Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Калдымова Лариса Александровна

Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству на тему «Дымковская игрушка»

скачать документ

Вернуться назад

Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству на тему «Дымковская игрушка»Калдымова Лариса АлександровнаПедагог дополнительного образованияСтруктурное подразделение ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области Центр Дополнительного Образования ДетейРаздел: «Народные промыслы»Тема: «Дымковская игрушка»Цель: Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;Задачи:Обучающие:сформировать у обучающихся умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью;познакомить детей с этапами изготовления дымковской игрушки;научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи.Развивающие:развивать познавательный интерес к народным промыслам;развивать чувство ритма, цвета, творческие способности;развивать эстетическое восприятие.Воспитательные:воспитывать любовь к народному искусству России;способствовать личностному самоопределению;формировать лидерские качества.Методы, используемые педагогом:словесные (объяснение); наглядные (демонстрация презентации);практические (выполнение практических заданий).Оборудование: ноутбук, проектор, экран, столы для учащихся, стулья по количеству учащихся. Дидактические материалы: наглядные пособия, мультимедийная презентация.Инструменты и материалы: альбом, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды, модель для раскрашивания.План занятия:1.Вводная часть.2. Основная часть:понятия «дымковская игрушка», «орнамент», «персонажи»;этапы изготовления игрушки;практическая работа.3. Заключительная часть.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Вводная часть.– Здравствуйте, ребята! Продолжая изучать народные промыслы, сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой. (Слайд 1)2. Основная часть. – Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. (Слайд 2) Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда. «Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей»».– Ребята, давайте посмотрим каких персонажей изготавливали мастерицы.– Сделаны из глины Игрушки всем на диво. Дети в карусели На лошадок сели. (Слайд 3)– Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. (Слайд 4)– Наши руки крендельком, Щеки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.– Вот вам барыни, А вот и кавалеры. У барынь алые щеки и губки. Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар обойдете, Лучше барынь не найдете. (Слайд 5)– Мастерицы лепили игрушку из красной глины, белили ее мелом, разведенном на молоке, и расписывали красками. (Слайд 6) – Вот такие они герои дымковской игрушки. (Слайд 7)– Для росписи использовали контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного. (Слайд 8)– Давайте, рассмотрим какие же элементы росписи использовали мастера. Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил. (Слайд 9)– А теперь, чтобы выполнить практические задания, давайте, повторим, какие цвета и элементы росписи используются при изготовлении дымковской игрушки.Ответы учеников.Практическая работа. (Слайды 10 и 11)– Ну, вот вы и потренировались в ритмичном нанесении узора на бумаге. Видите, какие яркие и нарядные картинки у вас получились.Физминутка.– А теперь давайте посмотрим на этапы изготовления самой игрушки на примере фигурки барыни. (Слайд 12)– Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. (Слайд 13)– Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку. (Слайд 14)– Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. (Слайд 15)– Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи. (Слайд 16)– Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелкомолотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью. (Слайд17)– После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. – Вот такие красивые получаются фигурки после того, как они побывают в руках умелых мастериц. (Слайд 18)Физминутка.– А сейчас давайте представим себя настоящими мастерами и распишем наши заготовки, по тем эскизам, которые мы до этого нарисовали.Практическая работа. Ученики расписывают красками готовые фигурки.3. Заключительная часть. Выставка и анализ работ. – Сегодня мы с вами лишь прикоснулись к удивительному миру русского народного промысла, который тесно связан с историей нашей страны. Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа. – Спасибо вам за активную работу!
X

x