Всего представлено работ: 242052

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Серебренникова Ирина Викторовна

Проблемные ситуации как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Проблемные ситуации как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольниковВ настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е положительную мотивацию на отношение к природе.Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и не живой природе.Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного образования»). Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.В практике работы дошкольных учреждений всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе. В ходе поисково-познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выяснить их скрытые существенные связи с явлениями природы.И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н.Н. Поддьяков, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Е. Марудова в своих работах рассматривают проблемные ситуации как средство развития детей дошкольного возраста.Формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. Учебная проблемная ситуация представляет собой психическое состояние мыслительного взаимодействия воспитанника или группы с некоторой проблемой под руководством воспитателя. Для такой ситуации характерным является психологическое состояние интеллектуального затруднения. Иными словами, человек, воспринимая проблему, осознает, что ему недостает, например, знаний для ее решения, он не может выполнить задачу известными ему способами и поэтому должен найти новые способы. У него возникает потребность активно В ходе беседы с детьми выяснилось, что больше половины детей не помогают дома родителям или делают это очень редко. В основном дети помогают родителям подметать, вытирать посуду. Были получены следующие ответы детей: Я помогаю мыть посуду, Мы моем с мамой полы вместе, Я с бабушкой стираю пыль и т.д. Многие дети будут чувствовать раздражение, злость, если их работу кто-то испортит. Участники беседы говорили об этом: Разозлюсь. Будет очень жалко свою работу., Обижусь на того, кто испортит мою работу, Испорчу работу ему тоже. На последний вопрос о том, портили ли дети чьи- то работы 4 детей ответили, что несколько раз портили работу другим детям, разбрасывали их игрушки. Отметили, что не думали о том, что это был результат труда. Необходимой составляющей в формировании личности младшего школьника является интерес пользования книгой. Развитие чтения в непрерывном образовательном процессе (от дошкольника до выхода со школьной скамьи) рассмотрено в педагогической литературе не в полной мере. мыслить, чтобы ответить на вопрос «почему»? Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать.В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе. результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.Ребёнок сам по себе исследователь. Они с удовольствием «превращаются в учёных». В жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремятся узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. А специально организованный эксперимент безопасен. Он знакомит Что касается моего опыта, то я реализую данную технологию в течение двух лет. На момент начала апробирования технологии мои ученики были во втором классе, на данный момент они обучаются в 4-м классе. Анализ результатов использования технологии по повышению интереса к чтению и повышению читательской культуры показал даже на начальном этапе положительные изменения как в познавательной сфере учащихся, так и в эмоциональной сфере. На данном этапе (второй год реализации технологии) мною отмечены следующие особенности у детей. Ученики настолько заинтересованы в прочтении и анализе той или иной книги, что даже начинают рекомендовать ее прочтение тем, кто по какой-то причине пропустил занятия и с книгой не имел возможности ознакомиться. ребёнка с различными свойствами окружающих предметов, законами природы. Но конечно, случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжение в свободное время. В связи с этим дети приобретают социальную практику за пределами детского сада. Тем самым развивается самостоятельность. Инициативность, ответственность в ребёнке.Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на детских интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребёнка.Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как Психология и педагогика имеют 3 узла взаимосвязи. Первый это полная зависимость, и обучение человека связаны с его психологическим уровнем развития. Также некоторые инструменты психологического поиска служат решениям педагогических показателей. В ходе исследования мы осуществили анкетирование воспитателей группы с целью изучения особенностей организации процесса воспитания и оценки роли участия родителей в данном процессе. Всего в анкетировании приняло участие 10 воспитателей. На четвертый вопрос анкеты, направленный на выяснение проблем по реализации задач по экономическому воспитанию были получены ответы о том, что на изучение данного вопроса отведено в программе недостаточно времени. Полученные ответы свидетельствуют о том, что в детском саду не проводится систематическая работа экономическому воспитания детей, не уделяется вниманию потенциалу семьи в данном вопросе, специальная работа с родителями отсутствует. По нашему мнению, в данном направление необходима корректировка. На вопрос анкеты о необходимости тесного сотрудничества с семьей для успешного экономического воспитания ребенка воспитатели однозначно ответили да. он воспринимает и применяет их, как собственные.Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности.Организуя познавательную, коммуникативную деятельность детей, по исследованию возникшей проблемной ситуации проводя в форме беседы с элементами дискуссии, развиваются соответствующие мыслительные операции, выявляя На вопрос анкеты об удовлетворенности взаимодействия с родителями воспитанников в целом 6 воспитателей ответили скорее да, чем нет, 4, что не довольны. На вопрос о том, какие трудности возникают в организации общения с семьями, были получены такие ответы как «незаинтересованность родителей», «пассивность родителей», «нехватка времени на организацию взаимодействия с родителями». На вопрос о формах организации общения с родителями воспитатели отвечали: «собрания», «беседы в коридоре», «беседы по телефону». На вопрос анкеты об эффективности перечисленных форм общения с родителями эффективными 4 воспитателей ответили да, 6 - нет. Это говорит о том, что необходимо вносит изменения в организацию форм взаимодействия с родителями. отношение ребёнка к происходящему. Необходимо побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий, ассоциации с подобными изменениями у человека и других объектов природы.Следует обратить особое внимание на совершенствование природоохранительной деятельности дошкольников. Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.Поэтому одним из основных путей познания окружающего мира является исследовательская практика ребёнка – дошкольника.Таким образом, проблемная ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная Анализируя полученные данные в ходе анкетирования, мы можем говорить о низком уровне удовлетворенности воспитателей ДОО процессом взаимодействия с родителями вообще и по экономическому воспитанию в частности. На первый вопрос о том интересуется ли воспитатель педагогическими потребностями родителей, были получены следующие ответы: 48 человек ответили – нет; 16 человека ответили – да. Это говорит о том, что воспитатели не в полной мере осведомлены в педагогических потребностях родителей. Часть родителей не обращается за помощью к педагогам, поскольку считает это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога, часть не придаёт особого значения трудностям ребёнка (28 родителей), а 36 родителей считают, что все проблемы с возрастом пройдут Анализируя полученные данные в ходе анкетирования мы можем говорить об уровне удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с воспитателями ДОО. В целом родители готовы к двустороннему взаимодействию с воспитателями ДОО. задача выступает простейшим, частным случаем проблемы, когда последняя состоит всего лишь из одной задачи. Она представляет собой учебно-познавательную задачу, вызывающую стремление к самостоятельному поиску путей, способов и средств рационального ее решения.Важно в обучении ребенка учитывать психологические особенности возраста.В возрасте 5-7 лет многие когнитивные, речевые и Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя. Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе. перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает научение и повышает его эффективность. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, более обратимым, гибким и сложным, постепенно превращаясь в логическое. Ребенок оказывается в состоянии устанавливать причинно-следственные связи, а также, с помощью логических рассуждений, согласовывать изменения, происходящие с объектами.Реализация проблемного обучения осуществляется на основе применения педагогом ряда принципов дидактики (проблемности, мотивации, межпредметных связей, доступности и др.). Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно-развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения.Организация работы по развитию исследовательских способностей На мой взгляд, очевидным является, что знакомство с произведениями художественной литературы играет важную роль. Одной из главных ценностей детского возраста заключается в том, что в этом возрастном периоде закладываются основы культурного начала, становление личности. Важность этого вопроса также в том, что в процессе общения с книгой познается не только прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, ребенок учиться думать, анализировать, а это является основой развития и становления личности. Одной из существующих в настоящее время проблемой является то, что конкурентом детского чтения стала «электронная книга», пользование всемирной сети Интернет. Внедрение нашей технологии по повышению интереса к чтению актуально тем, что ребенок читает не только информационную литературу, но приобщается к художественной. в детском саду, с использованием проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру, может осуществляться по трём направлениям: - живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);- неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);- человек (функционирование организма и др.).По мере развития любознательности, как одной из основ потребностно - мотивационной сферы исследовательского поведения, познавательных интересов, мышление всё шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы, всё это исследовательские методы и умения исследовательского поведения.Познавательно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид индивидуально-творческой деятельности, которая рождается в результате поисковой активности и исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В соответствии с требованиями ФГОС усилия Психология тесно связана с педагогикой, имеется ряд проблем теоретическое и практическое их значение определяет актуальность и важность этих областей в науке. Так обе науки в наше время имеют процветание, тысячи студентов ежедневно обучаются азам данных наук. Педагогика и психология имеют несколько узлов соприкосновения, и главных из них это предмет данных наук. Психология призвана изучать психу человека и ее развитие. В свое время педагогика разрабатывает методы развития личности с самых юных лет. Образование и есть направленное изменения психики человека, что и показывает связь крупнейших и важных наук. Психологии и педагогики. Так, изменения в мышлении, деятельности это изменения произведение косвенно или прямо благодаря педагогике. Однако они означают психологические изменения в человеке. Образовательная деятельность не может осуществляться специалистами не обладающими познаниями в психологии. Так науки психологии и педагогики очень тесно взаимосвязаны. И в течение всего развития человечества имеют один уровень развития. педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. В своей работе я пользуюсь технологической картой, в основу которой заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом этапе.Технологическая карта деятельности по применению проблемной ситуацииЭтапыДеятельность воспитателяДеятельность ребенкаIПостановка Анализируя полученные данные в ходе анкетирования, мы можем говорить о низком уровне удовлетворенности воспитателей ДОО процессом взаимодействия с родителями вообще и по экономическому воспитанию в частности. На первый вопрос о том интересуется ли воспитатель педагогическими потребностями родителей, были получены следующие ответы: 48 человек ответили – нет; 16 человека ответили – да. Это говорит о том, что воспитатели не в полной мере осведомлены в педагогических потребностях родителей. Часть родителей не обращается за помощью к педагогам, поскольку считает это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога, часть не придаёт особого значения трудностям ребёнка (28 родителей), а 36 родителей считают, что все проблемы с возрастом пройдут Анализируя полученные данные в ходе анкетирования мы можем говорить об уровне удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с воспитателями ДОО. В целом родители готовы к двустороннему взаимодействию с воспитателями ДОО. проблемыФиксирует внимание детей на обнаружении противоречий Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему Определяет целевую установкуОсознает создавшееся противоречие«Присваивает» проблему Участвует в формулировке проблемыОсознает цель поиска. IIАктуализация знанийПобуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений Мотивирует к поиску новых знаний или умений Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует) Осознает потребность в новых знаниях.Концентрируется на поиске новых На первый вопрос о том, знакомы ли дети с профессией родителей, практически все ответили, кем работают их мама и папа. Второй вопрос о важности профессии родителей вызвал у детей определенные затруднения. Больше половины воспитанников не смогли четко рассказать о том, в чем заключается важность и значимость работы их родителей. Вызвали затруднения у детей такие профессии как, экономист, менеджер. Смогли быстро объяснить важность таких профессий как врач, учитель, строитель. Звучали такие ответы: «Врач нужен, чтобы людей лечить, когда они болеют», «Строитель строит дома, в которых потом живут люди. Если б их не было, нам негде было бы жить». В третьем вопросе детям были предложены пословицы о труде и его значении. Больше половина детей не смогли дать точное значение, предложенных им пословиц. Наибольшее затруднение вызвали следующие пословицы: «Дело мастера боится», «Работе время, а потехе час». Дети говорили «не знаю», «это трудная пословица» и т.п. Очень быстро ребята объяснили значение пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Дети отвечали: «Чтобы что-то получить, нужно обязательно поработать», «Если человек работает, он трудолюбивый, а если нет, то он будет лентяем». знаний IIIВыдвижение гипотез – предположений Организует выдвижение предположений Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поискаУчаствует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их Принимает программу поискаПроводит поисковую деятельность IVПроверка решенияПроверяет результаты поискаПомогает выбрать правильное решениеДокладывает результаты поиска.Формулирует выводыVВведение в систему знанийВыделяет новые знанияОрганизует размещение результатов поиска в уголке ОткрытийОрганизует применение полученных знаний Присваивает новые В ходе беседы с детьми выяснилось, что больше половины детей не помогают дома родителям или делают это очень редко. В основном дети помогают родителям подметать, вытирать посуду. Были получены следующие ответы детей: Я помогаю мыть посуду, Мы моем с мамой полы вместе, Я с бабушкой стираю пыль и т.д. Многие дети будут чувствовать раздражение, злость, если их работу кто-то испортит. Участники беседы говорили об этом: Разозлюсь. Будет очень жалко свою работу., Обижусь на того, кто испортит мою работу, Испорчу работу ему тоже. На последний вопрос о том, портили ли дети чьи- то работы 4 детей ответили, что несколько раз портили работу другим детям, разбрасывали их игрушки. Отметили, что не думали о том, что это был результат труда. Необходимой составляющей в формировании личности младшего школьника является интерес пользования книгой. Развитие чтения в непрерывном образовательном процессе (от дошкольника до выхода со школьной скамьи) рассмотрено в педагогической литературе не в полной мере. знания и уменияУчаствует в размещении в уголке Открытий результатов поискаПрименяет полученные знанияДля развития исследовательских способностей ребёнка, безусловно, пригодны все виды учебных занятий в детском саду, при этом изучению природы традиционно отводится особое место. Это не случайно, природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.Главными условиями формирования и развития исследовательских способностей дошкольников ученые выдвигают следующие:1). Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества.2).Активные методы На первый вопрос о том, знакомы ли дети с профессией родителей, практически все ответили, кем работают их мама и папа. Второй вопрос о важности профессии родителей вызвал у детей определенные затруднения. Больше половины воспитанников не смогли четко рассказать о том, в чем заключается важность и значимость работы их родителей. Вызвали затруднения у детей такие профессии как, экономист, менеджер. Смогли быстро объяснить важность таких профессий как врач, учитель, строитель. Звучали такие ответы: «Врач нужен, чтобы людей лечить, когда они болеют», «Строитель строит дома, в которых потом живут люди. Если б их не было, нам негде было бы жить». В третьем вопросе детям были предложены пословицы о труде и его значении. Больше половина детей не смогли дать точное значение, предложенных им пословиц. Наибольшее затруднение вызвали следующие пословицы: «Дело мастера боится», «Работе время, а потехе час». Дети говорили «не знаю», «это трудная пословица» и т.п. Очень быстро ребята объяснили значение пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Дети отвечали: «Чтобы что-то получить, нужно обязательно поработать», «Если человек работает, он трудолюбивый, а если нет, то он будет лентяем». обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры и др.3). Творческий потенциал самого педагога, его тактичность.Применение технологии проблемных ситуаций на занятиях будет способствовать более эффективному развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, полностью подтвердилась.
X

x