Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Закирова Зиля Галимардановна

Принципы подхода к сольфеджио в начальных группах

скачать документ

Вернуться назад
Методическая разработка «Принципы подхода к сольфеджио в начальных группах»
Автор: Закирова Зиля Галимардановна, преподаватель сольфеджио и хора
Учреждение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа № 2 г. Байконур

Одним из основополагающих правил в работе с маленькими детьми в классе сольфеджио является требование не допускать небрежности в работе, тщательное выполнение всех указаний педагога. Это требование может быть проиллюстрировано словами В.Ф. Одоевского из «Музыкальной грамоты»: «Не спешить, ибо, во-первых, торопиться некуда и незачем, и, во-вторых, потому, что всякое изучение есть род прививки, а чтобы прививка приросла, для того, по законам природы, требуется известное время. Человека питает лишь то, что он хорошо разжевал. Не верить никаким ускорительным методам: они так же нелепы, как был бы нелеп совет надевать все части платья разом, чтобы скорее одеться». Другими словами, постепенность, целенаправленность развития, выверенность упражнений, которые под силу ребенку на данной стадии развития, поступенное наращивание трудностей – вот залог педагогического успеха при работе с маленькими детьми. В основе должны лежать следующие методические принципы:
слуховые впечатления должны предшествовать теоретическим обобщениям;
доступность заданий и возможность самостоятельного выполнения требований педагога;
увлекательность занятий;
строгая последовательность в усвоении трудностей;
учет индивидуальных возможностей каждого ребенка в группе;
привитие живых навыков музицирования (сочинения и импровизации);
не механическая тренировка, а развитие.
Сложность работы педагога на занятиях с малышами и в необходимости сочетать все компоненты слухового и интеллектуального развития учащихся:
развитие творческого воображения;
развитие музыкальной памяти;
привитие навыков правильного звукоизвлечения, работа над диапазоном голоса;
выработка слухового ощущения звуковысотных соотношений;
формирование моторных ассоциаций при восприятии метроритмических связей;
работа над записью звуковысотных и ритмических отношений.
Последней форме работы – нотописанию – в связи с постоянной нехваткой учебного времени часто уделяется мало внимания. Однако, именно быстрая, качественная, опрятная запись нот – большая часть успеха в других формах работы по сольфеджио, в частности в написании музыкального диктанта.
Приемы нотной записи
Особые трудности в процессе обучения на начальном этапе отмечаются при письме. Развитие тонкой моторики – умение производить точные движения кистью и пальцами – у детей младшего возраста часто находится на очень низком уровне. Преодоление затруднений, связанных с нотописанием, чрезвычайно важно, так как запись является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении нотной записи осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы группы. Поэтому на начальном этапе обучения следует уделять этому массу внимания и времени, чтобы снять проблему впоследствии.
Необходимо строго следить за тем, чтобы рука ребенка при письме была свободной, пальцы судорожно не сжимали карандаш, чтобы оттиск грифеля на бумаге не получился жирным, вдавливающим, что свидетельствует о напряженной манере письма. Надо учить детей экономить движения при написании нотных знаков.
После того, как дети усвоили знаки нотного письма, основной акцент падает на развитие скорописи. Этот навык формируется с помощью следующих упражнений:
переписывание мелодии с доски или учебника на время в классе или дома (для малышей);
запись по памяти дома музыкального диктанта, написанного на уроке с хронометрами (для детей младшего школьного возраста);
запись в классе выученной ранее мелодии.
В последние годы в разных издательствах вышли прописи, в которых ребенок учится нотному письму, одновременно осваивая азы теории музыки. Назовем, к примеру, серию обучающих и тестирующих тетрадей Л.Н. Алексеевой «Музыкальная грамота», выпущенных издательским отделом Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Слуховые упражнения
Поскольку в музыке основным является звучание всех изучаемых элементов, слушание их, осознание и запоминание лежит в основе всего обучения, вряд ли требует доказательств постулат о роли слухового воспитания, как одного из самых важных факторов в процессе формирования маленького музыканта. Анализом на слух занимаются на всех ступенях музыкального обучения, и появиться эта форма работы на уроках сольфеджио должна как можно раньше.
Данный раздел работы не ставит своей задачей осознание музыкального целого, все же он должен быть максимально насыщен музыкой. Сухие теоретические объяснения, тренировка на одних упражнениях приводят к выхолащиванию музыки на уроке, к отрыву знаний и навыков по сольфеджио от музыкально-исполнительской деятельности детей. Такие уроки не развивают музыкальный слух, а лишь «натаскивают» их на выполнение никому ненужных заданий. Сухость и догматизм на занятиях с маленькими детьми вообще недопустимы.
Следующие слуховые упражнения помогут в игровой форме развить слух и музыкальную память ребенка. Так, после того как учащиеся освоили первую гамму До мажор, можно предложить им игру на развитие внутреннего слуха «Найти исчезнувшую нотку». Проиграйте звукоряд гаммы сначала полностью, затем с пропуском одной ноты или двух при движении вверх и при движении вниз.
После того, как ученики познакомились с короткими и длинными звуками, вводятся ритмические диктанты («ритмическая угадайка»). Сначала предложите детям записать условными обозначениями ритм стихов ( – восьмые, – четверти)
Например:

Два кота, два кота, два ободранных хвоста

Снег идет, снег идет, снег по свету бродит.

Затем задание усложняется. Назовите какую-либо хорошо выученную песню и исполните ритмический рисунок одной из фраз этой песни. Ученики должны определить, на какие слова звучит этот ритм и записать его обозначениями.
Например, из песни «Луноход»

по Луне идет вперед

Помимо ритмических упражнений вводится мелодический слуховой анализ («музыкальная угадайка»).
Определение на слух количества звуков и их направление в незнакомой мелодии. После того как ребята правильно ответят на вопросы, они проигрывают или пропевают эту песенку от заданных звуков.
Проиграйте одну из фраз знакомой песни (сообщите детям ее название). Ученики должны узнать, на какие слова звучит данная мелодическая фраза.
Определение на слух различных элементов музыкальной гаммы. Педагог или один из сильных учеников задает «музыкальные вопросы» – пропевает или проигрывает мотивы, включающие тетрахорды в разных направлениях или сочетание нескольких ступеней. В ответ ребята пропевают или проигрывают услышанное.









Аналогичная форма работы – при определении на слух устойчивых звуков.










При определении вводных звуков и опевания I, III и V ступеней.










Следующее задание не предполагает записи ритмического рисунка. Дети записывают нотами мелодические обороты, исполняемые один-два раза. Изюминкой этого задания может стать самостоятельное оценивание, что доставляет детям большое удовольствие (все правильно – пять, одна ошибка – четыре и так далее).










Все эти упражнения являются прекрасной подготовкой к записи музыкального диктанта.
Следующий сложный этап – определение на слух интервалов. Когда все интервалы пройдены и известны все характеристики, возможны следующие формы работы.
Определение интервалов на слух без записи нот и без обозначения качества, лишь обозначая цифрами.










Для четкой реакции при определении интервалов рекомендуется следующее задание: пять интервалов записано цифрами на доске. Проиграть интервалы в другом порядке, ученики при прослушивании соответственно их записывают.
Уникальная методика, предложенная профессором Ростовской консерватории им. С. Рахманинова В. Красноскуловым, основанная на определении интервалов в рамках метроритмической сетки с дирижированием, поможет научить детей распознавать созвучия практически безошибочно. Упражнение проводится с дирижированием – вначале на 4/4, затем 3/4 и 2/4 с постепенным ускорением темпа. Метроритмическая сетка и постепенное ускорение позволяют педагогу быстро исключить пропевание между моментом звучания и ответом учащегося.
Классификация только по признаку: консонанс – диссонанс
4/4
(слушаю) – (думаю) – «дис – со – нанс»
3/4
(слушаю) – (думаю) – «кон – со – нанс»
Классификация только ступеневой величины
3/4
(слушаю) – «секс – та»
3/4
(слушаю) – «се – кун – да»
2/4
(слушаю) – «сеп – ти – ма»
Классификация тоновой величины однородных интервалов (секунд, терций, секст, септим): «большая – малая».
Полная характеристика интервала:
4/4
(слушаю) – (думаю) – «квар – та чис – та – я»
Еще одна форма слухового упражнения – определение ошибок в записанной мелодии: попросите учеников найти ошибку в нотном тексте или ритме.
Опыт показывает, что слуховые упражнения очень полезны и необходимы. Они значительно обостряют музыкальный слух, способствуют развитию музыкальной памяти.
Ритмическое воспитание
Основные постулаты ритмического воспитания можно передать словами Б. Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер». И далее: «Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться». «Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности».
В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:
1) ощущение равномерности движения в разных темпах;
2) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей;
3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.
Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование и другие.
Движение как реакция на прослушанное особенно свойственно детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио возможно значительно активизировать музыкальное восприятие. Основатель системы ритмического воспитания Эмиль Жак Далькроз назначение своей системы сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю».
В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения используйте задание «Хлопай в такт». Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Репертуар: детские стихотворения (например, А. Барто), детские песни, инструментальная музыка. Затем можно предложить детям прохлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.
Хорошим методом является использование различных приемов ритмического «эха». Например, прохлопайте ритм или сыграйте мелодию, дайте задание воспроизвести ритмический рисунок. Попросите повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку». Воспроизведите ритм знакомой песенки и попросите детей отгадать ее.
Репертуар: детские песенки «Два кота», «Петушок», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей» и другие.
Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул используйте вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной. Покажите детям, как можно ритмизовать имена. Например:

О – ля О – лень – ка
Попросите придумать слова к простейшим ритмическим рисункам:

тра-ва са-мо-лет сол-ныш-ко ма-ши-на
Метризация двух- и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущением пульсации и акцентуации.
Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песен:

2/4
ма-лень-кой е-лоч-ке хо-лод-но зи - мой

2/4
по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли, шаг, шаг, стой!

2/4
жук, жук, по-жуж-жи, где ты пря-чешь - ся, ска-жи
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:
половинная нота – та-а
четвертная нота – та
восьмые ноты – ти-ти
шестнадцатые ноты – ти-ки-та-ки
Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу:


ти та ти та ти-ти тай-ти
Перечисленные формы работы можно дополнить следующими:
1) чтение ритмической строчки ритмослогов;
2) исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога;
3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;
4) ритмическая партитура;
5) ритмический канон;
6) свободная ритмическая импровизация;
7) игра в детском ударном оркестре.
Серьезное внимание с первых уроков должно уделяться работе над дирижерским жестом. На начальных этапах лучше не вводить схему жестов, а «дирижировать» свободными движениями, отмечая лишь равномерную пульсацию долей. Дети любят ролевые игры. Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними – ребенок-дирижер. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом. Поиграйте в форме соревнования на лучшего дирижера.
Постепенно жест приводится в порядок: выделяется сильная доля – движение руки вниз, каждая доля ограничивается определенным пределом, получает свою «точку», объем жестов сокращается, используется в основном кисть руки.
Об игре на уроках сольфеджио
Фундаментальнейшим средством познания мира для детей является игра. Игра повышает интерес к обучению, помогает сосредоточиться, способствует раскрытию творческих способностей. Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – все это должно способствовать тому, чтобы занятие не становилось скучной обязанностью.
Любое задание на уроке можно сделать игровым. Конечно, это потребует от педагога некоторой организаторской работы. Но эта работа будет тем легче, чем активнее педагог будет в этой игре: член творческого ансамбля, своим примером показывающий как лучше выполнять задание. Это, кстати, помогает контролировать игру, не позволяя ей уходить в сторону от учебных задач.
Игра идеально мобилизует эмоции ребенка и служит прекрасной двигательной разрядкой. Поэтому специально сочиненные игры даются, как правило, в конце урока: это диктуется необходимостью «эмоционального crescendo» с одной стороны, и отдыха – с другой.
Для музыкантов особенно важно, что в игре возникают ситуации, очень похожие на ситуации, имеющие место в музыке. Игры в «дирижера», «хормейстера», «композитора» помогают приобрести вместе с необходимыми знаниями артистичность, воображение, а главное – интерес к музицированию.
Еще одна важная потребность ребенка, связанная с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство. Это – неотъемлемая часть их повседневной игры. В музыкально-игровых ситуациях дети очень требовательны друг к другу, ревниво следят за выполнением своих указаний и стараются не допустить собственных промахов. Именно поэтому у игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности.
Продуктивные методы слушания музыки
Потребность к музыке, любовь к ней формируются у маленького ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.
Музыкальное восприятие малыша лучше начинать еще до его рождения (слушать классическую музыку, благоприятно влияющую на слух ребенка). С самого раннего возраста необходимо позаботиться о музыкально-экологических условиях развития – оградить младенца от громких резких шумов: грохота машин, истерических воплей телевизора и «выстрелов» телезаставок.
В нашей жизни музыка звучит повсюду – на радио, телевидении, в театре, в звукозаписи. Но такие встречи с музыкой носят хаотичный характер и их количество и качество недостаточно для формирования эстетического восприятия музыки.
Думается, что и в детских музыкальных школах этой форме работы уделяется незаслуженно мало времени и внимания. Полноценные уроки музыкальной литературы появляются лишь на четвертом году обучения (10-12 лет), а для традиционного раздела слушания музыки в курсе сольфеджио, как правило, после проверки домашнего задания, объяснению новой темы, интонационной работы и написания диктантов нет времени. Выходом из этой ситуации было ведение в музыкальных школах специального курса «Слушание музыки» с первого по третий классы, в рамках которого ребенок по-настоящему вслушиваться в музыку, размышлять о ней и понимать ее.
Основной задачей такого курса является формирование основ первоначальной музыкальной культуры, а именно:
1) формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку;
2) воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального языка;
3) знакомство детей с музыкальными произведениями разных направлений и стилей;
4) формирование навыка слушания музыки;
5) развитие способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.
Очень часто единственной целью слушания музыки на уроках сольфеджио становится анализ элементов музыкального языка, технологии создания музыкального произведения и очень мало времени посвящается главному – постижению механизмов возникновения художественного образа и изучению языка музыки как симантического пространства. Вести ребенка в мир искусства необходимо, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Только затем, когда у ребенка возникает интерес, можно приступать к изучению средств. Ибо, если это процесс происходит в обратном порядке, это все равно, что заставлять любоваться художественным полотном, предварительно порезав его на куски. Результат подобного подхода с поразительной образностью описан гениальной пушкинской рукой в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»:
Звуки умертвив
Музыку я разъял как труп.
Поверил я алгеброй гармонию
Тем не менее избежать традиционного «разбора» параметров музыкальной речи невозможно, и от педагога, в первую очередь, зависит, насколько путешествие по средствам музыкальной выразительности станет интересным и увлекательным. Музыкальное восприятие должно быть специально организовано. Только при этом условии обеспечивается развитие наблюдательности и внимания, необходимых при анализе элементов музыкальной речи. Важную роль играет слово педагога. Перед началом слушания необходимо дать информацию «интригующего» характера о содержании, истории создания или особенностях композиции музыкального произведения. Следующий этап – постановка поисковых задач. При анализе нужно охватить: регистр, темп, динамику, лад, размер, ритм, характер исполнения, роль сопровождения или мелодии.
При работе с детьми младшего возраста необходимо использовать произведения разных стилей и разных эпох. Занятия на материале музыки Моцарт и Равеля, Стравинского и Баха позволят детям почувствовать разнообразие впечатлений о мире, создадут предпосылки для постижения в дальнейшем процесса исторической смены стилей.
В процессе знакомства и постижения детьми художественных произведений необходимо придерживаться двух принципов.
Принцип «расширения» вытекает из подхода к освоению музыкального текста, согласно которому педагог ведет ребенка от более простого к более сложному, не нарушая при этом целостности произведения.
Принцип «возвращения» предполагает неоднократное обращение к одному и тому же сложному художественному тексту, который требует неоднократного прочтения. Ребенок возвращается к нему, обогащенный новым жизненным опытом.
Некоторые идеи развития творческой деятельности ребенка
В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства. К сожалению, логический подход к постижению художественных явлений до сих пор сохраняет свои позиции. В педагогике искусства вообще, в педагогике музыки в частности, преобладает так называемый вербально-знаковый метод, основанный на информативной подаче материала и восприятии ученика как объекта педагогического воздействия. Разумное использование этого метода необходимо. Но, формируя в первую очередь формально-логические реакции на музыку и блокируя непосредственное эмоциональное восприятие музыки, мы наносим непоправимый вред личности ребенка.
Альтернативой вербально-знаковому методу в современной педагогике являются методы обучения, делающие акцент на самостоятельной деятельности ученика. Редко звучат голоса противников детского творчества, считающих, что самостоятельная деятельность ребенка, не подкрепленная навыками, преждевременна. Девизом прогрессивных методик, использующих различные приемы творческой активности ребенка, может стать высказывание И.Г. Песталоцци: «Каждый знает только то, что сам пробует сделать». В такой ситуации введение ребенка в мир искусства происходит адекватными природе искусства средствами и включает основные компоненты:
1) факт творчества;
2) индивидуальность высказываемого.
Новые тенденции в музыкальной педагогике можно сформулировать так:
1) ориентация на дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный в плане развития восприятия средствами музыки;
2) опора на игровую деятельность как преобладающую в этом возрасте;
3) стремление к синтезу различных видов искусства.
Последняя тенденция отражает синкретизм художественной деятельности детей и помогает полнее осуществить главную цель музыкального воспитания ребенка – гармоничное развитие слуха, памяти, мышления, навыков элементарного музицирования. Часто педагоги блуждают между тем, чему же отдавать предпочтение: развитию специальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма) или общих (художественное мышление, воображение и так далее). Конечно, и то и другое важно.
Педагоги порой забывают, что мелодия, ритм, форма – это лишь необходимые композитору в данный момент средства для воплощения художественной мысли. Безусловно, ребенку важно знать, что уменьшенный вводный септаккорд состоит из малых терций. Но это вторично. А первично то, что он возник из необходимости передачи состояния напряженности, неопределенности.
Но на пути активизации детского творчества в музыкальном обучении есть определенные трудности. Очень часто самостоятельные музыкальные находки детей, плохо отрегулированные педагогами, становятся бездумным повторением одних и тех же мелодических и гармонических оборотов. Такое детское творчество не способствует обогащению эмоционального опыта. Только использование широкого комплексного подхода с привлечением различных видов искусств обеспечит торможение рациональных и выдвижение на первый план эмоциональных реакций.
В процессе освоения отдельных элементов музыкального языка продуктивны упражнения на «раскраску» звуковых комплексов (звуков, интервалов, регистров). Массу подобных игр можно найти в упоминавшемся уже пособии Л.Н. Алексеевой «Музыкальная грамота». Дети любят рисовать. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, способствует лучшему усвоению материала. Самые первые шаги с детьми на основе соединению музыки и живописи – путешествия по природным пространствам.
Возможно для настройки на состояние творческой активности цветовое восприятие музыкальной фактуры с помощью различных природных явлений: разгорающийся огонь, водная стихия (гладкое озеро, фонтаны, низвергающиеся водопады), изображение кристаллов. Такое восприятие позволяет ребенку осознать тембровые, динамические характеристики музыкального звучания, прерывность и непрерывность музыкальной линии и так далее.
Слушая с младшими детьми фортепьянную пьесу Э. Грига «Весна», «Облака» и «Послеполуденный отдых Фавна» К. Дебюсси, в первую очередь дается задание на определение стихии, в которую они попали: огня, воды, воздуха или земли. Обычно детский слух угадывает в звуковой материи природные стихии безошибочно.
Для самых маленьких учащихся эмоциональным поводом для музыкального творчества может быть стихотворение или сказочный литературный текст как немузыкальный стимул. Предложите детям украсить чтение стихов музыкой. Перед началом исполнения обсудите с детьми варианты их тембрового озвучивания. Затем прочитайте стихи, сопровождая их тембровой иллюстрацией.
После того как освоены тембры отдельных инструментов, можно переходить к импровизации в детском ансамбле. Здесь доля импровизации небольшая, так как при сочетании нескольких тембров музыкальная деятельность детей, не отрегулированная педагогом, может превратиться в звуковой хаос. Поэтому более разумным кажется использовать при игре в детском ансамбле мини-партитуры.
Активизация детского музыкального творчества может осуществляться еще через одну стадию, в которой задействованы словесные, цветовые и музыкальные ощущения. Например, при объяснении темы «Лад: мажор и минор» рассмотрите яркую, солнечную картину К. Моне «Дама в саду» или П. Сезанна «Гора святой Виктории». Научите детей различать краски в связи с оттенками настроения. Поясните, что такое настроение называется мажорным. Послушайте вальсы И. Штрауса и прочитайте фрагменты стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
После обсуждения обобщите «И в музыке, и в стихотворении, и на картине – мажорное настроение».
Прочтите другой отрывок того же стихотворения:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела
Спросите у детей, подходит ли это стихотворение к картинам к картинам К. Моне и П. Сезанна. Почему? Объясните, что в музыке такое настроение называется минорным и сыграйте «Адажио» А. Марчелло – И. Баха. В качестве домашнего задания предложите детям нарисовать красками мажорную картину на свободную тему и минорную картину. Обсудите краски, которые подходят для выражения того и другого настроения.
Использованный метод комплексного воздействия звукового, музыкального и изобразительного рядов направлен в первую очередь на развитие ассоциативного мышления ребенка, на способность воспринимать им художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства. Способность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи необходимо так же развивать у детей младшего возраста, как слух или чувство ритма, так как без развитой ассоциативности невозможно художественное творчество. Продуктивность метода комплексного воздействия в раннем возрасте определяется синкретичностью детского мышления, способностью видеть мир целостными художественными образами.


X

x