Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Цыганова Екатерина Алексеевна

«Фортепианный ансамбль»

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств
Катав-Ивановского муниципального района»




«Фортепианный ансамбль»
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
(7- летний срок обучения)









Катав-Ивановск 2015




Составитель: Цыганова Е. А., преподаватель первой категории фортепианного отделения ДШИ






















Содержание
I.Пояснительная записка.
II.Содержание учебного предмета.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV.Формы и методы контроля, система оценок.
V.Методические рекомендации.
VI.Список литературы.
















Пояснительная записка
ДШИ работает по примерным учебным планам на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Фортепианный ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Фортепиано» 7 лет обучения входит в предметную область «Учебный предмет по выбору».
Данная программа рассчитана на обучение детей в ДШИ с III-V класс по 7 летней форме обучения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Учитывая особенности современного общества, социально-экономических условий развития района, цели, поставленные нашей школой:
привлечение детей и подростков в систему дополнительного образования для поддержки талантливых, творческих способностей детей и сокращение их девиантного досуга;
обеспечить общее культурное развитие ребёнка, используя возможности всех дисциплин для формирования духовной сферы личности;
создание социально-адаптированной личности.
Цель программы:
развитие интереса и любви к своему инструменту, к музыке посредством коллективного музицирования, через популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, расширение музыкального кругозора, музыкальной памяти.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- овладение и совершенствование учащимися навыков игры в ансамбле
- учиться исполнять свою партию в соответствии с замыслом композитора
- обучение учащихся анализировать музыкальное произведение
2. Развивающие:
- развитие чувства единого метра игры в ансамбле
- развитие навыков чтения с листа
- развивать умение слышать свою партию и партию партнера
3. Воспитывающие:
- воспитание творческого отношения к музыкальной деятельности
- воспитание эстетического вкуса
- воспитание трудолюбия, чувства дружбы и товарищества.
Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе.
Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.
Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях по сольфеджио и специальному фортепиано.
Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, хору способствует формированию их музыкального кругозора.
Когда учащиеся впервые получают удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.
Пусть исполнение при этом ещё далеко до совершенства, но преодолён рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
При составлении ансамбля учитывается возраст, психология, способности учеников, возможность посещать занятия. Особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:
взаимосвязь предметов «Инструмент» и «Класс ансамбля»;
преемственность репертуара и методов работы;
творческое музицирование;
гибкость в подборе репертуара и методах работы;
реализацию творческих возможностей ученика;
воспитание чувства товарищества, уважения друг к другу;
сознательную творческую дисциплину.
Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Срок освоения программы для детей составляет 3 года (III-V классы по 7-ми летней форме обучения). Продолжительность с I по III годы обучения составляет 35 недель в год.
Учебные занятия по предмету «Фортепианный ансамбль» проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа. Продолжительность урока 45 минут.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»
дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Фортепиано»
срок обучения 7 лет

№п/п
Наименование предметной
области/учебного предмета
Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю
итоговая
аттестация



I
II
III
IV
V
VI
VII


1
Учебные предметы
исполнительской
подготовки:
3,5
3,5
3,5
3,5
4,5
4
4


1.1
Специальность (фортепиано)
2
2
2
2
2
2
2
VII

1.2
Коллективное музицирование
(Хоровой класс)
1
1
1
1
2
2
2


1.3
Музицирование
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5




2
Учебные предметы
историко-теоретической
подготовки
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5


2.1
Сольфеджио
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
VII

2.2
Слушание музыки
1
1
1






2.3
Муз.литература



1
1
1
1


3
Учебный предмет по выбору


1
1
1
1
1


3.1
Ансамбль


1
1
1




3.2
Аккомпанемент





1
1


3.3
Синтезатор


1
1
1
1
1


3.4
Сольное пение


1
1
1
1
1



Всего:
6
6
7
7
8
7,5
7,5




Год обучения
Класс
Формы контроля



I полугодие
II полугодие

1
III
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

2
IV
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

3
V
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация


Отличительные особенности
Программа представляет собой синтез разных видов деятельности:
- образовательно-воспитательный, обеспечивающий целенаправленное влияние преподавателя на поведение и деятельность детей, его содействие семье в развитии творческого потенциала личности ребёнка.
- ценностно-эстетической, приобщающей детей к различным видам искусства и позволяющей формировать у них социально-значимые ценности, активное деятельное включение ребёнка в творческий процесс через проведение учебных занятий, конкурсных программ, организацию концертов.
- интеллектуально – познавательной, стимулирующий развитие интеллектуального потенциала и познавательного интереса ребёнка, его включённости в познавательную деятельность.
- развивающей, нацеленной на творческое развитие детей художественно – эстетическими средствами, их социальной активности, самостоятельности, общения.
- художественный, в процессе которой происходит общение с произведениями искусства в различных формах, выделяются особенности художественного содержания произведения искусства, используются художественные ценности, которые приобретают новое звучание после их совместной обработки.
-коммуникативной, обеспечивающей привлечение детей к совместному творческому труду, игре.
В работе над репертуаром преподаватель должен добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения. Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, список литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного времени, цель и задачи предмета. Раздел «Содержание учебного предмета» включает в себя репертуар учащихся, который распределяется по классам. Требования к уровню подготовки обучающихся разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». В разделе «Формы и методы контроля, система оценки» сформулированы требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. Список литературы состоит из перечня нотной и методической литературы.
Содержание предмета
Программа класса ансамбля включает в себя:
1) чтение с листа в ансамбле;
2) чтение разной ансамблевой фактуры: видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы);
3) образно-художественное воплощение;
4) темпо-ритмическое единство;
5) синхронность исполнения;
6) техническую оснащенность;
7)динамическое разнообразие;
8) штриховую точность;
9) пианистическую гибкость;
10) педализацию;
11) игру оригинальных 4-х ручных произведений на одном и двух фортепиано;
12) игру звучащей у партнёра музыки (знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио) и, не имея представления о первой партии, ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно);
13) исполнение облегченных переложений известных произведений, как классического, так и современного репертуара.
1 год обучения
Объём программы: 6-7 пьес
-восприятие и реализация «партитурной записи»
-синхронность исполнения
-развитие навыков чтения с листа
-воспитание художественных, музыкальных и эмоциональных качеств ребёнка
-развитие музыкального слуха (звуковой бас между партиями)
-одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и фразировку (при игре в 4 руки на одном инструменте задача облегчается за счёт зрительного контроля единства движений).
Примерный репертуарный список
1 год обучения
Бах И.С. Гавот из английской сюиты соль-минор.
Баркаускас В. Два петушка.
Барток Б. Анданте. Обр. Г. и Ю. Туркиных.
Белорусский танец «Полька-янка»
Бетховен Л. Сурок.
Ботяров Б. Балалайка и дудочка. Русская песня. Зимний праздник.
Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.
Векерлен Ж. Пастораль. Две пасторали.
Весняк Ю. Скерцино. Маленькая сюита: Танец, Анданте, Финал, Кукушка.
Юмореска.В деревне. Детская сюита: Вальс, Колыбельная, Полька. Грустная песенка.
Глинка М. Полька. Ходит ветер у ворот.
Зив М. Весенние лужицы. Старинный танец.
Зиринг В. Миниатюра.
Иванов-Родкевич Н. Марш.
Киянов Е. Весёлая полька.
Крупа-Шушарина С. Ёжик и ёлочка. Подсолнух. Соловей.
Крылатов Е. Не волнуйтесь понапрасну.
Латвийский танец «Рыбачок» обр. С. Дементьевой-Васильевой.
Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта». Четыре танца.
Островский А. Галоши.
Прима Л. Пой,пой,пой.
Разорёнов С. Колыбельная.
Роджерс А. Голубая луна.
Рус.нар.песня «Светит месяц» обр. Ляховицкой С.
Рус.нар.песня «Я на горку шла», обр. Ляховицкой С.
Рус.нар.песня «Жили да были два братца». Обр. А. Флярковского и Р. Щедрина.
Савельев Б. Карусель. Песенка кота Леопольда.
Спадавеккиа А. Добрый жук.
Симонова В. Подруги. Хорошее настроение. Говорят, говорят.
Сорокин К. Народная песня.
Струве Г. Весёлый перепляс.
Тобис Б. Полька.
Украинская народная песня «У соседа хата была».
Чайковский П.И. Танец из балета «Лебединое озеро». Р.н.п. «У ворот, ворот». Р.н.п. «Во городе царевна».
Чешская народная песня , обр. Неедлы В.
Чешская народная песня , обр. Корольковой И.
Флис Б. Колыбельная песня.
Шостакович Д. Вальс-шарманка. Шарманка.
Шуберт Ф. Немецкий танец. Вальс.
Шуман Р. Марш.
2 год обучения
Объём программы: 6-7 пьес
-развитие и закрепление вышеперечисленных навыков
-представление темпа и пульсация в нём
-распределение музыкальных красок между сопровождающей партией и мелодией
-ритмическая организация и rubato
-работа над фактурой, умение принять и продолжить мелодическую линию
-развитие музыкально-культурного кругозора.
Примерный репертуарный список
2 год обучения
Александров А. Сшила мама дочке.
Аренский А. Сказка соч.34 №1.
Бах И. С. Рондо из сюиты №2 для оркестра. Ария из кантаты №144.
Бабаев Ч. Танец радости.
Варламов А. Красный сарафан.
Венгерский танец.
Весняк Ю. Ария.
Гайдн И. Менуэт из квартета ре-минор. Менуэт фа-мажор.
Гендель Г. Ф. Финал кончерто гроссо №4.
Глинка М. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
Гречаснинов А. Пьеса.
Дворжак А. Славянский танец.
Беркович И. Марш.
Бетховен Л. Два немецких танца.
Доницетти Г. Баркарола.
Кипитис Я. Латышский танец.
Мендельсон Ф. На крыльях песни. Песня без слов №9.
«Молдавеняска» обр.Кочуговой.
Молчанов К. Журавлиная песня.
Мусоргский М. Гопак.
Островский А. Школьная полька.
Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца.
Русская народная песня «Я вечор, млада, во пиру была» обр. П. И. Чайковского.
Соловьёв В. Белорусский танец.
Стравинский Балалайка.
Украинская народная песня «По дороге жук, жук».
Чайковский П.И. Вальс из балета «Спящая красавица». Сладкая грёза. Мазурка. Ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама». Вальс из оперы «Евгений Онегин». Мой Лизочек так уж мал.
Холминов А. Цыплята.
Шаинский В. Антошка.
Шмитц М. Весёлый разговор. Вальс. Принцесса танцует. Много пятёрок в портфеле. Танцуем буги.
Шнейдер-Трнавский М. Маленькая инвенция. Обр. Г. и Ю. Туркиных.
Шуберт Ф. Четыре лендлера.
3 год обучения
Объём программы: 6-7 пьес
-закрепление вышеперечисленных навыков
-выстраивание динамической линии, единой для двух партий ансамбля
-тембровые и регистровые задачи.
Примерный репертуарный список
3 год обучения
Бетховен Л. Полонез. Менуэт из септета. Финал трио до-минор.
Бертини Л. Этюд соч.149 №3, №4.
Бизе Ж. Волчок (экспромт) из цикла «Детские игры».
Вивальди А. Анданте.
Гайдн И. Скерцо из квартет ми-бемоль мажор.
Глиэр. Р. Колыбельная. Мазурка.
Казелла А. Маленький марш из цикла «Марионетки».
Касимов Р. Мелодический этюд.
Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». Рондо из квинтета ми-бемоль мажор для духовых. Менуэт из симфонии №40 соль-минор.
Оппенгеймер Г. Танцевальная мелодия.
Пахмутова А. Маленькие вариации.
Слонимский С. Полька.
Тактакишвили Ш. На мельнице. Утешение.
Хачатурян А. Третья часть концерта для скрипки с оркестром. Вальс цветов.
Цфасман А. Я хочу танцевать.
Шеринг Дж. Колыбельная.
Шуберт Ф. Серенада.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
Результатом освоения учебной программы «Фортепианный ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний и представлений:
-знание профессиональной терминологии
-навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий
- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани
- «чувство партнёрства»
- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.
На зачётах в конце каждого полугодия исполняется по 2 произведения (по нотам).
Промежуточная аттестация в форме зачёта проводится в первом полугодии в декабре, во втором полугодии - в мае. В качестве промежуточной аттестации могут выступать концерты или участие в различных конкурсах, фестивалях и творческих проектах.
Итоговая аттестация проводится в конце 3 года обучения в виде концерта или зачёта. На итоговой аттестации обучающиеся исполняют программу из двух произведений.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается:
1)оценка годовой работы ученика, с учётом его продвижения;
2)оценка ученика за выступление на зачётах;
3)другие выступления ученика в течение учебного года.

год
обучения
I
полугодие
II
полугодие

1 год
Два разнохарактерных произведения
Два разнохарактерных произведения

2 год
Два разнохарактерных произведения
Два разнохарактерных произведения

3 год
Два разнохарактерных произведения
или одно произведение крупной формы
Два разнохарактерных произведения
или одно произведение крупной формы


V.Методические рекомендации
Одной из важных сторон профессионального мастерства музыканта-исполнителя является умение играть с одним или несколькими партнёрами. Сольное исполнение артиста возможно лишь в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности: концерта пианистов, органистов и т.д..
Совместная игра отличается от сольного выступления, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации произведения являются плодом раздумий не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они объединенными усилиями.
Пианист-солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, пианист-ансамблист – только звучание своей партии. Причем, знание партии, даже отличное, еще не делает пианиста партнером. Он становится таким лишь в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.
Ансамблевая игра в фортепианном классе школы искусств имеет особое значение. Не все дети по целому ряду объективных и субъективных причин могут проявить себя в сольном исполнении, поэтому у многих из них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить наступление этого критического момента, и применить все возможные формы и методы работы для формирования у ребенка желания учиться в музыкальной школе. Если всё же у обучающегося намечается падение интереса к занятиям, на помощь преподавателю может прийти как раз ансамблевая игра.
Часто дети, имеющие средние способности, отличающиеся робостью, вдруг проявляют смелость и находчивость в совместной игре. Ансамбль позволяет им не только контролировать свою игру, но и слушать своего партнёра. В совместной игре на фортепиано детей связывает не только общее дело, но и дружеские отношения, что в немалой степени способствует поддержанию интереса к обучению.
Ритмическая нестабильность каждого ребёнка вдруг начинает сливаться в ансамбле в ритмическую устойчивость. Совместное исполнение – это творческий процесс, где проявляются индивидуальные способности каждого учащегося в единстве общего звучания музыкального произведения.
Фортепианный ансамбль в детской школе искусств призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.
Итак, после определения состава ансамбля, выбора произведения – приступаем к работе.
После совместного прочтения нового произведения наступает первая репетиция, в этот период выясняется степень активности каждого и степень близости художественных позиций исполнителей.
В фортепианном ансамбле главенствует принцип равноправия, ему присуще чувство коллективной ответственности и непосредственное общение со слушателем. Совместное музыкальное переживание – вот в чем суть общения. Творческое переживание – процесс очень сложный.
Настроение пьесы, нюансировку отдельных фраз каждый исполнитель понимает и чувствует по-своему. Необходимость сообразовывать свое исполнение с игрой партнера может восприниматься как ограничение артистической свободы, но это не так. В ансамбле юный музыкант чувствует, как возросло разнообразие красок, мощь звучания, которыми он пользуется, и соответственно яркость и живость впечатления, производимого его игрой. Подлинный ансамбль, слитность которого естественна и органична, не создается подавлением индивидуальной свободы партнеров. Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя, расширяет границы фантазии.
Основы техники ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе, т. е. одновременно, разом, сообща, заодно с кем-то. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь синхронное звучание всех партий:
1.  единство темпа и ритма партнеров;
2.  уравновешенность в силе звучания партий (единство динамики);
3.  согласованность штрихов;
4.  единство приемов фразировки.
Выполнять эти требования может лишь музыкант, обладающий умением слушать общее звучание ансамбля. Слушать себя, слушать партнера – это проявление личной настроенности внимания. Но еще более важно уметь слушать ансамбль в целом и лишь в пределах необходимого контроля – себя в ансамбле. С появлением естественного и смежного единства «Я – мы» возникает живое совместное действие. При отсутствии такого единства ансамблевая игра сведется лишь к более или менее детально согласованному использованию отдельных партий.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля-единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. В области темпа и ритма инивидуальные особенности сказываются очень отчётливо. Незаметное в сольном исполнении лёгкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может нарушить синхронность-ансамблист в таких случаях уходит от партнёра, опережая или отставая от него. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств в музыке. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в исполнении ансамбля. Несогласованное с партнёром, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Создание единой во всех деталях динамики-обязательное условие технически грамотной совместной игры.
Исполнительская воля, чувство коллективизма, ответственность за общий успех развивают устойчивое чувство ритма. Кроме того, помогает почувствовать учащимся своеобразие и интерес совместного исполнительства
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.
Развиваются профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений.
Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – единственный источник внутренних сил.
Ансамблевое музицирование заметно прогрессирует. Ежегодно устраиваются региональные, Всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

VI. Список литературы
Нотная литература
Азбука игры на фортепиано: для учащихся подготовительного и 1 класса ДМШ. Сост. С.А.Барсукова.- Ростов на Дону: Феникс, 2007год.
Ансамбли для фортепиано 3-4 класс. Редакция Б. Милича Киев «Музична Украина»-1979год.
Ансамбли в 4 руки 4 класс. Сост. А. Бакулова. Изд. «Советский композитор» М. 1970год.
Ансамбли для фортепиано в 4 руки для 5-7 классов ДМШ: Сборник переложений в двух тетрадях. Сост. Бедностин В.М..-Челябинск 2007год.
Ансамбли средние классы выпуск 10. Сост.В.Пороцкий. Изд. «Советский композитор» 1985 год.
Альбом ученика-пианиста I класс. Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова.-Ростов на Дону: Феникс, 2009год.
Альбом пьес и ансамблей для фортепиано. Для младших и средних классов ДМШ. Сост. Ю.В. Доля.-Ростов на Дону: Феникс, 2005год.
Балаев Г. Современные фортепианные ансамбли. Ростов на Дону: Феникс, 2000год.
Весняк Ю. «Весёлый зайчик»: пьесы для фортепиано в 4 руки. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2010год.
«Здравствуй, малыш!» песни и ансамбли для дошкольного и младшего школьного возраста. Выпуск 1. Сост. О. Бахмацкая. М. «Советский композитор» 1985год.
Играем в 4 руки на фортепиано. Выпуск 1.-М.: Издательство В. Катанского 2000год.
«Играем вместе» фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки. М. «Кифара» 2004год.
Крупа-Шушарина С. «Музыкальный алфавит»-фортепианные пьесы и ансамбли для детей. Новосибирск.-ООО «Издательский центр «Сибирский родник», 2007год.
«Музыка вокруг нас» отрывки из камерных и симфонических произведений в облегченном переложении для фортепиано в 4 руки. Сост. О. Бахмацкая.-М. «Музыка» 1986год.
Популярные детские песни в переложении для фортепиано в 4 руки «Музыкальный час» выпуск 1. М. «Музыка» 1986год.
Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки: джазовые мотивы. Переложение Л.В. Пилипенко.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 год.
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. Для фортепиано. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. С.А.Барсукова.- Ростов на Дону: Феникс, 2003год.
Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки А. Флярковского и Р. Щедрина. Изд. М. «Кифара» 2001год.
Смирнова Т.И.. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Тетрадь 19 «Музыкальное путешествие». М.-2007год.
Смирнова Т.И.. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Тетрадь 3 «Танцуем и поём». М.-2008год.
Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки «Слон-бостон». Средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е.Иршаи. Изд. «Советский композитор» Ленинград 1991год.
Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н. Любомудрова.-М. «Музыка» 1986год.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуск 2. 3-4 классы. Сост. Любомудрова Н.. Изд. М. «Музыка» 1964год.
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Выпуск 3. Сост. И. Анастасьева. М. «Музыка» 1987год.
Чайковский П. И. Лёгкие переложения для фортепиано в 4 руки. Издательство «Классика-XXI» М.-2002год.
«Чудо-песенки»-фортепианные ансамбли сост.Симонова В. И. издательство «Окарина» Новосибирск 2007год.
Школа игры на фортепиано. Сост.-Э.Кисель, В. Натонсон, А.Николаев.-М.изд. МУЗЫКА, 1970год.
Юному музыканту-пианисту: учебно-методическое пособие 3 класс. Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова.-Ростов на Дону: Феникс, 2004год.
Юному музыканту-пианисту: Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. Сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова.-Ростов на Дону: Феникс, 2004год.

Методическая литература
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога
пианиста с детьми дошкольного и младшего возраста. – М., 1987 г.
2. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста: Учебное пособие.
М., 1991 г.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., – М.,1973 г.
4. Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые
годы обучения пианиста. Москва. «Классика XXI» 2003.
5. Домогацкая И. Е. «Первые уроки музыки» - учебное пособие для
учащихся отделений раннего эстетического развития ДШИ. Москва,
«Росмэн» 2003 г.
6. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – Москва.:
Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001 г.
7. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе
специального фортепиано. Москва. «Классика XXI» 2003.
8. Мартенсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано.
Москва. «Музыка» 1977г., Москва. «Классика XXI» 2003г.
9. Мельнова Л.В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ.
Москва. 1972г.
10. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ.
Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям.
Москва.1997г.
11. Милич Б.Е. Воспитание ученика пианиста 1-2 классы ДМШ.
Киев. «Музична Украина»1977.
12. Москаленко Л.Н. Методика организации пианистического аппарата в
первый год обучения. Новосибирск 1999.
13. НейгаузГ.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва. «Музыка» 1967г.
14.Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений
(доинструментальный период). Екатеринбург 1994.
15.Смирнова Т.И. «Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие
Allegro», методическая часть. Москва 2001-2008.
16.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва. «Советский композитор»
1984г.
17.Тимакин Е.М.Навыки координации в развитии пианиста.
Москва. «Советский композитор» 1987.
18.Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.
Ленинград, «Музыка» 1979.
Москва. «Классика XXI» 2002.





























X

x