Всего представлено работ: 62125

Вы можете задать интересующий Вас вопрос на: info@kladtalant.ru , либо воспользоваться формой ниже:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Я согласен(а) на обработку моих персональных данных

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Дегтярева Марина Владимировна

Формирование звуковой культуры речи через театрализованную деятельность

скачать документ

Вернуться назад

«Формирование звуковой культуры речи через театрализованную деятельность».Дегтярева Марина Владимировна.МБ ДОУ «Детский сад № 33», г. Новокузнецк.Воспитатель первой квалификационной категории.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой и интонационной культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Данная задача предполагает: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах,правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.Исследователи в области речи дошкольников и педагоги–практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении грамотыИногда работа воспитателя по формированию звуковой культуры речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не сводится только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения – это важная, но лишь часть работы по звуковой культуре речи. Наряду с ней педагогическое содействие направляется на то, чтобы помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, орфоэпической правильностью произношения слов, четкой дикцией, интонационной выразительностьюРешение данных задач происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в досуговой деятельности.Одним из видов деятельности, в которой происходит формирование звуковой культуры речи, является театрализованная деятельность.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника: психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи, особое внимание, уделяя формированию и совершенствованию звуковой культуры речи.Реализуя цель формирования звуковой культуры речи детей в театрализованной игре, выделяем следующие задачи:развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения. Виды деятельности, используемые на занятиях для формирования звуковой культуры речи:речевая и артикуляционная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, дикции) упражнения для эмоционального развития детей;коррекционно-развивающие игры;задания для развития речевой интонационной выразительности (логоритмические упражнения) развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); упражнения на развитие выразительной мимики, жеста.Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни. Мини-игры на других занятиях, Театрализованные игры-спектакли, Посещение детьми театров совместно с родителями, Мини-сценки с куклами. Раскроем особенности содержания работы по развитию звуковой культуры речи через театрально-игровую деятельность в младшем дошкольном возрасте.Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Образец показывает взрослый, с этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Виды театрализованных игр, используемых чаще всего в нашей практике:Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик» и т.п.). Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»). Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка). Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»). Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»). У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).Таким образом, процесс развития звуковой культуры речи у младших дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективным, если для его организации:– разработать технологию развития звуковой культуры речи у детей 3–4 лет средствами театрализованной деятельности;– театрализованную деятельность детей насыщать материалом, значимым для усвоения звуковой культуры речи;– организовать игровое пространство и определить время для театрализованной деятельности детей;– планомерно осуществлять руководство развитием театрализованной деятельности детей;– создать в группах условия для самостоятельных театрализованных импровизаций детей.

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует система срочный документ,

который Вы можете получить в течении нескольких часов после подачи заявки!

x
X