Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ильченко Екатерина Владимировна

"Картотека театральных игр"

скачать документ

Вернуться назад

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТАИГРЫ НА МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ«ПАРАВОЗИКИ»Задачи: Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы тела.Ход игры: Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад – вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед, т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.«ВЕЛИКАНЫ И ГНОМЫ»Задачи: Учить владеть своим телом, держать равновесие.Ход игры: Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки, отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.«ТЕЛЕФОН»Задачи: развивать фантазию, диалогическую речь.Петрушкина загадка:Поверчу волшебный круг –И меня услышит друг.Что ЭТО? (Телефон.)Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.Темы:Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.Вас обидели, а друг вас утешает.Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.У вас именины«ПАНТОМИМА»Задачи: Развивать фантазию, воображение.Ход игры: Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.«МОЯ ВООБРАЗИЛИЯ»Задачи: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.В моей Вообразилии, в моей Вообразилии, там царствует фантазия во всем своем всесилии, там все мечты сбываются, а наши огорчения, сейчас же превращаются в смешные приключения. Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник». Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:Рак: Будешь мне портнихой,Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.Ведущий: А лягушка-белогрудка Раку отвечает:Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.Ведущий: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.(Звучит текст, дети имитируют движения.) Только в лес мы пришли, появились комары. Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем. На полянку мы заходим, много ягод мы находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим. Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли. И руками сделав взмах, по полену сильно – БАХ! На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались,Лапками шлепали, лапками хлопали.Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)Ведущий читает стихотворение:В мою Вообразилию попасть совсем несложно,Она ведь исключительно удобно расположена!И только тот, кто начисто лишен воображения, –Увы, не знает, как войти в ее расположение!/Проговаривание диалога с различными интонациями/Ребенок: Мед в лесу медведь нашел…Медведь: Мало меду, много пчел!/Диалог проговаривается всеми детьми. Ведущий помогает найти нужную интонацию./«ИГРЫ – СТИХИ»Задачи: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.«ЗВОНКИЙ ДЕНЬ»Задачи: Учить обыгрывать литературный текст.Ход игры: (на мотив «Ах вы, сени»)Взял Топтыгин контрабас:«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!Не к чему ворчать и злиться,Лучше будем веселиться!»Тут и Волк на полянеЗаиграл на барабане:«Веселитесь, так и быть!Я не буду больше выть!»Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,Лиса-пианистка – рыжая солистка!Старик-барсук продул мундштук:«До чего же у трубыПревосходный звук!»От такого звука убегает скука!В барабаны стук да стукЗайцы на лужайке,Ёжик-дед и Ёжик-внукВзяли балалайки…Подхватили БелочкиМодные тарелочки.Дзинь-дзинь! Трень-брень!Очень звонкий день!ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЛАСТИЧНОСТИЗадачи: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.«ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ»Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.«ЖАРКОЕ ЛЕТО»Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.«ТАНЕЦ РОЗЫ»Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.«ВООБРАЗИЛОВКА»Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.«ЦВЕТОЧЕК»Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).«ВЕРЕВОЧКИ»Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.«ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ»Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны – остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана не правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.«ПАЛЬМА»Задачи: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.«ШТАНГА»Задачи: Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.«САМАЛЕТЫ И БАБОЧКИ»Задачи: Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.Ход игры. Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.«КТО НА КАРТИНКЕ?»Задачи: Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.«РАДИОГРАММА»Задачи: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, – «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок – «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.«ПЕРЕДАЙ ПОЗУ»Задачи: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.«ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»Задачи: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.Ход игры. Дети стоят врассыпную – это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»Задачи: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.«БОЛЬНОЙ ЗУБ»Задачи: Развивать воображение, звукоподражание.Ход игры. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.«КАПРИЗУЛЯ»Задачи : Развивать воображение, звукоподражание.Ход игры. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.«ТЕАТР ПАНТОМИМ»Задачи: Развивать пантомимические действия, воображение. Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.«ИГРЫ - ПРЕВРАЩЕНИЯ»Задачи: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.«КАКТУС И ИВА»Задачи: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» – ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.«БУРАТИНО И ПЬЕРО»Задачи: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.Ход игры. Дети двигаются свободно по залу, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» – опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.«НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА»Задачи: Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с», при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш», ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. «СНЕГОВИК»Задачи: Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.«ГИПНОТЕЗЕР» Задачи: учить полному расслаблению мышц всего тела.Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите… Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.«СТРЯХНУТЬ ВОДУ С ПАЛЬЧИКОВ»Задачи: Учить напрягать и расслаблять мышцы рук.Ход игры: Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.«МАЯТНИК»Задачи: Учить переносить тяжесть тела с пяток на носки и обратно. Ход игры: Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.«ЦВЕТОК»Задачи: Учить выразительным движениям, воображению, расслаблению тела.Ход игры: Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.«ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ»Задачи: Учить выполнять движения по тексту, развивать воображение.Ход Игры: Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.Вдоль по бережку лебедушка плывет,Выше бережка головушку несет,Белым крылышком помахивает,Со крыла водичку стряхивает.Вдоль по бережку молодчик идет,Выше по бережку молодчик идет,Выше бережка головушку несет,Сапожком своим пристукиваетДа по пяточкам постукивает.«ПАНТОМИМЫ»Задачи: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.Одеваемся на улицу. Раздеваемся.Много снега – протопчем тропинку.Моем посуду. Вытираем.Мама с папой собираются в театр.Как падает снежинка.Как ходит тишина.Как скачет солнечный зайчик.Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.Едим щи, попалась вкусная косточка.Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.Лепим снежки.Расцвели, как цветы. Завяли.Волк крадется за зайцем. Не поймал.Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.Котенок на солнышке: жмурится, нежится.Пчела на цветке.Обиженный щенок.Обезьяна, изображающая вас,Поросенок в луже.Наездник на лошади.Невеста на свадьбе. Жених.Бабочка порхает с цветка на цветок.Зуб болит.Принцесса капризная, величественная.Бабушка старенькая, хромает.Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.Ловим кузнечика. Ничего не получилось.Сосулька. У нас под крышей Белый гвоздь висит (руки подняты вверх). Солнце взойдёт – гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.Я не знаю.Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).Я – страшная гиена, Я – гневная гиена. От гнева на моих губах всегда вскипает пена.Пожарить глазунью. Съесть.«Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям. – Ты кто? – Жучок. – Что делаешь? – Сплю. И т.д.Не ошибисьЦель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.«КАК ЖИВЕШЬ»Задачи: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.Ход игрыПедагог – Дети– Как живешь? – Вот так! (С настроением показать большой палец.)– А плывешь? – Вот так! (Любым стилем.)– Как бежишь? – Вот так! (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.)– Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)– Ждешь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)– Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.)– Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.)– А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)(По Н.Пикулевой)«ТЮЛЬПАН»Задачи. Развивать пластику рук.Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.Утром тюльпан раскрывается. Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.На ночь закрывается. Соединяя ладони, опустить руки вниз.Тюльпанное дерево. Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.Раскидывает свои ветви. Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.И осенью листики опадают. Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.«ЕЖИК»Задачи. Развивать координацию движений, ловкости, чувства ритма.Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.Ежик съежился, свернулся (Согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос в колени.)Развернулся… (Вернуться в исх. п.)Потянулся. (Поворот на живот через правое плечо.)Раз, два, три, четыре, пять… (Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.)Ежик съежился опять!.. (Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.)«МАРИОНЕТКИ»Задачи. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку – быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).«В ДЕТСКОМ МИРЕ»Задачи: Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.«ОДНО И ТОЖЕ ПО РАЗНОМУ»Задачи: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.I группа – задание «сидеть». Возможные варианты:а) сидеть у телевизора;б) сидеть в цирке;в) сидеть в кабинете у зубного врача;г) сидеть у шахматной доски;д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.II группа – задание «идти». Возможные варианты:а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;б) идти по горячему песку;в) идти по палубе корабля;г) идти по бревну или узкому мостику;д) идти по узкой горной тропинке и т.д.III группа – задание «бежать». Возможные варианты:а) бежать, опаздывая в театр;б) бежать от злой собаки;в) бежать, попав под дождь;г) бежать, играя в жмурки и т.д.IV группа – задание «размахивать руками». Возможные варианты:а) отгонять комаров;б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;в) сушить мокрые руки и т.д.V группа – задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:а) кошку;б) попугайчика;в) кузнечика и т.д.«УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ»Задачи: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.«ЧТО СЛЫШИШЬ?»Задачи: Тренировать слуховое внимание.Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ«ЭСТАФЕТА» Задачи: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры:Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т. п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.«ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?»Задачи: Тренировать слуховое внимание.Ход игры:Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИЗадачи: Тренировать зрительное внимание.Ход игры:Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.«РУКИ-НОГИ»Задачи: Развивать активное внимание и быстроту реакции.Ход игры:По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИЗадачи. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)Ход игры:По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.«ЕСТЬ ЛИ НЕТ?»Задачи: Развивать внимание, память, образное мышление.Ход игры:Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».Есть ли в поле светлячки?Есть ли в море рыбки?Есть ли крылья у теленка?Есть ли клюв у поросенка?Есть ли гребень у горы?Есть ли двери у норы?Есть ли хвост у петуха?Есть ли ключ у скрипки?Есть ли рифма у стиха?Есть ли в нем ошибки?«ПЕРЕДАЙ ПОЗУ»Задачи: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.Ход игры:Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
X

x