Всего представлено работ: 244100

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Зернова Ирина Анатольевна

"Краеведение через сказку"

скачать документ

Вернуться назад
Проект «Краеведение через сказку»
Зернова Ирина Анатольевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 "Колокольчик" (МАДОУ Д/С №5 "Колокольчик")
Проект «Краеведение через сказку»
Характеристика проекта.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Тема: Краеведение через сказку.          
Тип проекта: информационно-творческий
Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.
По характеру содержания: включает ребенка и семью.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта: Всестороннее изучение родного города Советска и Калининградской области, России. Возрождение семейных традиций.
Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке.
- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.
- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
- Познакомить с историей и современностью города Советска.
- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.
Предварительная работа: сбор фотографий о поселке и окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы, куклы Пирата и Медведя.
Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.
Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно включить колледжи и техникумы, институты и университеты.
Задачи инновации:
1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта «Краеведение через сказку».
2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством сказки.
3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.
4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью неповторимых сказок.
5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.
Сроки реализации: 2016-2017 учебный год.
 
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи
1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе образования.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Разработать программу мониторинга.
5. Наладить связь с социумом.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.
2 этап – практический.
Задачи второго этапа:
1. Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике в средней группе МАДОУ «Детский сад №5».
2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.
3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и его результатами.
4. Наладить взаимодействие с социумом.
      
План работы на 2016-2017 учебный год.
 
Основное содержание деятельности
           Сроки
    Ответственные

Родительская встреча.
Тема: «Знакомство с программой д\сад-дом радости»
Экскурсия по групповой комнате
Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка»
Диагностика
  Сентябрь
Воспитатели
 
Воспитатели
 
 
Воспитатели

Ознакомительная экскурсия детей по д/саду
Консультация для родителей «Проектная деятельность в д\саду»
Развлечение «Осенние посиделки»
    Октябрь
Воспитатели
 
 
Воспитатели
Воспитатели

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ»
Организация записей сказок родителями и воспитателями
  Ноябрь
Воспитатели
 
 
Воспитатели, родители и дети.
 

Совместная выставка поделок «Смастери елочную игрушку»
Папка – передвижка «Значение речи для детей 2 мл.группы»
Праздник «Новый год»
  Декабрь
Воспитатели, родители, дети
 
Воспитатели
 
Воспитатели

Совместная деятельность «Самовар»
Развлечение «Здравствуй сказка»
Родительская гостиная «Книга в жизни детей»
  Январь
Воспитатели
 
Воспитатели
Воспитатели

Занятие «День рождение у куклы Маши»
Коллективная работа к 23 февраля
Выставка «Портрет папы»
  Февраль
Воспитатели
 
Воспитатели, дети
Родители, дети

Экскурсия на кухню в д\саду.
Изготовление открыток к 8 марта
Праздник «Мамин день»
 
Март
Воспитатели
Воспитатели, дети
 
Воспитатели

Экскурсия в прачечную
Литературный вечер «Сказки тетушки Ирины»
Апрель
Воспитатели
Воспитатели

Диагностика
Анализ анкетирования
Составление альбома «Мой детский сад»
Родительская встреча «Речь и мышление»
Май
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

 
Формы работы по проекту
 
С родителями
С детьми
С сотрудниками д/с

- анкетирование. - родительская гостиная. - встречи с сотрудниками детского сада. - участие в жизни д/с. -рекомендации: посещение музея
- интегрированные занятия. - игры. - праздники. - экскурсии. - наблюдения. - продуктивная деятельность. - встречи с выпускниками. - встречи с бывшими сотрудниками детского сада.
- теоретические и творческие отчеты. - самообразование. - подбор литературы. - перспективное планирование. - изготовление пособий. - посещение музея. - совместная деятельность с родителями. - поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада.

 
Выполнение проекта
 
Виды деятельности
Формы и методы работы

1. Игровая
1. Дидактические игры:
- “Собери дочку в детский сад”. - “Чей дом?” - “Что для кухни, что – для спальни?” - “Из какой сказки?
2. Сюжетно – ролевые игры: - “Праздник в детском саду”. - “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная
- Экскурсия по детскому саду. - Просмотр иллюстраций, фотографий. - Встречи с сотрудниками детского сада. - Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

3. Развитие речи
- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок. - Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с. - Составление сказок, рассказов.

4. Продуктивная
- Создание альбомов “Мой детский сад”. - Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток. - Выставка семейных рисунков.

 
Прогнозируемый результат.
1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.
2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в работу с детьми.
3. Мониторинг развития детей.
Способы выявления достижений.
Анкетирование, мониторинг.
Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».
 
3 этап – оценочный.
Задачи:
1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)
2. Оформление опыта работы педагога.
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок по теме инновации.
4. Повышение уровня квалификации педагога.
Прогнозируемый результат.
Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.
Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.
   Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграции детской деятельности;
- расширение кругозора;
- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;
- увеличение форм и методов педагогической деятельности.
Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.
Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»
Модель выпускника
Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:
- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих),   любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;
- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;
- физически и психологически здоровый.
 
Литературные источники.
1. Крылова «Д\сад – дом радости».
2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»
3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.
4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»
6.  Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»
7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»
8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».
19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».
 
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
_______________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?__________________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    
_______________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
_______________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
_______________________________________________________________________

Начало формы
Конец формы


Заголовок 1 Заголовок 4
X

x