
- Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
- Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
- А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Ярмарка профессий
Ст. вожатая: - В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий. Подготовил- Григорян Дереник
Дереник - Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.
- В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.
- Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.
Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Суд над профессией учитель.
Ст. вожатая: - А теперь - всеми любимая рубрика «Криминал». В этой рубрике вас приглашают на судебное заседание. Суд над профессией учитель провели наши специальные корреспонденты (Харитонов Пантелей, Мадосян Валентина, Погосян Лейла). В роли обвинителя выступает(Минасян Валера), в роли адвоката (Мангасарова Милана), а в роли судей предстоит выступить вам, уважаемые слушатели. Итак, заседание суда. Слушаем доводы обвинения.
Валера. - Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:
колоссальные нервные перегрузки на уроках;
подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;
нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;
отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);
некогда заниматься своими детьми;
неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;
низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.
Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.
Милана. - А я приведу доводы в защиту профессии учитель:
постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;
постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;
большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;
собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;
рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно заняться домашними делами;
работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;
зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.
Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.
Ст. вожатая: . Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша или плоха профессия учителя?
- Пожалуйста, кто хочет высказаться?
Примерные ответы детей:
Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.
Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.
Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.
Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низко оплачиваемая.
Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.
Ст. вожатая: - Спасибо всем за участие в нашем судебном заседании, надеемся, оно поможет вам в определении плюсов и минусов выбранной профессии.
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Самые редкие профессии.
Ст. вожатая: - Открываем рубрику «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях подготовили ученики (Тарала Виктория, Айрапетян Норик, Кочкарова Жасмин).
Виктория. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Норик. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Жасмин. Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.
Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

Минутка для шутки.
Ст. вожатая: - Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали  (Мадосян Александр и Зюськин Даниил).
Александр. Дети и профессии.
Сын метеоролога:
Малыш, сколько тебе лет?
Плюс пять.
Даниил. Дочь военного:
Скажите, тяжело быть дочерью военного?
Так точно!
Александр. Дочь проводника:
Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!
Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?
Даниил. Сын стоматолога:
Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?
БОР машинка!
Ст. вожатая: Кто такой профессор?
Олеся - Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.
Ст. вожатая: - А что делает консультант?
Олеся - Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.
Ст. вожатая: - А кто такая учительница?
Олеся - Это такая женщина, которая когда-то любила детей.
Ст. вожатая: - Закрыта последняя страничка нашего журнала.

3. Заключительное слово
Ст. вожатая: - Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

4. Подведение итогов (рефлексия)
Ст. вожатая: - Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Примерные ответы детей:
Интересный тест, что-то новое узнал о себе.
Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.
Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.
Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.

















Ток-шоу «Выбор»

Цель: оказание помощь обучающимся в профессиональном определении
Задачи:
- развить у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
-повысить знания о мире профессионального труда;
-дать учащимся представление о типах, видах профессий и об условиях труда
Материал: музыкальное сопровождение мероприятия, стихи о труде, анкеты «Моя будущая профессия»

Ход мероприятия:
1.Вступительная часть.
Стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» читают 2 учащихся.
Арам: У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Дереник: Нужные работники-
Столяры и плотники!
Арам: Столяру хорошо,
А инженеру лучше,
Я бы строить дом пошёл,
Пусть меня научат.
ДЕРЕНИК: Инженеру хорошо,
А доктору - лучше,
Я б детей лечить пошёл,
Пусть меня научат.
Арам: Докторам хорошо,
А рабочим - лучше,
Я б в рабочие пошёл,
Пусть меня научат.
Дереник: Книгу переворошив,
Намотай себе на ус-
Все работы хороши,
Выбирай себе на вкус!

Ст. вожатая: - Добрый день! Выбор профессии - важное и ответственное дело! И сегодняшняя наша встреча станет первым шажком в этом направлении. Уже через полгода вы встанете перед выбором: куда пойти учиться. Некоторые для себя этот выбор уже сделали, есть колеблющиеся, а некоторые вообще об этом не задумывались.
Зачем я вообще учусь? Чем я буду заниматься после окончания школы? Где я буду работать? Эти вопросы, наверняка, уже мелькали у вас в голове. Хотя, может быть, нечётко, неясно, неконкретно.
Что за будущее дело под названием «работа» и нужно ли для него специальное образование. Попробуем в этом разобраться.
Итак, я представляю наших героев, ребят, которые стремятся после девятого класса пойти учиться дальше.
Вопрос ребятам:
-Вы хотите получить среднее специальное образование? (Ответ)
-Вы считаете, что обучение в вечерней школе вам не пригодится для вашей специальности?
(Ответ)
-Что вас привлекает в профессии, которую вы хотите получить? (Ответ)
-Считаете ли вы выбранную профессию современной, модной? (Ответ)
Вопрос для всех ребят:
-Ради чего вы хотели бы приобрести профессию и работать? (Ответ)
Делаете ли вы что- либо для реализации ваших планов сейчас? (Ответ)
(По ходу ток-шоу можно задавать наводящие вопросы, высказывать своё мнение)
Вывод:
Как заключение к первой части нашей встречи я хочу сказать, что среднее специальное образование не всегда является единственным залогом успешной карьеры. Учебное заведение – всего лишь один из кирпичиков. Просто каждый из вас должен знать, чего он хочет и как этого добиться.
И сейчас я с удовольствием представляю человека, который уже определился с выбором своей будущей профессии, который прилагает немало усилий для развития своих творческих способностей.
(Рассказ ученицы Погосян Лусине, о выбранной профессии, о любви к швейному делу)

2.Мир профессий.
Мир профессий очень велик. И хотелось бы узнать, какое представление вы имеете об этом мире. Сейчас я буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют.
-Самая зелёная профессия; (садовник)
-Самая сладкая профессия; (кондитер)
-Самая волосатая профессия; (парикмахер)
-Самая детская профессия; (воспитатель)
-Самая смешная профессия; (клоун)
-Самая здоровая профессия; (врач)
-Самая звёздная профессия; (астроном)
Ну вот, мы немного продвинулись в сфере профессионального труда, а согласны ли вы, что независимо от уровня образования, каждый должен уметь мыслить, проявлять сообразительность, обладать чувством юмора.

3.Конкурс «Цепочка профессий»
Вам заранее было выдано домашнее задание: составить цепочку профессий, объединённых по какому – либо сходству между собой. Давайте посмотрим, что у вас получилось и попробуем установить связь между предложенными профессиями.
(Ответ. Например: металлург – повар – сварщик – сантехник)
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями говорят о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не стоит ограничиваться только одним выбором. Ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, может оказаться в других, более доступных.
Нашей встрече не хватает мнения одного взрослого опытного человека, который владеет не одной профессией, а несколькими. (Айвазова Нина Георгиевна)

Итог.
А сейчас, мы раздадим подготовленные для вас анкеты «Моя будущая профессия», вы их внимательно прочитайте, самостоятельно заполните.
Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за участие!


Деловая игра «Перспектива успеха»

Цель: развитие осознанного отношения у учащихся к своему профессиональному будущему.
Задачи:
-пополнить личностный опыт обучающихся в результате ролевого проигрывания,
-развить творческое мышление,
-активизировать процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Материал:
На доске - фигурка человека и набор одежды, бытовых предметов, аксессуаров, список материальных ценностей, клубок, доклад учащегося, бумага, ручки для выполнения заданий.

Ход мероприятия:
Ст. вожатая: Жизнь человека-череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее, бытовых (что приготовить на ужин).
Выбор профессии - самый сложный, ведь мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни,
Легкомысленный выбор профессии(друг пошёл и я за ним)-это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим.
Готовых решений по выбору профессии нет ни у кого. В мире существует около 40000 профессий, в России более 600.Очень трудно выбрать профессию, которая будет нравиться всю жизнь. Ежегодно 25 млн.человек в мире меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно.
Нужно найти профессию, чтобы она полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна.
Любой разговор или беседа начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поиграем в приветствие.

1.Приветствие.
Упражнение «Знакомство» Все участники встают в круг.
Приветствуя друг друга, вы должны пожать руку своему соседу справа и поздороваться с проговариванием имени. Пожатие должно быть передано не слишком быстро и вернуться по кругу к начавшему.
Упражнение «Имя и профессия»
Задача усложняется. Вы должны назвать своё имя и назвать профессию, которая начинается с буквы вашего имени.
Если участник теряется, то можно попросить подсказку у остальных.
Ст. вожатая: Каждый из вас хочет быть успешным, счастливым по жизни.
Что ему нужно, чтобы быть счастливым? (ответы детей)
Давайте представим, что образ человека-это вы сейчас, подберите человеку предметы из представленных.

2.Творческое задание «Образ человека»
На доске - фигурка человека и набор одежды, бытовых предметов, аксессуаров, список материальных ценностей.
Участники подбирают человечку предметы.
Ст. вожатая: Человек рождается, растёт и идёт в детский сад, затем в школу,
Для чего он идёт в школу? (ответ: чтобы получить знания)
Школа-это клубок эмоций, впечатлений, воспоминаний(показывает клубок)
А это ниточка, которая будет связывать всех, кто вместе учился.

3.Упражнение «Волшебный клубок»
Нужно взять клубок в руку и сказать одним словом «что для тебя школа», держать ниточку, клубок передать следующему участнику.
Ст. вожатая: Итак, в школе даются базовые знания, которые будут необходимы для дальнейшей учёбы в других заведениях.
( человечку, который прикреплен к доске одевается шляпа со словом «Знания»)
А сейчас, мы проведём весёлую викторину о профессиях.

4.Мини-викторина.
-Кем по профессии были герои мультфильма «Чип и Дейл»?(спасатели)
-Кем по профессии был отец трёх сыновей в сказке «Кот в сапогах»?(мельник)
-Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»? (столяр)
-Кем работал дядя Стёпа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (милиционером)
-Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (ветеринар)
-Кем по профессии был Вакула из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (кузнецом)
-Кем по профессии был Юрий Деточкин- похититель автомобилей в фильме «Берегись автомобиля»?(страховой агент)
-Кем по профессии был герой киноленты «Белое сердце пустыни» Верещагин, исполнивший в фильме песню «Ваше благородие»?(таможенником)
-Кем был по профессии Стекляшкин в сказке «Незнайка на луне»?(астроном)
Ст. вожатая: -Что происходит с выпускником после школы? Правильно, после школы человек идёт учиться в училище, техникум.
Для того, чтобы правильно определиться с учебным заведением, нужно владеть информацией о нём. Вашему вниманию предоставляется подборка информации по данной теме.

5.Доклад социального педагога, об информации о учебных заведениях.
Информацию об учебных заведениях, в которые вы будете поступать, можно получить:
-в справочниках для поступающих в учебные заведения,
-в телефонных справочниках,
-в рекламных объявлениях,
-в библиотеках,
-в районных центрах занятости,
-в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями,
-при встречах с учащимися и выпускниками,
-при личных посещениях учебных заведений,
-в компьютерных информационно-поисковых программах в сети Интернет.
Ст. вожатая: Наш человек поступил в училище или техникум, и теперь он студент. Чтобы достичь успеха в жизни и реализовать свои способности, ему необходимо обладать определёнными качествами. Какими, на ваш взгляд? Я предлагаю провести аукцион ценностей.

6.Упражнение «Аукцион ценностей»
Двум командам 8-9 классов необходимо составить характеристику успешного студента(примерно 5 качеств). Эти качества мы выставим на аукцион. Но, чтобы их принять, вы должны доказать, почему именно та или иная характеристика необходима для успешного студента.
Итог: образ идеального студента – это активный, ответственный,целеустремлённый,добросовестный,отзывчивый,успешный в учёбе человек с обширными многосторонними интересами, основная сфера интересов которого-учёба и будущая профессия.
Ст. вожатая:
-Целеустремлённость-что это?
Правильно, это стремление к цели.
-Какова цель обучения в профессиональном училище или техникуме?
(получить профессию)
(человечку, который прикреплен к доске приклеивается портфель со словом «Профессия»)

7.Игра «Отгадай профессию»
Каждая команда должна написать - какими качествами должен обладать человек той или иной профессии, затем зачитать, а команда соперника отгадывает профессию(штукатур-маляр, швея)
Ст. вожатая: Мы рассмотрели две профессии -маляр-штукатур и швея.
Казалось бы, такие разные профессии, а такие качества, как ответственность, честность, аккуратность, терпеливость, выдержанность, творческий
подход, оригинальность повторяются.
Это значит, что человек должен быть всесторонне развитым.

8.Рефлексия «Цветочная поляна»
Ст. вожатая: Подводя итог нашего занятия, мы предлагаем вам дополнить картину вашими впечатлениями. Для этого вам необходимо наклеить на «поляну»(зелёный фон на доске) тот цветок или травку, которые подходят вашему настроению и впечатлению о занятии: зелёная трава-удовлетворительное настроение, красный цветок-отличное настроение, камни-плохое настроение.
А теперь предоставляем слово жюри. Спасибо всем за участие.
















Литература
1. Копылова Т.Г, Лашина О.Л. Система профориентационной работы в щколе//, 2006
2. Журнал “Воспитание школьника” № 1,  № 10, 2007,  №9, 2006.
3. Журнал: “Классный руководитель”.
4. Журнал “Педсовет”.
5. Журнал “Досуг в школе” Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
6. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
8. Агапова И.А. Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Дик Н.Ф. Тематические классные часы “ Подросток и закон” в 5-8 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н\Д: Феникс, 2008.
10. Калейдоскоп школьных дел: [Методическая разработка]. – Вып. 2. – 2-е изд., перераб. И испр./ Авт.- сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. – Москва, Псков: ТЦ “Сфера”, ПОИПКРО, 2001 г.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест «Кто Я?»
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
Ключ к тесту:
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тест «Ты и твоя профессия» (на профессиональную ориентацию)

В тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы (читает):
Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а)      выспаться;
б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;
в)      оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а)      удочку, набор для вышивания;
б)      коньки или лыжи;
в)      турпутевку или билет на интересное представление.
Отправляться в путешествие лучше всего:
а)      в одиночку;
б)      с семьей или друзьями;
в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а)      почувствовали бы полную свободу;
б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
В       свое свободное время вы любите:
а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
Ключ к тесту.
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.






































X

x