Всего представлено работ: 243850

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Добровольская Татьяна Федоровна

Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста

скачать документ

Вернуться назад
Наименование работы: Методическое сообщение «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»

Фамилия, имя, отчество (полностью) автора: Добровольская Татьяна Федоровна

Полное наименование организации (в скобках - сокращённое), город (указывается если не следует из названия организации): Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа № 2 (ГБУ ДО ДМШ № 2), город Байконур

Должность автора: преподаватель по классу фортепиано


«Лучший способ научиться быстро читать –
это как можно больше читать»

Это мнение, высказанное в своё время Иосифом Гофманом, и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто волею судеб преуспел в чтении нот, благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт – первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако, ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевают столь необходимым для профессионала умением.
Не секрет, что за последние два-три десятилетия пианисты, в целом, стали хуже читать ноты. И это притом, что общий средний уровень фортепианного исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым, особенно в области виртуозного мастерства.
Известный упадок искусства чтения нот объясняется, по-видимому, рядом причин. Здесь и укоренившаяся в 20 веке практика обязательного исполнения наизусть всего сольного репертуара, и снижение интереса к самостоятельному музицированию, что, в свою очередь, связано с развитием техники звукозаписи.
Навык чтения с листа должен быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса, и прежде всего, в классе по специальности.
Формируя и развивая у начинающего пианиста такой сложный «многоэлементный» навык, как игра с листа, учитель не может не соприкасаться с целым рядом проблем, на первый взгляд, не имеющих непосредственного отношения к занятиям по специальности и входящих в компетенцию учителя по сольфеджио и музыкальной грамоте.
Это – развитие слуха, и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и.т.п. Как бы хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио, всё же именно в классе по специальности происходит окончательный синтез, объединение всех теоретических и практических знаний, приобретаемых ребёнком в музыкальной школе.
Поэтому педагог – пианист может не опасаться пересечений с курсом сольфеджио и музыкальной грамоты в тех случаях, когда это методически оправдано. Это касается таких форм работы, как сочинение песен (на заданный текст) и пьес, подбор по слуху, всевозможные ритмические игры и т.д.
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.
Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте.
Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение тех из авторских указаний, которые в наибольшей степени определяют характер исполняемой музыки.
Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте, так или иначе, приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в том, что задачи, которые возникают перед пианистом, читающим ноты, как бы рассредоточены во времени – в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочерёдно на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т.п.
Между тем при чтении с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряжённый динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, о соотношении в нём анализа и синтеза, то игра с листа требует в основном напряжённой синтезирующей деятельности, в то время как в разборе преобладает аналитическое начало. Развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную динамическую функциональную систему, основанную на тесном взаимодействии зрения, слуха и моторики, систему, действие которой осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Взятый в своей последовательности процесс игры с листа представляет собой весьма сложную цепь действий, которые можно условно представить объединёнными в три группы.
Первая группа включает действия, предваряющие собственно игру с листа. Это:
а) определение (по авторским ремаркам) характера, темпа исполняемого сочинения, основой ладотональности и размера;
б) беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип изложения и ведущий метроритмический рисунок (в этот момент рождается общая предварительная моторная установка – стратегия поведения рук.)
Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики.
Действия третьей группы состоят в реализации, «озвучивании» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата (рук на клавиатуре и ног на педалях).
Каким же образом, на какой основе возникает у опытного пианиста мгновенная двигательная реакция на нотную картину?
Когда-то для школьной педагогики было характерно представление будто «пассажи меняются так часто, и их такое множество, что в тысяче пьес, быть может, не найдётся и десяти сколько-нибудь похожих один на другой». К.Вебер.
Между тем ещё Ф. Лист пришёл к выводу, что «все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам, из которых проистекают все встречаемые сочетания все исследования, каковы бы они ни были, сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему; новые сочетания попадаются редко, или же так незначительны, что не служат препятствием». Отсюда, по Листу, следует, что владея «ключами», «набив руку» в вариантах «основных формул», пианист не встречает больше никаких трудностей они побеждены заранее. Накоплен обширный ценный материал, который может быть частично (разумеется, со значительными коррективами) использован в музыкальной педагогике.
Наше внимание привлекают, прежде всего, следующие выводы:
1. Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Хорошо читает тот, кто умеет правильно воссоздать звуковую форму не только знакомого, но и любого незнакомого слова.
2. В связи с этим на первом этапе обучения ребёнок должен не только познакомиться со звуками, из которых состоит язык, но и понять основной принцип построения звуковой формы слов, по которому звуки располагаются в определённой последовательности.
3. Поэтому ещё до знакомства с буквами ребёнок учится слышать в слове отдельные звуки, выделять их и более того – устанавливать порядок следования звуков, разбираться в строении слова, то есть на первом же этапе обучения он должен овладеть действием звукового анализа слова.
Для успешного чтения музыкального текста, точно так же, как и словесного, необходимо его звуковое осознание. Выразительное художественное исполнение по нотам опирается на представляемый слухом звуковой образ «музыкальных слов» - структурных единиц нотного текста, возникающий на основе их графического рисунка. Поэтому и первоочередная задача педагога – музыканта может быть сформулирована примерно так: раскрыть перед учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу ещё до знакомства с нотами.
Итак, чтобы «воспроизводить с лёгкостью» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» фортепианной музыки, усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последовательности и. т. п.
Но для успешной реализации этого запаса требуется одно условие, относящееся к области восприятия нотной графики, а именно высокоразвитое умение мгновенно (в значительной мере автоматически) анализировать и синтезировать исполняемый текст, в их соотношении с новыми, индивидуальными, характерными для данного сочинения. Но для этого читающий должен воспринимать текст не по «складам», а комплексно, по более или менее крупным единицам – мотивам, фразам, предложениям и. т. п.
Нетрудно заметить, что комплексное чтение текста ставит перед пианистом более сложные задачи, чем, скажем, перед скрипачом или виолончелистом: фортепианная ткань, отличаясь, как правило, многослойностью, требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по вертикали.
Как показывает опыт, навык структурного охвата текста одновременно по нескольким параметрам обычно не возникает сам собой, а является результатом направленного педагогического воздействия или (в редких случаях) длительного самовоспитания. Его предпосылки должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения пианиста.
Важным элементом чтения с листа является ускоренное, опережающее восприятие нотной графики. Играя с листа – даже в умеренном темпе – музыкант не имеет возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. На помощь приходят различные приёмы ускоренного восприятия. Один из них – так называемое относительное, или обобщённое чтение, которое осуществляется на основе закреплённых в памяти исполнителя представлений пространственных соотношений между нотными знаками. Одна нота (обычно нижняя нота в вертикальном построении, первая нота в мелодической последовательности звуков) воспринимается по абсолютному положению на нотном стане, остальные – по направлению и расстоянию, то есть относительно.
Ускоренное чтение предполагает твёрдое, доведённое до автоматизма знание горизонтальных (гаммы, арпеджио, последования типа мелизмов и. т. д.) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов или «формул» фортепианной музыки.
Большое значение в процессе игры с листа имеют также: а) уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением и б) владение аппликатурной техникой – умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный вариант, что особенно важно при исполнении непривычных и неудобных последований.
Таковы главные элементы навыка чтения с листа, начиная от восприятия текста и кончая его исполнением. Способы развития этого навыки приёмы автоматизации значительной части действий – всё это, естественно, должно явиться составной частью методики обучения игре с листа.

Учебно-методическая литература:
1. Ф.Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». Серия «Секреты фортепианного мастерства».






X

x