Всего представлено работ: 244175

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Каюшкина Татьяна Валентиновна

"Урегулирование конфликтов с одаренными детьми"

скачать документ

Вернуться назад

«Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми»Каюшкина Татьяна Валентиновна, МОУ СОШ №17 город Клин«Разгневан - потерпи, немного охладев,Рассудку уступи, смени на милость гнев.Разбить любой рубин недолго и несложно,Но вновь соединить осколки невозможно.»Конфликт(от лат. conflictus) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами; наиболее острый способ разрешения, наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении. Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: 1) возникновение конфликта (появление противоречий); 2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 3) конфликтное поведение; 4) исход конфликта.Для перехода конфликта в активную фазу необходимо наличие субъектов конфликта. Ими выступают активные стороны, способные создавать конфликтную ситуацию в зависимости от своих интересов, и их биполярная оппозиция.К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты «учитель - учитель», «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - администрация», «ученик - ученик», «ученик — родитель», «родитель - администрации». Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций субъектов конфликта.Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.Урегулирование педагогических конфликтов - вмешательство третьей стороны, медиатора, влияющего па результативность завершения конфликта.Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми - специальный вид деятельности медиатора, заключающийся в оптимизации решения проблем одаренных детей и устранении причин конфликта с ними.Переговорный процесс — коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.Официальные медиаторы (третейские судьи, арбитры, посредники) - руководители образовательных организаций; представители правоохранительных органов; общественные организации; профессиональные конфликтологи.Неофициальные медиаторы (наблюдатели, помощники, консультанты) -профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; старшие по возрасту члены семьи; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; друзья, соседи, свидетели конфликта.Медиаторство – содействие внешнего третьего двум сторонам конфликта, который выполняет обязательства со всеми сторонами, способствующий ускорению процесса выработки разрешения ситуации совместно со всеми сторонами конфликта, при условии, что все участники готовы взять ответственность за выработку решения конфликта, выгодную всем сторонам. Способ досудебного решения конфликтов альтернативным путем: - переговоры - содействие (модерация) – организаторство (не влияние) - медиация (совместная выработка возможных решений). Медиаторство предполагает наличие одновременно 6 признаков: 1. Наличие медиатора (посредника, внешнего третьего, т.е. не задействованного в конфликте сторон человека) 2. Равноудаленность в отношении всех сторон 3. Собственная ответственность каждого участника конфликта 4. Специфичность, ориентация на конкретный случай и проблему (запрет на шаблон) 5. Открытость результатов 6. Вовлечение всех конфликтующих сторон Для медиатора важна базовая установка, характеризующая позицию в процессе медиаторства. Базируется на клиентцентрированной позиции К. Роджерса1. Прочувствованное понимание (эмпатия) 2. Подлинность и открытость (аутентичность) 3. Безусловное принятие каждой из конфликтующих сторон 4. Системное мышление, которое стремится принимать конфликты исходя из объективных позиций, спокойные отношения, принятие и ориентация на поиск максимально хороших решений, которые удовлетворят все стороны. Управление конфликтами - один из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. Методы и приемы социальной регуляции представляют собой часть технологии предотвращения и преодоления конфликта. Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Если нет таких норм и правил, то урегулирование теряет всякий смысл.Педагогический конфликт с одаренными детьми может быть использован как инструмент для вскрытия противоречий, которые мешают нормальной организации или взаимоотношениям триады «педагог - одаренный ребенок -родитель». Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его преодоления.Процесс урегулирования педагогических конфликтов с одаренными детьми - это синтез внешних мер по профилактике и конструктивному разрешению конфликтов в триаде «педагог одаренный ребенок - родитель», направленных на внутренние позитивные изменения, улучшение педагогического общения, усиление творческой активности и результативности. В учебно-воспитательной работе с одаренными детьми урегулирование должно базироваться на аналитике различных видов педагогических конфликтов, выявлении предмета и образа конфликта, корректировке мотивации и целеполагания у педагогической триады. Сущностью урегулирования является на учение триады «педагог - одаренный ребенок - родитель» диагностировать, анализировать, прогнозировать конфликты, использовать положительные функции конфликтов, уметь нейтрализовать деструктивные. Выделяют следующие способы урегулирования конфликта (по К. Томасу):- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.- приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.- компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.- избегание – для этого способа характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.- сотрудничество – нахождение участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.Внутриличностные противоречия одаренности являются конфликтогенами. Одаренные дети энергичны, но часто находятся в состоянии покоя; серьезны и наивны одновременно; проявляют себя как экстраверты и как интроверты; скромны, но горды. Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная), сочетание перфекционизма и безответственности, совмещение фантазии и реальности (про таких говорят: «не от мира сего»), консерватизм и новаторство, открытость и независимость в одной личности приводят к непониманию, неприятию окружающими и низкой адаптивности в социуме. Решением проблемы конфликта должна стать педагогическая коррекция общения: не использовать конфликтогены в учебно-воспитательной работе, коммуникации должны снижать эмоциональное напряжение.Причина конфликтов с одаренными детьми - психолого-педагогическая некомпетентность взрослых (педагогов, родителей) в вопросах одаренности и конфликта.Специфика педагогических конфликтов одаренных детей заключается в том, что в большинстве случаев в конфликт втягиваются родители.Предмет конфликта формируется системой отношений педагогической триады «педагог одаренный ребенок родитель», приводя к блокировке коммуникаций. Существует три модели педагогических конфликтов с одаренными детьми.Выводы:Конфликтная ситуация возникнет обязательно, если обучение ведется бессистемно, неясны цели образования, отсутствует связь с современной жизнью, теория отделена от практики, нет целостного восприятия учебного материала. Для одаренных детей характерны предпочтение новизны, обостренная чувствительность, эпатаж, резкие спады и подъемы активности, свободомыслие. Дисбаланс между нормами педагогического взаимодействия «педагог одаренный ребенок - родитель» в общении триады приводит к инциденту.Алгоритм поведения педагога в конфликте с одаренными детьми:1) диагностика одаренности и конфликтогенности;2) устранение предмета конфликта;3) углубление и расширение учебного материала; 4) мотивация результативности;5) объективизация оценки;6) создание референтной группы социальной среды «педагог - одаренный ребенок - родитель»; 7) развитие у одаренных детей мастерства, укрепление воли; 8) конфликтологическое просвещение триады «педагог — одаренный ребенок-родитель».Для конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов с одаренными детьми необходимо:1) знание структуры развития конфликта от возникновения разногласий до разрешения;2) понимание предпосылок возникновения конфликта;3) вскрытие субъективных и объективных причин конфликта;4) определение интересов с точки зрения целей;5) умение поставить себя на место оппонента;6) понимание того, что за недовольством конфликтера стоит проблема;7) сужение предмета конфликта, сокращение претензий;8) эмоциональная корректность.Литература:1.Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. 2.Гаврилова И.Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками./И..Н.Гаврилова-М. Северо-принт,20113.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина.-2-е изд. СПБ: Питер,2008.
X

x