Всего представлено работ: 45362

Вы можете задать интересующий Вас вопрос на: info@kladtalant.ru , либо воспользоваться формой ниже:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Мараник Любовь Викторовна

"Раскрытие творческого потенциала с помощью языка программирования Паскаль АВС.NET"

скачать документ

Вернуться назад

«Раскрытие творческого потенциала с помощью языка программирования Паскаль АВС.NET» Составитель: Мараник Любовь Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДОД»гМариинскКемеровская областьМариинск, 2017г Содержание1. Пояснительная записка.2. Календарно-тематический план.3. Содержание программы.4. Перечень знаний, умений.5. Контрольно-измерительные материалы.6. Материально-техническое оснащение программы.7. Список литературы.8. Цифровые ресурсы.9. Приложение. Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный программист» возраста: 12-15 лет составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный программист» составлена на основе примерной программы элективного курса «Создание программ на языке Паскаль» по информатике и ИКТ: для 8-9 классов. / Э.С. Ларина [Текст] – М.: Учитель, 2013. – 141с. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач уровня общего образования. Велика роль изучения программирования для развития мышления учащихся, формирования многих приемов умственной деятельности, решения соответствующих задач для развития мышления учащихся, формирования многих общеучебных умений и навыков. Паскаль - это один из распространенных языков, используемых в программировании:Пригоден для обучения программированию как систематической дисциплине, так как основан на ряде фундаментальных понятий, ясно и естественно отраженных в языке. Позволяет строить программу-последовательность инструкций (операторов) в виде блоков, что создает условия для так называемого структурного программирования. Для этого языка созданы программные системы, позволяющие доказать правильность алгоритмов. Программы на данном языке обладают повышенной надежностью благодаря избыточности информации, сообщаемой компилятору (например, к избыточным относится требование описывать все переменные). Цель: углубление знаний по информатике, формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры. Задачи:Освоение методов решения задач с помощью программирования.Развитие алгоритмического мышления учащихся.Формирование навыков грамотной разработки программ.Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный программист» для возраста: 12-15 лет рассчитана на 216 часов в год. Графическая форма программы представлена в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой. В структуре следующей программы выделяются следующие разделы:1.Алгоритмизация.2.Структура программы на Паскале.3.Виды операторов.4.Программирование циклов.5.Обработка текстовой информации.6.Массивы.7.Процедуры и функции.8.Файлы, работа с файлами.9.Графика. Анимация. Формами организации учебной деятельности учащихся являются традиционные занятия, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинаров, обобщающих занятий. Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Используется групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Форма контроля освоения материала – собеседование, тестирование, кроссворды, ребусы, творческие работы по выбору, семинары. Реализация содержания творческого объединения «Юный программист» осуществляется по текущей работе и итоговой работе в конце изучения темы, а так же проводится промежуточная аттестация и итоговая аттестация в конце учебного года, которая может быть представлена в виде тестов, кроссвордов, ребусов, творческих заданий.ТерминыЯзыки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.Алгоритм – конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.Алгоритм вспомогательный – алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал (начало и конец), параллелограмм (ввод/вывод), ромб (принятие решения) и прямоугольник (выполнения действия). Стрелки, связывающие эти фигуры, задают порядок выполнения соответствующих шагов.Ветвление – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.Данные – информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером.Диаграмма – графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.Линейный алгоритм – алгоритм, в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, то есть последовательно друг за другом.Правила – знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.Цикл (повторение) – форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.Алфавит – набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.Имена – любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.Операторы – языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.Паскаль – универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.Формат вывода – это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина.Массив – это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.Сортировка массива – перераспределение значений его элементов в некотором определённом порядке.Структура – порядок объединения элементов, составляющих систему.Схема – представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.Текст - любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.Процедура – подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.Фрагмент – некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.Функция – подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.Календарно-тематический планна 1 год обучения№п/пНаименование темыОбщее количество часовКоличество часовФорма контролятеорияпрактика1Введение.Цели, задачи, основное содержание программы. Инструктаж по технике безопасности.2.1121 раздел. Алгоритмизация.1.1.Среда Pascal ABC.NET.1.2. Элементы интерфейса.1.3. Модули.1.4. Использование справки в Pascal ABC.NET. 1.5. Алфавит языка.1.6. Константы и переменные.1.7. Синтаксис языка. Использование комментариев в программе.1.8. Исполнение программы. Отладка. 1.9. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки. 1.10. Данные. Типы данных.1.11. Блок описания переменных. Описание констант. 1.12. Запись алгоритма в виде блок-схем. 1.13. Основные алгоритмические конструкции.1.14. Линейные алгоритмы и программы. 1.15. Арифметические выражения в линейном алгоритме. 1.16. Стандартные функции в линейном алгоритме.1.17. Правила записи арифметических выражений в линейном алгоритме. 1.18.Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. 1.19.Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. 1.20.Организация ветвлений в программах. 1.21.Основные понятия математической логики. 1.22. Алгоритмы с ветвлением.1.23. Организация ветвлений в Pascal ABC.NET. Полное и неполное ветвление. 1.24.Вложенные ветвления. Алгоритмы с повторениями. 1.25.Практическая работа №1. Язык программирования Pascal ABC.NET. Текстовый редактор языка.25.241Собеседование.Тестирование.32 раздел. Структура программы на Паскале.2.1. Структура программы. Разделы описания.2.2. Практическая работа №2. Структура программы. Разделы описания.2.3. Основные математические функции. 2.4. Практическая работа №3. Практикум составления и отладки программ.2.5. Оператор ввода. 2.6. Оператор вывода.2.7. Форматы вывода.2.8. Программа, как способ записи алгоритма.2.9. Первая программа на языке Паскаль. 2.10. Практическая работа №4. Основные математические функции. Первая программа на языке Паскаль. 2.11. Ввод данных с клавиатуры.2.12. Числовые типы данных. 2.13.Целочисленный тип данных. 2.14.Символьный тип данных. 2.15.Строковый тип данных.2.16. Логический тип данных. 2.17.Программирование линейных алгоритмов.2.18. Операторы арифметических операций. 2.19. Операторы преобразования типов данных.2.20.Программирование как этап решения задачи на компьютере. 2.21.Этапы решения задачи на компьютере. 2.22.Практическая работа №5. Комментарии в программе. 2.23.Работа с целыми числами div, mod. 2.24.Передача параметров.2.25. Решение вычислительных задач. 2.26.Практическая работа №6. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.26.215Творческая работа по выбору.43 раздел. Виды операторов.3.1. Понятие оператора.3.2. Операторные скобки.3.3.Оператор присваивания. 3.4.Практическая работа №7. Оператор присваивания. 3.5.Условный оператор. Простые условия. 3.6. Практическая работа №8. Условный оператор. Простые условия. 3.7. Условный оператор. Составные условия.3.8. Практическая работа №9. Условный оператор. Составные условия. 3.9. Оператор выбора. 3.10. Практическая работа №10. Оператор выбора. 3.11. Алгоритмы разветвляющейся структуры. 3.12. Практическая работа №11. Алгоритмы разветвляющейся структуры. 3.13.Программирование разветвляющихся алгоритмов. 3.14. Многообразие способов записи ветвлений. 3.15. Оператор безусловного перехода. Метки. 3.16. Практическая работа №12. Практикум по решению задач на ветвление.16.106Собеседование.54 раздел. Программирование циклов.4.1.Основные виды циклов.4.2. Использование циклов в программах. 4.3. Программирование циклических алгоритмов.4.4. Практическая работа №13. Алгоритмы с повторениями.4.5. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. 4.6.Практическая работа №14. Цикл с предусловием.4.7. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. 4.8. Практическая работа №15. Цикл с постусловием.4.9. Программирование циклов с заданным числом повторений.4.10. Различные варианты программирования циклического алгоритма. 4.11. Применение циклов со счётчиком. 4.12. Цикл в цикле.4.13. Практическая работа №16. Вложенные циклы.4.14. Цикл с параметром. 4.15. Практическая работа №17. Цикл с параметром.4.16. Взаимодействие цикла и ветвления. 4.17. Практическая работа №18. Взаимодействие цикла и ветвления. 4.18.Операторы, изменяющие ход выполнения цикла.18.126Творческая работа по выбору.65 раздел. Обработка текстовой информации. 5.1. Строковые функции.5.2. Строковые типы данных.5.3. Обработка строк.5.4. Практическая работа №19. Обработка текстовой информации.4.31Творческая работа по выбору.76 раздел. Массивы.6.1. Описание массива.6.2. Индексы в массиве.6.3. Указатели в массиве.6.4. Операции с массивами.6.5. Числовой массив.6.6. Символьный массив.6.7. Задание массива в разделе констант. 6.8.Заполнение массива случайными числами. 6.9. Вывод массива на экран.6.10. Практическая работа №20. Ввод и вывод элементов массива.6.11. Вычисление суммы элементов массива. 6.12. Подсчёт суммы массива с условием. 6.13. Вычисление количества элементов массива с заданными свойствами. 6.14.Последовательный поиск в массиве. 6.15.Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. 6.16.Нахождение наименьшего элемента массива. 6.17.Практическая работа №22. Поиск минимального элемента массива. 6.18.Нахождение наибольшего элемента массива.6.19. Практическая работа №23. Поиск максимального элемента массива. 6.20.Определение наличия в массиве отрицательных элементов путём вычисления их количества.6.21. Нахождение номера отрицательного элемента массива.6.22. Упорядочение массива по возрастанию.6.23. Упорядочение массива по убыванию. 6.24. Инициализация массивов.6.25. Обработка массива.6.26. Одномерные массивы. Описание массива.6.27. Основные типы задач с одномерными массивами. 6.28. Работа с элементами одномерного массива. 6.29. Двумерные массивы. Описание массива.6.30. Основные типы задач с двумерными массивами.6.31. Двумерные массивы. Выбор элементов по строкам. 6.32. Практическая работа №24. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. 6.33.Двумерные массивы. Выбор элементов по столбцам. 6.34. Практическая работа №25. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по столбцам. 6.35. Двумерные массивы. Выбор элементов по диагоналям. 6.36. Практическая работа №26. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по диагоналям. 6.37. Массивы идентичного типа. 6.38.Использование циклов в массивах. 6.39.Сортировка массива.6.40. Методы сортировки массивов. 6.41.Решение задач на сортировку массивов. 6.42.Основные действия по работе с массивами. 6.43. Решение задач по обработке числовых массивов.6.44. Решение задач по обработке символьных массивов. 6.45. Считывание массива.6.46. Работа с массивами.46.397Собеседование. 87 раздел. Процедуры и функции.7.1. Понятие подпрограммы в программировании. 7.2. Порядок операций с математическими функциями. 7.3. Функции работы со строками в массиве. 7.4. Функции работы со столбцами в массиве.7.5. Использование процедур в программах. 7.6. Простейшие процедуры с параметрами. 7.7. Практическая работа №27. Процедуры. 7.8. Использование функций в программах. 7.9. Простейшие функции с параметрами. 7.10. Практическая работа №28. Функции. 7.11. Константы, типы, переменные и параметры подпрограмм. 7.12. Способы передачи параметров. 7.13.Основные различия между функциями и процедурами.13.112Творческая работа по выбору.98 раздел. Файлы, работа с файлами.8.1. Виды файлов, способы доступа к файлам. 8.2.Чтение файла.8.3. Запись файла.8.4. Работа с файлами.8.5. Текстовые файлы.8.6. Открытие файла для чтения.8.7. Открытие файла для записи.8.8. Создание и копирование файла. 8.9.Сохранение числовых данных в текстовом файле.8.10. Сохранение массива чисел в текстовом файле. 8.11. Чтение данных из текстового файла в двумерный массив. 8.12. Практическая работа №29. Символы и строки.8.13. Решение задач с использованием символов и строк.8.14. Дописывание информации в конец текстового файла. 8.15. Типизированные файлы. Метки. 8.16.Нетипизированные файлы. 8.17.Практическая работа №30. Файлы. 8.18.Файловый ввод-вывод.8.19. Практическая работа №31. Работа с файлами.19.163Собеседование.109 раздел. Графика. Анимация.9.1. Графика. Графические примитивы. 9.2.Структура графической программы. 9.3.Динамическая графика.9.4. Практическая работа №32. Динамическая графика. 9.5. Прямые линии. Прямоугольники.9.6. Практическая работа №33. Прямые линии. Прямоугольники. 9.7. Графика. Окружность. 9.8. Практическая работа №34. Графика. Окружность. 9.9.Графика. Эллипс.9.10. Практическая работа №35. Графика. Эллипс.9.11. Графика. Дуга.9.12. Практическая работа №36. Графика. Дуга. 9.13. Графика. Сектор.9.14. Практическая работа №37. Графика. Сектор.9.15. Построение линейной диаграммы. 9.16. Практическая работа №38. Линейная диаграмма. 9.17. Построение круговой диаграммы. 9.18. Практическая работа №39. Круговая диаграмма.9.19. Графика. Закрашивание.9.20. Практическая работа №40. Графика. Закрашивание.9.21. Построение графиков функций в декартовых координатах.9.22. Практическая работа №41. Построение графиков функций. 9.23. Построение поверхностей. 9.24.Практическая работа №42. Построение поверхностей.9.25. Простая анимация.9.26. Практическая работа №43. Простая анимация.9.27. Сложная анимация.9.28. Практическая работа №44. Сложная анимация.9.29. Метод перерисовки.9.30. Практическая работа №45. Метод перерисовки.9.31. Анимация с использованием статических переменных.9.32. Практическая работа №46. Анимация с использованием статических переменных. 9.33. Анимация с использованием динамических переменных.9.34. Практическая работа №47. Анимация с использованием динамических переменных. 9.35. Анимация с использованием видеостраниц. 9.36. Практическая работа №48. Анимация с использованием видеостраниц. 9.37.Метод сохранения изображения в памяти. 9.38.Практическая работа №49. Метод сохранения изображения в памяти.9.39. Физико-математические узоры. 9.40.Практическая работа №50. Физико-математические узоры.9.41. Рекурсивные методы в построении графических изображений. 9.42. Практическая работа №51. Рисование простейших фигур. 9.43. Программирование «сверху-вниз». Создание сюжетных графических изображений. 9.44. Практическая работа №52. Программирование «сверху-вниз». Создание сюжетных графических изображений. 9.45. Создание сюжетных анимированных графических изображений.45.2421Творческая работа по выбору.11Обобщение и повторение.Презентация мини-программы с заданным условием. Итоговая аттестация учащихся.2.11Тестирование. Семинар.Всего216.Содержание программы «Юный программист»Введение – 2 часа.Цели, задачи, основное содержание программы. Инструктаж по технике безопасности.1 раздел. Алгоритмизация – 25 часов. Среда Pascal ABC.NET. Элементы интерфейса. Модули. Использование справки в Pascal ABC.NET. Алфавит языка. Константы и переменные. Синтаксис языка. Использование комментариев в программе. Исполнение программы. Отладка. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки. Данные. Типы данных. Блок описания переменных. Описание констант. Запись алгоритма в виде блок-схем. Основные алгоритмические конструкции. Линейные алгоритмы и программы. Арифметические выражения в линейном алгоритме. Стандартные функции в линейном алгоритме. Правила записи арифметических выражений в линейном алгоритме. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Алгоритмы с ветвлением. Организация ветвлений в Pascal ABC.NET.Полное и неполное ветвление. Вложенные ветвления. Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №1. Язык программирования Pascal ABC.NET. Текстовый редактор языка.2 раздел. Структура программы на Паскале – 26 часов. Структура программы. Разделы описания. Практическая работа №2. Структура программы. Разделы описания. Основные математические функции. Практическая работа №3. Практикум составления и отладки программ. Оператор ввода. Оператор вывода. Форматы вывода. Программа, как способ записи алгоритма. Первая программа на языке Паскаль. Практическая работа №4. Основные математические функции. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры. Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Логический тип данных. Программирование линейных алгоритмов. Операторы арифметических операций. Операторы преобразования типов данных.Программирование как этап решения задачи на компьютере. Этапы решения задачи на компьютере. Практическая работа №5. Комментарии в программе. Работа с целыми числами div, mod. Передача параметров. Решение вычислительных задач. Практическая работа №6. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.3 раздел. Виды операторов – 16 часов. Понятие оператора. Операторные скобки. Оператор присваивания. Практическая работа №7. Оператор присваивания. Условный оператор. Простые условия. Практическая работа №8. Условный оператор. Простые условия. Условный оператор. Составные условия. Практическая работа №9. Условный оператор. Составные условия. Оператор выбора. Практическая работа №10. Оператор выбора. Алгоритмы разветвляющейся структуры. Практическая работа №11. Алгоритмы разветвляющейся структуры. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Многообразие способов записи ветвлений. Оператор безусловного перехода. Метки. Практическая работа №12. Практикум по решению задач на ветвление.4 раздел. Программирование циклов – 18 часов. Основные виды циклов. Использование циклов в программах. Программирование циклических алгоритмов. Практическая работа №13. Алгоритмы с повторениями. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №14. Цикл с предусловием. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №15. Цикл с постусловием. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Применение циклов со счётчиком. Цикл в цикле. Практическая работа №16. Вложенные циклы. Цикл с параметром. Практическая работа №17. Цикл с параметром. Взаимодействие цикла и ветвления. Практическая работа №18. Взаимодействие цикла и ветвления. Операторы, изменяющие ход выполнения цикла.5 раздел. Обработка текстовой информации – 4 часа. Строковые функции. Строковые типы данных. Обработка строк. Практическая работа №19. Обработка текстовой информации.6 раздел. Массивы – 46 часов.Описание массива. Индексы в массиве. Указатели в массиве. Операции с массивами. Числовой массив. Символьный массив. Задание массива в разделе констант. Заполнение массива случайными числами. Вывод массива на экран. Практическая работа №20. Ввод и вывод элементов массива. Вычисление суммы элементов массива. Подсчёт суммы массива с условием. Вычисление количества элементов массива с заданными свойствами. Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. Нахождение наименьшего элемента массива. Практическая работа №22. Поиск минимального элемента массива. Нахождение наибольшего элемента массива. Практическая работа №23. Поиск максимального элемента массива. Определение наличия в массиве отрицательных элементов путём вычисления их количества. Нахождение номера отрицательного элемента массива. Упорядочение массива по возрастанию. Упорядочение массива по убыванию. Инициализация массивов. Обработка массива. Одномерные массивы. Описание массива. Основные типы задач с одномерными массивами. Работа с элементами одномерного массива. Двумерные массивы. Описание массива. Основные типы задач с двумерными массивами. Двумерные массивы. Выбор элементов по строкам. Практическая работа №24. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. Двумерные массивы. Выбор элементов по столбцам. Практическая работа №25. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по столбцам. Двумерные массивы. Выбор элементов по диагоналям. Практическая работа №26. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по диагоналям. Массивы идентичного типа. Использование циклов в массивах. Сортировка массива. Методы сортировки массивов. Решение задач на сортировку массивов. Основные действия по работе с массивами. Решение задач по обработке числовых массивов. Решение задач по обработке символьных массивов. Считывание массива. Работа с массивами.7 раздел. Процедуры и функции – 13 часов. Понятие подпрограммы в программировании. Порядок операций с математическими функциями. Функции работы со строками в массиве. Функции работы со столбцами в массиве. Использование процедур в программах. Простейшие процедуры с параметрами. Практическая работа №27. Процедуры. Использование функций в программах. Простейшие функции с параметрами. Практическая работа №28. Функции. Константы, типы, переменные и параметры подпрограмм. Способы передачи параметров. Основные различия между функциями и процедурами.8 раздел. Файлы, работа с файлами – 19 часов. Виды файлов, способы доступа к файлам. Чтение файла. Запись файла. Работа с файлами. Текстовые файлы. Открытие файла для чтения. Открытие файла для записи. Создание и копирование файла. Сохранение числовых данных в текстовом файле. Сохранение массива чисел в текстовом файле. Чтение данных из текстового файла в двумерный массив. Практическая работа №29. Символы и строки. Решение задач с использованием символов и строк. Дописывание информации в конец текстового файла. Типизированные файлы. Метки. Нетипизированные файлы. Практическая работа №30. Файлы. Файловый ввод-вывод. Практическая работа №31. Работа с файлами.9 раздел. Графика. Анимация - 45 часов. Графика. Графические примитивы. Структура графической программы. Динамическая графика. Практическая работа №32. Динамическая графика. Прямые линии. Прямоугольники.Практическая работа №33. Прямые линии. Прямоугольники. Графика. Окружность. Практическая работа №34. Графика. Окружность. Графика. Эллипс. Практическая работа №35. Графика. Эллипс. Графика. Дуга. Практическая работа №36. Графика. Дуга. Графика. Сектор. Практическая работа №37. Графика. Сектор. Построение линейной диаграммы. Практическая работа №38. Линейная диаграмма. Построение круговой диаграммы. Практическая работа №39. Круговая диаграмма. Графика. Закрашивание. Практическая работа №40. Графика. Закрашивание. Построение графиков функций в декартовых координатах. Практическая работа №41. Построение графиков функций. Построение поверхностей. Практическая работа №42. Построение поверхностей. Простая анимация. Практическая работа №43. Простая анимация. Сложная анимация. Практическая работа №44. Сложная анимация. Метод перерисовки. Практическая работа №45. Метод перерисовки. Анимация с использованием статических переменных. Практическая работа №46. Анимация с использованием статических переменных. Анимация с использованием динамических переменных. Практическая работа №47. Анимация с использованием динамических переменных. Анимация с использованием видеостраниц. Практическая работа №48. Анимация с использованием видеостраниц. Метод сохранения изображения в памяти. Практическая работа №49. Метод сохранения изображения в памяти. Физико-математические узоры. Практическая работа №50. Физико-математические узоры. Рекурсивные методы в построении графических изображений. Практическая работа №51. Рисование простейших фигур. Программирование «сверху-вниз». Создание сюжетных графических изображений. Практическая работа №52. Программирование «сверху-вниз». Создание сюжетных графических изображений. Создание сюжетных анимированных графических изображений.Обобщение и повторение – 2 часа.Презентация мини-программы с заданным условием. Итоговая аттестация учащихся.Перечень знаний, уменийУчащиеся должны знать:базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях;реализовывать алгоритм с использованием современных систем программирования; понятие алгоритма как организованной последовательности действий;  свойства и типы алгоритмов;свойства исполнителя (система команд, среда, элементарные действия);способы представления алгоритмов;основные алгоритмические конструкции;правила составления схем алгоритмов;возможности подпрограмм и функций как средств реализациивспомогательных алгоритмов;области применимости алгоритмов;ключевые понятия программирования;правила записи базовых конструкций языка программирования;особенности применения и ограничения конструкций языка программирования;этапы процесса программирования;приемы разработки и отладки программ. Учащиеся должны уметь: использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;записывать основные алгоритмические структуры на языке программирования; разрабатывать схемы  алгоритмов решения задач;разрабатывать и использовать библиотеки алгоритмов;проверять правильность алгоритмов,работать в интегрированной среде программирования;разрабатывать  мини-программы с заданным условием;находить и устранять ошибки в программах - «перевёртышах».Контрольно-измерительные материалы Тест1.Разработчиком языка Паскаль является:а) Блез Паскальб) Никлаус Виртв) Норберт Винерг) Эдсгер В.Дейкстра2.Что из нижеперечисленного не входит в алфавит языка Паскаль?а) латинские строчные и прописные буквыб) служебные словав) русские строчные и прописные буквыг) знак подчеркивания3.Какая последовательность символов не может служить именем в языке Паскаль?а) _masб) maSlв) d2г) 2d4.Вещественные числа имеют тип данных:а) realб) integerв) booleanг) string5.В программе на языке Паскаль обязательно должен быть:а) заголовок программыб) блок описания используемых данныхв) программный блокг) оператор присваивания6.Какого раздела не существует в программе, написанной на языке Паскаль?а) заголовкаб) примечанийв) описанийг) операторов7.Языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые в процессе решения задачи, называются:а) операндамиб) операторамив) выражениямиг) данными8.Разделителями между операторами служит:а) точкаб) точка с запятойв) пробелг) запятая9.Описать переменную – это значит указать её:а) имя и значениеб) имя и типв) тип и значениег) имя, тип и значение10.В данном фрагменте программы:program error;begin SuMmA:=25-14;end.ошибкой является:а) некорректное имя программыб) не определённое имя переменнойв) некорректное имя переменнойг) запись арифметического выражения11.Какая клавиша нажимается после набора последнего данного в операторе read?а) Enterб) точка с запятойв) пробелг) Ctrl12.При присваивании изменяется:а) имя переменнойб) тип переменнойв) значение переменнойг) значение константы13.Для вывода результатов в Паскале используется оператора) beginб) readlnв) writeг) print14.Для вычисления квадратного корня из x используется функция:а) abs (x)б) sqr (x)в) sqrt (x)г) int (x)15. Для генерации случайного целого числа из промежутка [10; 20) необходимо использовать выражение:а) random*20б) random (20)в) random (10)+10г) random (10)*216.В каком из условных операторов допущена ошибка?а) if b=0 then writeln (‘Деление невозможно’);б) if a<b then min:=a; else min:=b;в) if a>b then max:=a else max:=b;г) if (a>b) and (b>0) then c:=a+b;17.В условном операторе и после then, и после else нельзя использовать:а) оператор выводаб) составной операторв) несколько операторовг) условный оператор18.Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.a:=100;b:=30;a:=a-b*3;if a>b then c:=a-b else c:=b-a;а) 20б) 70в) -20г) 18019.Условный оператор if a mod 2=0 then write (‘Да’) else write (‘Нет’)позволяет определить, является ли число a:а) целымб) двузначнымв) чётнымг) простым20.Какого оператора цикла не существует в языке Паскаль?а) forб) whileв) repeat…untilг) loop21.Цикл в фрагменте программыp:=2;repeat p:=p*0.1until p<0.1;будет исполнен:а) 0 разб) 1 разв) 2 разаг) бесконечное число раз22.Цикл в фрагменте программыa:=1;b:=1;while a+b<8 dobegin a:=a+1; b:=b+2;end;выполнится:а) 0 разб) 2 разав) 3 разаг) бесконечное число раз23.Определите значения переменных s и i после выполнения фрагмента программы:s:=0; i:=5;while i>=0 dobegin s:=s+i; i:=i-1;end;а) s=0, i=-1б) s=5, i=0в) s=15, i=5г) s=15, i=024.Выберите фрагмент программы, в котором ищется произведение 1∙2∙3∙4∙5.а) p:=0; i:=1; while i<=5 do i:=i+1; p:=p*i;б) p:=1; i:=1; while i<6 do i:=i+1; p:=p*i;в) p:=1; i:=1; while i<6 do begin p:=p*i; i:=i+1 end;г) p:=1; i:=1; while i>5 do begin p:=p*i; i:=i+1 end;25.В данном фрагменте программыs:=0;for i:=1 to 10 do s:=s+2*i;вычисляется:а) сумма целых чисел от 1 до 10б) сумма чётных чисел от 1 до 10в) удвоенная сумма целых чисел от 1 до 10г) сумма первых десяти чётных чисел26.Имеется описание:var c: array [1..20] of integer; Для хранения массива c будет отведено … последовательных ячеек памяти объёмом …байтов.а) 40, 20б) 20, 320в) 20, 40г) 20, 2027.Чему равна сумма элементов a[1] и a[4] массива, сформированного следующим образом.for i:=1 to 5 do a[i]:=i*(i+1);а) 30б) 5в) 22г) 4028.Массив описан следующим образом:const b: array [1..5] of integer = (1, 2, 3, 5, 11);Значение выражения b[5]*p[4]-p[2]-p[3]*p[1] равно:а) 50б) 15в) -11г) 2229.Для записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль используются:а) массивыб) составные операторыв) процедуры и функцииг) операторы и операнды30.Между формальными и фактическими параметрами следует соблюдать соответствие:а) по типу параметровб) по количеству параметровв) по порядку следования параметровг) по всему, перечисленному в п. а-в Материально-техническое оснащение программыКомпьютер учителя – 1 шт.Компьютер учащегося – 10 шт.Интерактивная доска – 1 шт.Мультимедиапроектор – 1 шт.Принтер – 1 шт.Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура – 11 шт. и мышь – 11 шт.Фото- и видеокамера – 1 шт.Интернет подключен.OC Windows, пакет СБППО – 11 шт.Список литературыБосова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса./Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. [Текст] – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 160с.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса./Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. [Текст] – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.- 184с.Ларина, Э.С. Создание программ на языке Паскаль по информатике для 8-9 классов./ Э.С. Ларина [Текст] – М.: Учитель, 2013. – 141с. Кузнецов, А.А. Основы информатики. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений./А.А. Кузнецов. [Текст] – М.: Дрофа, 2013. – 176с.Культин, Н. Б. Pascal: в задачах и примерах./ Н.Б. Культин [Текст] – СПб: БХВ-Петербург, 2013. – 256с.Окулов, С.М., Ашихмина, Т.В. Задачи по программированию / С.М.Окулов, Т.В.Ашихмина. - [Текст] - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.- 115с.Попов, В.Б. Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд./В.Б. Попов [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2013.- 121с. Семакин, И.Г, Хеннер, Е.К. Информатика: задачник - практикум. / И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. [Текст] – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2014. – 153с.Ушаков, Д.М., Юркова, Т.А. Паскаль для школьников./Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова. [Текст] - СПб: БХВ-Петербург, 2013. – 256с.10. Федоренко, Ю. Алгоритмы и программы на Pascal./Ю. Федоренко. [Текст] - СПб: БХВ-Петербург, 2014. – 240с.Цифровые ресурсыМатериалы авторской мастерской Босовой Л.Л. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.metodist.lbz.ru/- свободный.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.school-collection.edu.ru/-свободный.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://fcior.edu.ru/-свободный.Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ict.edu.ru/-свободный.Курс лекций «Язык программирования Pascal ABC.NET» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.ips.ifmo.ru/-свободный.Сайт К.Ю. Полякова: Преподавание, наука и жизнь [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.kpolyakov.spb.ru/-свободный.Сайт «Решу ОГЭ» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:http://www.inf-oge.sdamgia.ru/- свободный.Сайт Федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www/fipi.ru/- свободный.ПриложениеЗадание Дорожные знакиUses GraphAbcBegin;SetWindowSize (1000,1000)SetPenWidth(5)SetPenColor (clBlue) SetBrushColor(clBlue )Rectangle(200,100,800,950)SetBrushColor(clwhite )Rectangle(250,200,750,750)SetBrushColor(clblack )Rectangle(300,450,350,700)Circle(400,600,50)Rectangle(350,600,650,650)Rectangle(650,500,700,700)EndЗадание «Исчезающие звёзды»uses crt, graphabc;var a,b,d,e,f:integer; x,y,c:array[1..100] of integer; {3 числовых массива по 100 элементов каждый} begin floodfill(10,10,clblack); {заливка фона черным} for b:=1 to 100 do begin {заполнение массивов} x[b]:=random(640); y[b]:=random(400); c[b]:=random(1000000); end; repeat for b:=1 to 100 do begin SetPenColor (clblack); {звезды гаснут} circle(x[b],y[b],2); floodfill(x[b],y[b],clblack); {заливка звезды черным} x[b]:=random(640); y[b]:=random(400); c[b]:=random(1000000); delay(25); setpencolor(c[b]); {звезды вспыхивают} circle(x[b],y[b],2); floodfill(x[b],y[b],c[b]); {заливка звезды} end; until keypressed end.Анимация. Снежинка. uses graphABC;const step=Pi*0.2;Procedure DrawStar(x,y,size:integer); {x,y - координаты центра и size - радиус снежинки}var i,j,newsize, xnew,ynew:integer;Beginif size<1 then PutPixel(x,y,15) elsefor i:=0 to 9 do {первый цикл - по количеству направляющих снежинки}beginnewsize:=size;for j:=1 to 8 do{второй цикл -рисование 8-ми подуровней снежинки}beginxnew:=x+round(newsize*cos(i*step));ynew:=y+round(newsize*sin(i*step));DrawStar(xnew,ynew,newsize div 5);newsize:=newsize*2 div 3;end; end;End;{конец процедуры}Begin {Главная}DrawStar(320,240,160);End.Игра «Угадай число».program ug_sl;uses crt;var a,b,p:integer;beginclrscr; a:=random(500)+1;writeln ('Угадай целое число до 500'); repeat readln(b); p:=p+1; if a>b then writeln ('давай больше'); if a<b then writeln ('давай меньше'); until a=b;writeln ('угадал за ',p,' попыток!');end.Задание. Найди ошибки. Ёлочка.uses graphABCprocedure trg(x,y,a:integer)beginsetpencolor(clGreen)line(x-a,y,x+a,y)line(x-a,y,x,y-a)line(x,y-a,x+a,y)floodfill(x,y-a+1,clGreen)endvar x,y,a,i:integerbeginx=windowwidth div 2y=windowheight-120;a=100;for i=1 to 6 do begin trg(x,y,a); y=y-2*a div 3; a:=a-20 endsetpencolor(clBrown);setbrushcolor(clBrown);rectangle(x-20,windowheight-120,x+20,windowheight-70)endЗадание. Найди ошибки. Анимация. Ёлочка.uses graphabcvar a:integerprocedure shary(x:integer)beginfloodfill(120,75,clrandom)floodfill(160,95,clrandom)floodfill(130,110,clrandom)floodfill(155,60,clrandom)floodfill(200,105,clrandom)floodfill(150,165,clrandom)floodfill(120,190,clrandom)floodfill(170,210,clrandom)floodfill(140,220,clrandom)floodfill(100,230,clrandom)floodfill(190,180,clrandom)floodfill(200,240,clrandom)floodfill(150,300,clrandom)floodfill(120,330,clrandom)floodfill(180,340,clrandom)floodfill(140,360,clrandom)floodfill(90,370,clrandom)floodfill(190,380,clrandom)floodfill(230,370,clrandom)endbeginsetpencolor(clgreen)line(150,25,75,125)line(150,25,225,125)line(225,125,75,125)line(150,125,50,250)line(150,125,250,250)line(50,250,250,250)line(150,250,25,400)line(150,250,275,400)line(25,400,275,400)setpencolor(clbrown)rectangle(125,400,175,500)floodfill(150,75,clgreen)floodfill(150,200,clgreen)floodfill(150,325,clgreen)floodfill(150,450,clbrown)setpencolor(clblack)circle(120,75,10)circle(160,95,10)circle(130,110,10)circle(155,60,10)circle(200,105,10)circle(150,165,10)circle(120,190,10circle(170,210,10circle(140,220,10circle(100,230,10circle(190,180,10circle(200,240,10circle(150,300,10circle(120,330,10);circle(180,340,10);circle(140,360,10)circle(90,370,10);circle(190,380,10)circle(230,370,10);while true doshary(1)endЗадание. Найди ошибки. Открытка. Поздравление С Новым Годом!!!Programuses graphABCbeginFloodFill(50, 80, clblue)ellipse(120, 350, 280, 480)circle(200, 300, 60)circle(200, 210, 40)line(170, 120, 230, 120)line(160, 180, 240, 180)line(170, 120, 160, 180)line(230, 120, 240, 180)floodfill(200, 173, clyellow)floodfill(200, 123, clbrown)setbrushcolor(clblack)circle(190, 200, 5)circle(210, 200, 5)setbrushcolor(clFuchsia)line(200, 210, 220, 220)line(200, 220, 220, 220)setbrushcolor(clFuchsia)line(200, 210, 200, 220)floodfill(204, 214, clred)setpenwidth(5)line(210, 230, 190, 230)line(70, 320, 170, 250);line(230, 250, 330, 300)line(327, 450, 327, 200)circle(200, 265, 10);circle(200, 300, 10);circle(200, 338, 10)circle(200, 390, 10;circle(200, 428, 10;circle200, 460, 10);SetFontStyle(fsItalic);SetFontName('Times);SetFontSize(13);TextColor(blue);writeln('*** С Новым Годом !!!*** ') writeln('*** 2018!!!*** ')end

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует система срочный документ,

который Вы можете получить в течении нескольких часов после подачи заявки!

x
X