Всего представлено работ: 55560

Вы можете задать интересующий Вас вопрос на: info@kladtalant.ru , либо воспользоваться формой ниже:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Я согласен(а) на обработку моих персональных данных

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Бородий Елена Михайловна

«Основные этапы работы концертмейстера – иллюстратора по классу домры с обучающимися фортепианного отделения»

скачать документ

Вернуться назад

МБУДО ДШИ №8 им. Д.С. Русишвили г. СмоленскаМетодический докладна тему:«Основные этапы работыконцертмейстера – иллюстратора по классу домрыс обучающимися фортепианного отделения» Преподаватель высшей категории Е.М. Бородий СМОЛЕНСК 2018СодержаниеВведение1. Основные задачи и методы обучения  концертмейстера - иллюстратора.2. Основные  знания, умения и навыки обучающегося.3.Этапы работы над музыкальным произведением перед концертным, конкурсным выступлением.4. Рекомендации по музыкальному репертуару.5. Заключение.6.Список литературы.Введение Профессиональное музыкальное образование на сегодняшний день предъявляет высокие требования, как в области педагогики, так и в отношении подготовки квалифицированных концертмейстеров. Детские музыкальные школы, как предпрофессиональная ступень являются основой для воспитания будущих музыкантов-профессионалов. Для учащихся по классу фортепиано, в обязательную программу с  5 -7  класс  входит изучение предмета аккомпанемента, которое осуществляется совместно с концертмейстером-иллюстратором. Аккомпанемент (от французского дословно – сопровождать) – музыкальное сопровождение сольной партии.Основные задачи и методы обучения  концертмейстера - иллюстратора.Главная задача обучения – расширение музыкального и интеллектуального развития личности каждого учащегося с учетом индивидуальных способностей и уровня владения инструментом. Класс аккомпанемента – важное звено в формировании художественно – эстетического развития учащихся. На уроке  аккомпанемента ученик:приобретает новые исполнительские навыки ансамблевой игры с солистом (инструменталистом); расширяет  репертуарные возможности; знакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной  инструментальной музыки;приобретает  художественный вкус и чувство стиля; а самое главное – развивает умение слушать и создавать единый художественный образ музыкального произведения вместе с солистом. Успешное обучение искусству аккомпанемента во многом зависит от мастерства и профессионализма не только педагога по специальности, но и его главного помощника в этой работе – концертмейстера-иллюстратора. Моя работа складывается из сочетания исполнительского, педагогического, и психологического аспектов. Успешным результатам в работе способствует совместная деятельность с педагогом - пианистом и обучающимся,  создание атмосферы психологического комфорта и творчества. Владение определенными качествами, знаниями, умениями и навыками, умение контролировать качество исполнения учеником  партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения. 2. Необходимые  навыки концертмейстера – иллюстратора:1. Умение чтения нот с листа. Отмечу, что когда речь идет о работе концертмейстера-пианиста, то всегда выделяют умение видеть 3 строчки одновременно – то же самое касается и работы иллюстратора-домриста. Настоящий ансамбль невозможен без знания партии своего партнера. В своей практике очень часто использую игру по клавиру, особенно при разборе произведения.2. Исполнение всех авторских указаний. Это касается непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции.3. Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор-домрист должен увлечь своего партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у ученика музыкальную отзывчивость.  При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом свой индивидуальный облик и как солисту «вести» за собой пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».Практика аккомпанемента, несомненно, обогащает сознание учащихся. Живой звук домры – это особая тембровая  окраска, длительность и протяженность музыкальной фразы, богатая штриховая и колористическая палитра. Грамотно выстроенная работа с учащимися в классе аккомпанемента позволяет сделать этот предмет любимым, а при определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и конкурсных выступлений. Эта работа несет положительный заряд всем участникам этого процесса – и педагогу по специальности, и ученику, и концертмейстеру-иллюстратору. Для меня, как  концертмейстера-иллюстратора - это творчество способствует более разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней и исполнительской и педагогической составляющей. Взаимообмен опытом между  мной и педагогом-пианистом, совместный творческий поиск значительно обогащает, расширяет  кругозор. Всю методическую работу на уроках аккомпанемента провожу в тесном союзе с педагогом-пианистом, так как  ставятся единые музыкальные задачи: - донести до ученика, что он (пианист) и солист (домрист) - одно целое; - раскрыть единый художественный образ музыкального произведения. Поэтому, задача педагога-пианиста — научить ученика использовать все возможные пианистические приемы так, чтобы максимально добиться звукового, тембрового, динамического и штрихового слияния двух инструментов в идеальный звуковой ансамбль. Вместе с педагогом–пианистом ученик осваивает основные навыки аккомпанирования, главный из которых – умение слушать солиста, взаимодействовать в игре с ним, являться равноправным партнером, помощником в исполнении музыкального произведения. Основу репертуара в классе аккомпанемента составляет русская и зарубежная классика, произведения современных русских и зарубежных композиторов, обработки народных произведений, пьесы различных стилей и жанров. Важно правильно подобрать учебный репертуар, исходя из технических и музыкальных возможностей учащегося, желательно, чтобы музыка ему нравилась, доставляла эмоциональное и эстетическое удовольствие. При выборе репертуара преподаватель по специальности, прежде всего, отталкивается от предлагаемых учебных пособий концертмейстера-иллюстратора (домриста), а также учитывает не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера своего учащегося: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности и его приобретенные навыки игры на инструменте.Работу над музыкальным произведением на уроке провожу с педагогом - пианистом по плану:1.Анализ формы произведения - вступление, заключение, повторы, количество частей, кульминация, предложения,  фразы.2. Ознакомление с партией солиста (тщательное изучение текста).3.Определение характера образного строя произведения, выбор тембровых  красок, динамических оттенков и способов звукоизвлечения.4. Работа над нотным текстом включает в себя:а) анализ фактуры;б) проигрывание гармонической основы;в) работа над линией баса, одновременное исполнение с партией солиста;г) работа над фразировкой и единством формы (целостность исполнения).Методические задачи концертмейстера-иллюстратора:помочь педагогу-пианисту научить юного концертмейстера-пианиста слушать и слышать, чувствовать своего солиста, но при этом быть равноправным участником, музыкальным партнером домрово-фортепианного дуэта; правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального произведения, направив ученика на нужные средства выразительности, на правильное исполнение штрихов, динамики, голосоведения, темпа; уметь вести за собой начинающего аккомпаниатора, а, когда нужно, дать возможность раскрыться ученику в сольных проигрышах, а также во вступлениях и завершающих кодах, которые должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу; работая над музыкальным произведением, воссоздать художественный образ произведения разных жанров и направлений и, исходя из этого, помочь в выборе тех или иных технических и музыкальных приемов. Очень важным моментом обучения в классе аккомпанемента являются концертные и конкурсные выступления юного концертмейстера с солистом. Возможно, эти факторы влияют на то, что уроки по аккомпанементу для большинства пианистов являются особенно востребованными, а концерты по классу аккомпанемента вызывают неподдельный интерес как у самих учащихся, так и у их родителей.  Задача концертмейстера-иллюстратора -  настроить ученика, снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней - и мышечную свободу. Совместная игра приносит ему большую пользу в плане воспитания сценического самообладания, так как он не один на сцене, а с музыкальным партнером, он как бы «заражается» состоянием уверенности, которое несет иллюстратор. А возможность исполнить свою партию по нотам, не наизусть, придает ученику уверенность в своей игре, стабилизирует его психологическое состояние на публике. Солист концертмейстер-иллюстратор  раскрывает  важные стороны ансамблевой техники, такие, как: синхронность звучания, динамика, ритм, штрихи, образное содержание, тональный план. Синхронность является первым техническим требованием совместной игры. Необходимо вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе выслушивать паузы.Динамика – это одно из самых действенных выразительных средств. Умелое использование возможностей динамики помогает полнее раскрывать содержание. Специальное внимание на уроке концертмейстер - иллюстратор  (домрист) уделяет работе над штрихами: необходимо показать обозначение штрихов в нотном тексте, звукоизвлечения на солирующем инструменте. Основные  знания, умения и навыки обучающегося.За весь период обучения учащиеся приобретают знания:- специфики звучания солирующего инструмента, разных  приѐмов звукоизвлечения и исполнения штрихов,- выразительной функции аккомпанемента; музыки различных эпох, жанров, стилей композиторов; Учащийся должен уметь:- быстро ориентироваться в нотном тексте;- чутко реагировать на отклонения от темпа; синхронно играть с солистом; соизмерять звучание аккомпанемента с особенностями данного инструмента;- раскрывать содержание произведения; - разбираться в структуре произведения; делать гармонический анализ; читать с листа в темпе произведения. После прохождения предмета «Аккомпанемент» юные концертмейстеры приобретают навыки:- видение 3-х строчной записи нотного текста; - слушание солиста; целостного охвата произведения; грамотного разбора фактуры; - слышания баса, как основы музыкального произведения;- аппликатурных стереотипов; - владение различными видами штрихов.3. Этапы работы над музыкальным произведением перед концертным, конкурсным выступлением:Первый этап – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить.Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Которая включает:1. Отработку возникающих трудностей;2. Применение рациональных пианистических приемов;3. Подбор удобной аппликатуры;4. Умение владеть педалью;5. Умение держать темп (не исключая агогики);6. Выразительность динамики,7. Точную фразировку.Уверенное исполнение учащимся будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной своей партии.Третий этап – работа с солистом предполагает уверенное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, «отход» юного концертмейстера на второй план по отношению к солисту.Важную роль играет быстрая реакция учащегося, включающая умение слушать солиста при совместном музицировании.Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа. Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа.Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой на концертное или конкурсное выступление и служит, по сути, репетицией первого исполнения произведения целиком.Концертное, конкурсное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной совместной работы над музыкальным произведением. Главная цель: совместно раскрыть музыкально – художественный замысел произведения.Творческий процесс создания художественного образа связан с чувствами, эмоциями. Успешное исполнение это правильно выбранная программа, соблюдение всего репетиционного процесса, тщательно продуманны и отработаны все этапы работы. В момент концертного или конкурсного исполнения учащемуся необходим эмоциональный подъем, воля и артистизм.4. Рекомендую включать в работу музыкальные произведения:1. Л. Бетховен «Сурок».2. В. Моцарт «Майская песня».3. И. Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк».4. В. Моцарт «Вальс».5. Н. Бакланова «Мазурка».6. В. Багиров «Романс».7. К. Вебер «Хор охотников».8. Ж. Рамо «Тамбурин».9. Ж. Рамо «Ригодон».10. Л. Боккерини «Менуэт».11. Д. Шостакович «Романс» из к/ф «Овод».12. И. Брамс «Колыбельная».13. Дж. Перголези «Сицилиана».14. Обр. р.н.п. В. Андреева «Светит месяц».15. Р. Глиэр «Романс».16. В. Андреев «Вальс- «Фавн».17. А. Цыганков «Песня».18. П. Чайковский «Осенняя песня».19. К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика».20. Л. Верачини «Ларго».21. И. Бах-Гуно «Аве, Мария».22. К. Сен-Санс «Лебедь».23. С. Рахманинов «Вокализ».24. Ж. Массне «Размышление» из оперы «Тайс».25. С. Рахманинов «Элегия».26. И. Тамарин «Старинный гобелен».27. Обр.р.н.п. Ю. Давидович «Калинка».28. А. Власов «Мелодия».29. Обр. А. Красева р.н.п. «Ой за гаем,гаем».30. А. Малиновский «Полька» из Детской сюиты, и т.п. 5. Заключение. Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей учащегося. Игра с инструменталистом развивает с самого начала «чувство локтя» - это является мощным стимулом для развития детского музицирования. Умное и профессиональное руководство педагогов (концертмейстера – иллюстратора и преподавателя по специальности), умение точно объяснить нужные приемы для создания художественного образа, важны для роста учащегося. Навыки аккомпанемента, полученные на уроках, могут пригодиться музыканту-любителю в дальнейшей повседневной жизни. Пианист, в совершенстве овладевший навыками аккомпанемента, может стать профессиональным концертмейстером, без которого не возможна концертная деятельность музыканта-солиста (инструменталиста).Список литературы:Хрестоматия для скрипки 1-2 классы / Под общ. ред. С. Шальнама. - СПб., 1997. Хрестоматия для скрипки 3-4 классы / Под общ. ред. С. Шальнама. - СПб., 1999. Родионов К., Гарлицкий М., хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 1-2 классы. - М.: Музыка, 1985. ный скрипач. - Выпуск 3. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Романсы. Пьесы для скрипки и фортепиано. - М.: Музыка, 1987. Классические пьесы для скрипки и фортепиано 5-6 классы. - М.: Музыка, 1974. Избранные пьесы зарубежных и русских композиторов. - М.: Музыка, 1975. Сборник пьес « Музыкальная школа»,выпуск № 10,11,12 Киев-2007г. Сборники пьес А. Гоноболина для младших, средних и старших классов, 2014г. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера.» Музыка в школе– 2001. Михайлов И. «Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах», « О мастерстве ансамблиста»  Сборник научных трудов,ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует система срочный документ,

который Вы можете получить в течении нескольких часов после подачи заявки!

x
X