Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Минакова Ольга Петровна

Развитие диалогической речи воспитанников с ТНР через использование метода интервьюирования

скачать документ

Вернуться назад
Развитие диалогической речи воспитанников с ТНР через использование метода интервьюирования
Минакова Ольга Петровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №94 «Забава» города Калуги
Воспитатель

Обновление всех сфер жизни современного общества обозначили потребность в таких свойствах личности, как способность наиболее полно выразить себя, находить пути взаимодействия в самых разных коммуникативных ситуациях. Реализация этих свойств личности требует сформированности социально-коммуникативных умений, что отмечалось многими исследователями (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А. Петровский).
Овладение диалогической речью позволяет ребёнку вступать в полноценную коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Сформированность диалогической речи предполагает умение ребёнка использовать в общении с окружающими разнообразные типы синтаксических конструкций и предложений. Данные литературы (С. Н. Цейтлин, А. Н. Гвоздев, Т. Н. Ушакова, В. А. Ковшиков и др.) свидетельствуют, что эти умения представляют большую сложность для детей с ОНР (общим недоразвитием речи). ОНР – это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий.
В связи с этим задачи теоретического осмысления данной проблематики и разработка методических комплексов становятся всё более актуальной.
Значимым фактором, влияющим на речевое развитие воспитанника, является его социальное окружение и соответствующая педагогическая и речевая среда. Очевидно, что одной из важнейших задач педагога является поиск эффективных средств осуществления и оптимизации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств, на наш взгляд, является организация журналистской деятельности как метода развития диалогической речи воспитанников с применением, в частности, метода интервьюирования. Использование данного метода позволяет усилить речевую мотивацию, создать условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Кроме этого, дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
Целью нашей работы стало создание условий для развития диалогической речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР через изучение основ профессии журналиста, а именно использования метода интервьюирования. Реализация данной цели определила комплекс образовательных задач работы с детьми по данному направлению:
способствовать формированию у воспитанников коммуникативного намерения, инициативности и стремления к познанию способов общения друг с другом;
знакомить воспитанников со средствами построения самостоятельных высказываний, умением вести диалог;
расширять и активизировать словарный запас;
формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Использование метода интервьюирования становится возможным только после проведённой работы по активизации и расширению словарного запаса, по формированию лексико-грамматических категорий, после закрепления знаний по лексической теме. Мы задались целью научить воспитанников задавать вопросы. Практическое обучение умению задавать вопросы мы начали с использования, так называемого приёма «коммуникатора». Педагог просит «ребёнка-коммуникатора» задать вопрос другому ребёнку по образцу: «Коля спроси у Кати на чём она приехала в детский сад». Коля подходит к Кате и устанавливает зрительный контакт, вежливо спрашивает: «Катя, на чём ты приехала в детский сад?» (педагог – ребёнок – ребёнок).
Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок).
Предлагаем вашему вниманию пример использования данного метода по теме «Одежда. Обувь». Поможет нам знакомая всем мнемотаблица.
Один ребёнок выходит к схеме с предметом или предметной картинкой, остальные дети поочерёдно задают ему вопрос по одному из её пунктов:
Как называется это изделие? (Это куртка);
Для какого времени года (сезона) эта куртка? (Эта куртка для зимнего времени, потому что она с тёплой подстёжкой);
Эта куртка старая или новая? (Моя куртка почти новая, потому что я её только начал носить этой зимой);
Для кого шьют такие куртки? (Такие куртки шьют для детей и подростков, для мальчиков);
Как это можно определить? Какой размер этой куртки? (Она маленького размера и тёмного цвета с яркими синими полосками);
Какие детали имеются в этой куртке? (В этой куртке много деталей: отстёгивающийся капюшон, рукава, жилетка, карманы накладные и внутренние под замком и т.д.
Ткани, какого цвета использовались для пошива этой куртки? (Мне нравятся в этой куртке тёмно синий цвет, на котором выделяются яркие жёлтые и красные карманы, полоски на рукавах и капюшоне и т.д.)
Из какого материала изготовлена эта куртка? (Верх куртки пошит из болоньи, к ней подшит синтепон, а подстёжка на молнии из байки и т.д.). Почему были выбраны такие ткани? (Болонья – это плотная ткань, которая хорошо защищает от мокрого снега и холодного зимнего ветра. А байковая подстёжка хорошо греет. Поэтому зимой в такой куртке тепло и легко бегать, играть);
Какое это изделие на ощупь? Приятно ли его носить? (Подстёжка мягкая и гладкая. А верх куртки плотный, немного жёсткий. К болонье ничего не прилипает, поэтому она долго остаётся чистой);
Как можно использовать это изделие? (Эту куртку можно носить зимой. Весной и ранней осенью можно отстегнуть рукава и носить только жилетку).
Итогом логопедических занятий является, в числе прочего, знакомство с новыми предметами и явлениями, обогащение словарного запаса по лексической теме, навык грамматически правильного построения высказывания. Всё это закрепляется работой воспитателя.
Педагоги организуют встречу с журналистом «Калужка». Воспитанников знакомят с работой редакции, им читают рубрики «Детское чтение», «Беседа о главном», «Славные в Калуге имена», «Сказка Калужка», «Красочный мир», «Две культуры – один мир», «Театр и дети», «Проба пера», «Мастерская Калужка», «Калужкины истории», «Рассказы лешего Кеши», «Календарь Калужка», «Затеи Калужки» и т.д. Целью таких занятий является формирование познавательного интереса через знакомство с новыми для детей предметами и явлениями, обогащение и активизация словаря по данной теме. После этой встречи у воспитанников возникает потребность узнать – кто издаёт журнал. Мы подробно знакомим с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Организованная образовательная деятельность состоит из заданий, позволяющих воспитанникам почувствовать, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Так, например, воспитанники отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. После того как у воспитанников сформировался целостный образ журналиста, мы предлагаем им использовать полученные знания в практической деятельности: распределяем роли, берём интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованными в ДОО – это посещение мероприятий дошкольной организации, встречи с интересными людьми, гостями дошкольной организации.
Интервью предшествует предварительная работа. Она состоит из обсуждения вопросов, которые можно задавать в данной ситуации.
Воспитанники рассматривают иллюстрации «Мы журналисты», «Берём интервью», составляют рассказы по ним. В группе организуются выставки книг и журналов, проводятся беседы о профессии журналиста. Воспитатели обогащают предметно-пространственную развивающую среду дидактическими играми («Разрезные картинки», «Назови предметы, необходимые журналисту»), атрибутикой к играм (микрофон, диктофон, блокноты, камера, символика телеканалов и др.). Следует отметить, что не смотря на проводимую предварительную работу, включающую в себя как знакомство с предметами и явлениями, так и навыки построения грамматически правильного высказывания, метод интервьюирования оказался достаточно сложным для детей дошкольного возраста с ОНР. Известно, что моделирование в логопедической практике считается эффективным приёмом, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами была разработана опорная схема для проведения интервью, когда ребёнок-корреспондент выстраивает диалог, имеет перед собой зрительную опору.
В группах для воспитанников с ТНР большое внимание уделяется созданию комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребёнка. Оборудуются речевые зоны, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания и др.
Предложенный метод интервьюирования находит применение и продолжение в организации сюжетно-ролевой игры в группе.
Педагог создаёт условия для сюжетно-ролевых игр «Экскурсия в швейную мастерскую», «Ателье». Детям могут быть предложены следующие роли: журналиста, телеведущего, репортёра, работников мастерской, швеи и пр. Ребёнок интервьюирует работников мастерской, знакомясь и знакомя остальных с работой швеи, закройщика. Кроме этого, дети получают творческие задания «Интервью у бабушки. Игрушки – прошлое и настоящее», интервью с интересными людьми (заведующий, повар детского сада).
Метод интервьюирования предусматривает не только взаимодействие логопеда и воспитателя, но и активное участие родителей. Нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя консультации «Диалог и мастерство его ведения», «Мы – журналисты», памятки-буклеты для закрепления дома навыков ведения диалога, мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подборку коммуникативных игр «Поиграем дома».
Предложенный метод направлен на формирование коммуникативной компетенции как готовности транслировать полученные знания, через понимание смысла и значения этих знаний. Помимо направленного речевого развития, обогащения и разнообразия сюжетно-ролевой игры, метод интервьюирования позволяет успешно решать проблему приобщения ребёнка к миру и активного вхождения в мир людей.
Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой компетентности воспитанников, участвующих в проекте «Детская журналистика и диалогическая речь» значительно повысился по всем критериям оценки (умение интонационно передавать диалог; умение составлять описание, повествование, умение развивать сюжетную линию; умение построить связный рассказ; звуковая культура речи).
Библиографический список:
Арушанова, А. Г. Истоки диалога 5- 7 лет. Книга для воспитателей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2004. – 186 с.
Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст] / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.



X

x