Всего представлено работ: 244119

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Щербакова Елена Викторовна

«Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста с использованием игровых технологий в ходе экспериментирования с материалами и веществами»

скачать документ

Вернуться назад

«Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста с использованием игровых технологий в ходе экспериментирования с материалами и веществами»В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитием логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Ни для кого не секрет, что для детей незаменимы такие виды продуктивной деятельности как рисование, лепка. Они способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук: детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Совершенствуется сенсорное развитие: ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. В творческом процессе малыш учится различать цвета и оттенки, понимает, что такое размер и количество. Изобразительные умения способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами. Изображения предметов помогут  внимательному взрослому понять внутренний мир ребенка, а ребенку избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием, в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию, малыш вырабатывает решительность и самостоятельность, так как сам учится принимать решения. Создавая изображение или поделку, малыш получает результат, который видит сам, может показать другим и получить одобрение, а значит почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения. Именно поэтому взрослым необходимо уделять должное внимание результатам детской деятельности (рисункам, работам по лепке) – использовать различные приемы и методы оценки работ, варианты их хранения и демонстрации в детском саду.В настоящее время разработано много игровых методов и приемов обучения, но, к сожалению, многие из них не всегда эффективны. В одних случаях созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно свободной игре, радости и не развивает их. В других— игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются. Организуя экспериментирование с малышами, я опираюсь на рекомендации Н.Я.Михайленко и Н.А. Коротковой, которые построены на следующем принципе: игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста. Согласно исследованиям авторов в раннем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий. Следовательно, при обучении детей раннего возраста рисованию и лепке, игровые методы и приемы должны использоваться с учетом развития игровых действий ребенка, а так же с прямым их включением в процесс обучения: нарисовал дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из пластилина печенье – «покормил» игрушку, которая находиться рядом. Кроме того, для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, вначале воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации, а затем на постановку игровой и учебной задачи. На основании исследований, проведенных авторами данной технологии, игровая мотивация должна создаваться с учетом способов построения сюжетно- ролевой игры на каждом возрастном этапе.Так в работе с детьми раннего возраста необходимо: одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями.Например, чтобы привлечь внимание детей раннего возраста к приемам работой краской, я использовала одушевление изобразительных материалов: на большую кисть наклеила глаза и рот, на границе металлической части кисти прикрепила юбку, скрывающую деревянную часть; кисти, которыми рисуют дети, превратились также в девочек - кисточек. В начале НОД я показала детям королеву- кисточку и рассказала следующую историю: « В некотором царстве жила королева – кисточка, и было у нее много девочек - кисточек. Девочки – кисточки очень хотели рисовать и поехали в один детский сад, чтобы вместе с ребятами сделать много рисунков. Но вскоре три девочки вернулись в слезах». Дальше вела рассказ от лица двух персонажей Кисточки –королевы и одной из девочек – кисточек. « Почему ты плачешь? Знаете, к каким плохим детям я попала! Они опускали меня в краску вот так (показывала детям, как неправильно опускали кисточку в краску другие воображаемые дети). Затем показывала правильный прием работы с кисточкой и вела рассказ от лица игрового персонажа – кисточки. «Меня надо опускать в краску до середины ворса, а потом надо еще не забывать снять лишнюю краску о край баночки». Предлагаю вашему вниманию еще один пример создания игровой мотивации: «Ребята, вы каждый день по утрам делаете зарядку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Вот и родители зайчат решили, что их детям тоже надо делать ежедневно зарядку. И построили на лужайке перед домом лесенки, чтобы зайчата по ним лазали. А сегодня утром звонит мне зайчиха-мама и просит: - Скорее, скорее, помогите нам! Все зайчата на лесенки забрались, а слезть не могут. Зайчата залезли на лесенки и стали там всякие упражнения делать, а медвежонок это увидел и тоже очень захотел заниматься зарядкой. Подошел он к лесенкам и говорит: «Можно я тоже к вам залезу?» зайчата обрадовались и кричат: «Лезь скорей!» Полез медвежонок на лесенку, а перекладинки стали под ним ломаться. Видно, прибиты были не очень прочно. Полез он на другую лесенку, опять тоже самое. Так медвежонок перекладинки на всех лесенках и поломал. Теперь мои зайчата наверху висят, спуститься вниз не могут – перекладинок-то нет! Сделайте нам, пожалуйста, перекладинки на всех лесенках!» После создания игровой мотивации я осуществляла постановку игровой, а на её основе учебной задачи: на занятии «Королева – кисточка рассказывает» предложила детям поиграть с кисточками - пустить их «погулять» по листу бумаги. На занятии «Лесенка», убедившись в готовности детей выручить своих друзей из беды, мною было предложено всем починить перекладины у лесенок.Осуществляя руководство во время выполнения задания детьми, мною максимально использовались игровые формы воздействия на них. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его работе, подчеркивала, какие неудобства или трудности создает это для игрового персонажа. Дети раннего возраста весьма чувствительны к отрицательной оценке своих работ. Критические замечания по поводу своих работ малыш воспринимает как выражение плохого отношения взрослого к нему самому. Поэтому замечания, и подсказки, как исправить работу, исходили не от меня, а от игрового персонажа. Например, если ребенок нарисовал домик без окон, то от лица игрового персонажа - зайчонка, просила малыша, нарисовать окна для его домика.При этом следует учитывать, что ребенок этого возраста готов помогать не вообще, а только конкретному персонажу, обратившемуся за содействие лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить свою игрушку, которой он будет помогать. Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя действовали в основном одни и те же герои. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящем с ними событиями. Использование таких рассказов для выполнения заданий предполагает наличие в группе достаточного количества мелких игрушек. Данная форма занятий благоприятствует тому, что после выполнения учебного задания игра продолжается и развивается. Включившись уже с самого начала занятия в воображаемую ситуацию и с удовольствием пребывая в ней, дети воспринимают новые игровые действия как естественное продолжение предыдущих.Например, на занятии «Лесенка», для того чтобы его объединить основную часть с последующей игрой в логическое целое я по окончании выполнения работ детьми, включила появление игрового персонажа мамы - зайчихи. Она проверила, хорошо ли дети отремонтировали лесенки, благодарила их. Затем зайчиха пожаловалась малышам, что зайчата совсем не умеют выполнять физкультурные упражнения, а научить их некому. Тогда я предложила детям заняться с зайчатами физкультурой.Когда дети закончили играть, то они подарили рисунки маме - зайчихе и попрощались с ней. Данную игровую технологию я использовала и продолжаю использовать не только при проведении непосредственно-образовательную деятельность с детьми, но также в совместной с ними работе во время проведения режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Обобщая высказанные положения о роли данной игровой технологии, можно определить её воспитательную функцию следующим образом:она помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям детей, позволяет представить неинтересную для них учебную задачу в занимательной форме; дает возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играет роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
X

x