Всего представлено работ: 243836

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Усова Марина Юрьевна

"Игра"

скачать документ

Вернуться назад

Статья: «Игра» — это отражение жизни.Автор: Усова Марина Юрьевна. МБДОУ «Детский сад № 58»Город: Иркутск., Иркутская область.Воспитатель.О роли игры в жизни дошкольника, ее значении для формирования его личности хорошо известно всем, кто работает в детских садах. Мне хотелось бы затронуть такие проблемы, связанные с сюжетно-ролевыми играми, как их подготовка, индивидуальный подход к формированию детского игрового коллектива, использование игры для воспитания у детей коллективизма, уважения к труду, чувства справедливости и т. д.Организация длительных сюжетно-ролевых игр требует от   воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения.Так, к сюжетно-ролевой игре «Почта» я заранее изготавливаю все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), провожу экскурсию на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников; составляю письма в детскую телевизионную передачу «Пригласительный билет», заболевшим воспитанникам, читаю «Почту» С. Маршака.Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк», читаю детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказываю о животных, которых дети, живущие в средней полосе-России, могут увидеть только в зоопарке (верблюд, слон, обезьяны и т. д.), сопровождая рассказ показом иллюстраций; изготавливаю все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).Для организации игры «Дорога» необходимо предварительно оформить автозаправочные станции, путевки для водителей грузового транспорта, перевозящих различные грузы, дорожные указатели; рассказать о различных видах машин (самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка и т. д.).Особых усилий требует подготовка сюжетно-ролевой игры «Космонавты». Читаю детям отрывки из книг Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах» и А. Леонова «Я выхожу в космос». Вместе с ними рассматриваю иллюстрации в них, а также открытки, посвященные космосу. На занятиях рисованием даю детям такие темы, как «Что я видел на другой планете», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие», «Звездное небо», «Животные, птицы и растения других планет». Вместе с ними составляем творческие рассказы «Что я видел во время полета в космос», придумываем «былицы» и небылицы о космосе. Много времени занимает изготовление всех необходимых для игры атрибутов (ракеты, микрофона, одежды для космонавтов, специальной «космической» еды), а также карты звездного неба, стенда с фотографиями космонавтов, выставки рисунков на космическую тему.Необходимым моментом при подготовке к сюжетно-ролевым играм являются, с моей точки зрения, беседы на этические темы («Доставляй людям радость своими добрыми делами», «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный подражания»), в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим поступкам и поведению своих сверстников, начинают понимать, что наиболее ответственные роли в предстоящих играх по справедливости должны выполнять те, кто этого достоин.Чтобы интерес к игре, которая длится долго, иногда по неделям, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Например, в сюжетно-ролевой игре «Театр» целесообразно предлагать детям следующие варианты: открытие детского театра «Рябинка», где в роли артистов выступают сначала родители, потом дети; получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен обязательно состояться; есть идея провести конкурс танцев и песен с участием родителей.Очень важным считаю такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи.Например, Алеша Т., мальчик умный и находчивый, помог мне при организации игры «Дорога»: трем детям не хватило ролей, тогда он предложил одному из них работать в ГАИ в первую смену, другому — во вторую, а себя «назначил» начальником. Андрей Г. не интересовался никакими играми и даже мешал другим детям играть. Тогда я начала практиковать беседы с детьми о том, как идет игра, как ведут себя дети в той или иной роли, исподволь побуждала их отмечать даже самые маленькие, самые незначительные успехи Андрея Г. В результате постепенно мальчик перестал мешать другим «играть», начал выполнять отдельные поручения воспитателей. Поведение Андрея Ч. меня не только не удовлетворяло, но и настораживало: раздражительный, грубый, в играх участия не принимал. Но, изо дня в день наблюдая за ним, я поняла, что больше всего он любит животных. Тогда я предложила ему стать директором зоопарка, и мальчик просто преобразился. Во многом именно благодаря ему дети играли в «зоопарк» целых тринадцать дней, причем сюжет менялся чуть ли не ежедневно. Он звонил в милицию, прося найти убежавшего тигра; поселил всех животных в один вольер, сказав, что они «подружились»; после занятия рисованием по теме «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие» отнес всех животных в вольеры, жалел их («Замучили вас, бедных»), уложил спать; по его инициативе на вольерах построили крыши («Идут сильные дожди»), соорудили бассейн («Стало очень жарко»), вместе с обитателями зоопарка готовились к встрече Нового года, придумали каждому из них подарки «по вкусу» (обезьянам — бананы, верблюду — кактус, медведю — ягоды, мед).При проведении игр приходится сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, учиться с честью выходить из них, порой менять сюжет, согласуя его с творческой инициативой детей, отвечать на каверзные вопросы, узнавать не замечаемые ранее черты характера воспитанников. Например, Диме С. в игре «Дорога» не досталась его любимая машина, он согласился работать   в   ГАИ, но   очень   быстро сделал три прокола в водительских правах мальчика, который водил эту машину (за превышение скорости, остановку в неположенном месте, плохое знание правил дорожного движения), отобрал у него права и сам «сел за руль» этой машины. Два других мальчика катали машины, не соблюдая никаких правил, и на мое замечание по этому поводу вполне резонно ответили, что «сто Летов назад никаких дорог вообще не было», а «на войне никаких правил не соблюдают». А на мой вопрос, откуда это им известно, один из них ответил: «Из компетентных источников» ... Готовясь к «космическому путешествию», неожиданно для себя обнаружила, что желающих стать космонавтами нет. Почему? «Очень надо умирать»; «Задохнуться можно»; «А вдруг авария?..» Пришлось заново вести предварительную работу, читать отрывки из вышеупомянутой книги А. Леонова, рассказывать о важности космических исследований, пока наконец дети не поняли, что космонавт — человек особый и им может стать не каждый. Тогда на роль звездных путешественников были выбраны Оля и Андрей, которые являлись признанными лидерами в группе.По опыту знаю, какое большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие приемы:1)    совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;2)   «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты»,   поиск   по   чертежу   кладами т. д.);3)    участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);4)   косвенное   побуждение   к   игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?..»).Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Например,' при анализе игры «Зоопарк», Игорь С, выполнявший роль ветеринарного врача, сказал, что директор Уголка Дурова постоянно опаздывает на работу и животных вовремя не кормят, а собираясь в морское плавание, я упустила из виду необходимость поднять над кораблем национальный флаг, в результате на него напали пираты, ведь они думали, что это вражеский флот...Как было сказано выше, очень много времени занимает подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому стараюсь привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей.Занимаясь организацией и проведением творческих сюжетно-ролевых игр, мы пришли к выводу: эту работу необходимо продолжать, ибо ее результаты налицо. Наши воспитанники полюбили игры, часто организуют их по собственной инициативе, самостоятельно распределяют роли, творчески развивают сюжет, продолженный воспитателем, учатся решать возникающие по ходу игры спорные вопросы.Нам очень хочется, чтобы дети наши не были Иванами, родства не помнящими, понимали, что всякий труд нужен и почетен, но без тех, кто трудится на земле, жизнь просто невозможна. Именно поэтому в настоящее время в нашем детском саду ведется подготовка к длительной и многоаспектной игре под общим, пока условным названием «Деревня», в которой планируем познакомить наших воспитанников с деревенским бытом и трудом, ибо игра — это путь к познанию мира, в котором дети живут и который они призваны изменить, в лучшую сторону, конечно.Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях позволил мне сделать вывод: сюжетно-ролевой игрекак одному из основных средств воспитания и обучения не уделяется должного внимания, вот почему возникла необходимость в проведении консультации с коллегами и открытых просмотров сюжетно-ролевых игр («Космонавты», «Зоопарк», «Дочки-матери», «Театр»).Список литературы:Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. Глава 6, с. 271-288Игра дошкольника / Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В. Артёмова и др. ; Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвящение, 2009. - 287 с.: ил. - (Б-ка воспитателя детского сада)Выгоцкий Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка/ Л.С. Выгоцкий // Вопросы психологии: № 6 1976. -с. 62-76. Развиваем игру дошкольника: Методические рекомендации/ авт. - сост. М.Г.Копытина. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 56 с.Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют девочки: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с. , иллЛыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с. , иллКарпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей "Социализация", "Познания", "Физкультура". во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров - Воронеж: ООО "Метода", 2013 - 200 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. Глава 6, с. 271-288
X

x