Всего представлено работ: 244028

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Наталья Олеговна Петрова

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

скачать документ

Вернуться назад

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классахАвтор: учитель английского языка МБОУ «Заринская СОШ им М.А. Аверина», Петрова Наталья Олеговна. Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:речевой компетенциисовершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);умение планировать свое речевое и неречевое поведение;языковой компетенции систематизации ранее изученного материала;овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. В процессе преподавания английского языка в начальных классах  возникает ряд вопросов, связанных с решением обозначенной проблемы: отсутствие естественной языковой среды; малое количество часов в расписании; большая наполняемость учебной группы; недостаточное овладение грамматическими основами в родном языке.  Я решила, что использование игры, игровых приемов и информационно-коммуникативного сопровождения урока снимет часть вопросов и позволит значительно эффективнее спланировать работу по формированию коммуникативной компетенции. Цель работы состояла в поиске и отборе игр, игровых упражнений, создании презентационного материала сопровождающего уроки для организации  эффективного процесса формирования  коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах.  Ведущая идея такова: использование игры  на уроках английского языка помогает осуществлять целенаправленное формирование и развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов и, следовательно, способно ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Современные принципы коммуникативного обучения английскому языку требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении» [5, C.10]. В своей работе я руководствуюсь следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на английском языке: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса [3, C.17].   Работа над данной компетентностью реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку — коммуникативную. Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения и пр. в устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему ...» (сложность высказывания возрастает от класса к классу) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках. Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции — умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации [10, C.25]. Система по формированию коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах проходит по следующим направлениям:Использование игр и игровых упражнений, направленных на коммуникативную деятельность.Использование информационно-коммуникативных технологий, стимулирующих речевую деятельность на уроке.Работа со словарем как способ усвоения тематической лексики.1. Использование игр и игровых упражнений Обусловлено тем, что успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Безусловно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно учитель использует игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал [2, C.6].Используемые игры я условно разделяю на несколько групп: 1) игры коммуникативной направленности; 2) игры со словами; 3) игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала. Так к играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах, особенно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не знакомы с грамматическими основами или только с ними знакомятся:- «Давайте познакомимся»: Дети выстраиваются в два круга лицом друг к другу — внутренний и внешний. Стоящие во внешнем круге задают вопрос: «What is your name?”, а стоящие во внутреннем круге отвечают «My name is …” . Затем внешний круг делает шаг вправо, меняя партнера. Действие продолжается до тех пор, пока пары не встретятся.- Отрабатывая речевые конструкции, употребляемые в диалогах – расспросах, можно использовать игру «Угадай животного».  Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос «Is it a cat (dog, frog, …)? - No, it is not/ Yes it is. Эту же игру можно использовать для отработки употребления следующих конструкций: «Have you got ….? - Yes, I have./No, I have not” или «Кто (что) у тебя есть?», “Do you want …? - Yes, I do./ No, I don't.” или «Что ты хочешь?», “Do you like to ….? - Yes, I do./No, I don't” или «Что ты любишь?», «Can you run (swim, play)?” и т.д. Эти же игры можно использовать и для закрепления тематической лексики.- При знакомстве с названиями цветов практикую серию игр: «Guess, What Colour Is It?».На доске – разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске.После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: Pupil 2: Is it green?  Pupil 1: No, it is not. Pupil 2: Is it red? Pupil 1: Yes, it is."The Forest of All Colours". Задание: нарисовать летний лес. – What colour are the trees? – What colour is the sky?"Snowball". Учитель обращает внимание детей на то, что весной и летом расцветают разнообразные цветы.Teacher: What colours are the flowers in summer? Pupil: They are red, green, yellow, white... Потом ученики говорят один за другим: Pupil 1: The flowers are red. Pupil 2: The flowers are red and white. Pupil 1: The flowers are red, white, blue. Pupil 2: The flowers are red, white, blue, dark blue.- Для закрепления лексики по теме «Части тела» использую  игры такие как  «Whose Tail is this?» Заготовить карточки с изображением частей тела разных животных. Задание: помочь разобраться животным, где их части тела. Можно сделать следующее вступление: “Ребята, у наших зверюшек большая беда – злая колдунья отобрала у них то, без чего они не могут летать, прыгать, видеть, слышать. Давайте поможем им найти свои “запчасти”.Teacher: Whose tail is this? Pupil: It is a pig’s tail. Teacher: Whose ears are these? Pupil: These are hare’s ears.«Wake up!». На столе “спит” заяц. Его нужно “разбудить”. Для этого – дотронуться до частей его тела и назвать их. Teacher: Смотрите, ребята, как крепко спит наш зайка! Давайте его разбудим! Кто хочет расшевелить нашего зайку? Touch the head! Touch the nose!- Тема: “Food”. «Robin Wants to Eat». Робин-Бобин очень голоден. Он хочет есть. На доске – плакат, на котором Робину в рот летит все подряд: тарелки, ложки, столы, хлеб, мясо и т.д. Задание: выбрать из этого “добра” все съестное и назвать на английском языке."My Menu". На доске висит большой плакат (меню). Задание: по образцу составить свое собственное меню. У кого выбор будет богаче – тот победил."What is there in the Basket?" Учитель держит в руках корзину, наполненную овощами (или фруктами). Ребятам нужно догадаться, что находится в корзине."Guess the Fruit". За спиной учитель держит фрукт (ягоду) или картинку (макет) фрукта. Ребятам необходимо отгадать, что в руках учителя, задавая вопросы: “Is it sweet? Is it red? Is it big?”.- Тема: “Clothes”. "My Clothes". Учащиеся вспоминают предметы своего гардероба и перечисляют их. Кто больше назовет – тот победитель."Dress the Doll!". Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде необходимо одеть куклу. Ребята надевают по одному предмету одежды, вслух называя его. Победит та команда, которая быстрее полностью оденет свою куклу."Choose the Right Clothes!" На столе учителя – разная одежда для кукол (можно использовать картинки). Задание: выбрать ту одежду, которая соответствует времени года, названному учителем, и назвать ее [6, C.52].  Игры со словами. В основе любого высказывания лежит слово. Высказывания становятся активными посредством наполнения фразы необходимыми для высказывания языковыми единицами. - Тема «Животные». Учитель произносит название животного, учащиеся повторяют за ним. Демонстрируется картинка и вывешивается на доску. Затем учитель произносит следующее слово и показывает иллюстрацию. Дети повторяют предыдущие слова и произносят следующее как «Снежный ком».В работе над этой темой и любой другой, можно использовать игру «Что пропало?». Для этого на доске вывешиваются иллюстрации или на экране демонстрируются изображения животных, затем детям предлагается закрыть глаза, в это время учитель убирает картинку с доски или с экрана исчезает изображение животного. Открыв глаза, дети называют «пропавшего животного». «At the Zoo». На столе учителя – небольшое замкнутое заграждение в виде круга. Учитель с сожалением говорит, что почему-то все звери разбежались.Задание: помочь работникам зоопарка собрать зверей. Teacher: Let’s help them gather the animals! Каждый ученик берет по игрушке и, называя животное, ставит ее в имитированный зоопарк.Также для закрепления тематической лексики можно использовать игры из предыдущего раздела («Игры коммуникативной направленности»): «Угадай животного», «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что  ты любишь?», «Что ты умеешь?» «There is….» Ход игры: группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. P3: There is a pen in the box. и т.д. Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов. При изучение глаголов - действия и прилагательных особенно нравится учащимся «изображать» слова, т.е. показывать действие или эмоцию. Кроме этого внимание учащихся становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным [9, C.46].   Игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала. При овладении грамматикой младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Они вызваны как различием грамматического строя русского и английского языка, так и недостатком теоретических знаний учащихся в области родного языка. Одним из принципов работы с младшими школьниками, которые в силу своего возраста еще не способны понять сложные грамматические явления, это упрощение. Так, например, при знакомстве с глаголом to be  и его формами (is, am, are), я прибегаю к рассказыванию сказки: «Жил-был на свете самый главный глагол to be и было у него три сына – младший am, средний is  и старший are. Самому младшему сыну отец разрешал работать только с местоимением I, среднему с she, he, it, а старшему доставалась самая трудная работа — это местоимения множественного числа you, we, they.” Затем предлагаю следующую игру «Покажи и расскажи» (“Show and tell”): учащиеся произносят «I am”, показывая одной рукой на себя, «You are” - показывая рукой на учителя, а учитель на учеников, «She is”, показывая жестом на одну из девочек класса (заранее обговаривается), «He is”,     также показывая жестом на одного из мальчиков класса (заранее обговаривается), «It is”, показывая жестом на предмет лежащий на столе учителя (заранее обговаривается), «We are”, показывая двумя руками на всех в классе, «They are”,  показывая двумя руками в сторону окна. Игра повторяется несколько раз, каждый раз увеличивая темп. Предыдущее упражнение может использоваться и при работе с прилагательными: «I am kind. You are kind. She is kind. He is kind. It is kind. We are kind. They are kind”. Или при от работке названий места действий: « I am in the forest. You are in the forest. She is in the forest. He is in the forest. It is in the forest. We are in the forest. They are in the forest.” и т.д. Другая трудность, которая возникает перед учащимися, — употребление глагола to be в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях. Так как в русском языке утвердительное и вопросительное предложение отличается только интонацией, то учащиеся автоматически пользуются этим правилом и в английском языке. Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение — это помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным. Для этого я использую прием «Игра в шахматы» - перестановка фигур. Все члены предложения превращаются в фигурки, сделанные из картонных коробочек [7, C.64]. Я сообщаю детям, что они смогут не только прочитать, написать, но и «потрогать» предложение руками. (Приложение I). Предлагаемый игровой метод можно использовать и при изучении глаголов “to have”, “can”, “must”, изобразив их соответствующим образом.2. Использование информационно-коммуникативных технологий стимулирующих речевую деятельность на уроке. В рамках этого вопроса, прежде всего, хотелось обратить внимание  на применение оригинального учебного материала  в виде презентации. Создание презентации не требует какой-то особенной компьютерной грамотности, а преподнесение учебного материала с помощью презентации имеет ряд преимуществ перед традиционными способами: материал, представленный в виде презентации увлекает, мотивирует и нацеливает учащихся на успешный результат; возможность сочетать разнообразный текстовой аудио - и видеонаглядности; возможность использовать отдельные слайды как опору; возможность управлять вниманием учащихся за счет эффектов анимации; активизация внимания всего класса; поддержание познавательного интереса; усиление мотивации; эффективность восприятия и запоминания нового учебного материала; экономия учебного времени [1, С.67],[8,C.57].  В своей работе я использую презентации при знакомстве с английским алфавитом; при изучении грамматического материала; при знакомстве и повторении правил чтения; для стимуляции речевой деятельности; и с целью контроля знаний. Так для стимулирования высказываний по теме «Цвета» на слайде появляются последовательно цвета в форме красок. Ребята называют их. Цель следующего слайда: составить словосочетание прилагательное (цвет) + существительное (название животного). Появление каждого изображения учащиеся комментируют (Приложение II). Введение грамматического материала «Множественное число имен существительных» с опорой на слайды происходит следующим образом. На слайдах 1-3 учащиеся вместе с учителем считают предметы. Затем с помощью  4 слайда формулируют правило произношения окончания множественного числа имен существительных. Пятый слайд стимулирует высказывания, называя количество и существительное во множественном числе (Приложение III).3. Работа со словарем как способ усвоения тематической лексики. Для младшего школьного возраста основным является наглядно-образное мышление, с доминированием эмоциональной сферы [3, C.56]. В связи с этим у младших школьников наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию целесообразно использовать изобразительную наглядность в виде картинок и образных схем (Приложение V). Объяснение нового слова сопровождается иллюстрацией. Поскольку на уроке вводятся сразу несколько слов, я готовлю заранее для ребят листочки с графическим изображением слова и сопровождающей его картинкой (Приложение IV). Эти листочки учащиеся вклеивают в специальные словарики.  Таким образом, накапливается лексика, с помощью которой ученики составляют высказывания уже с опорой на схемы с использованием все тех же картинок. С целью отслеживания результатов проводимой работы  были выделены обобщенные характеристики владения коммуникативной компетенцией в разделе говорение на уроках английского языка во 2-х, 3-х и 4-х классах (критерии и показатели). На этой основе  проанализированы  динамика овладения учащимися навыков построения диалогического и монологического высказывания за два года, качественный анализ успеваемости и диагностика отношения учеников к  предмету английский язык. Результаты, представленные в таблицах (Приложение VI), позволяют сделать следующие выводы:за год увеличилось количество детей, которые умеют строить монологическое и диалогическое единство в нужном объеме со строгим  соблюдением грамматики (на оценку «отлично») на 25%;количество детей допускающих одну-две грамматических ошибки осталось практически без изменения («хорошо») - разница 5%;на 20% уменьшилось количество учащихся допускающих более двух грамматических ошибок с ограниченным лексическим запасом («удовлетворительно»);Качество успеваемости в 3-ем классе (по сравнению со вторыми) выросла на 15%.Сравнение результатов в 3-х и 4-х классах показывает:за год увеличилось количество детей, которые умеют строить монологическое и диалогическое единство в нужном объеме со строгим  соблюдением грамматики (на оценку «отлично») на 11%;количество детей допускающих одну-две грамматических ошибки так же осталось без изменения («хорошо») - разница 2%;на 13% уменьшилось количество учащихся допускающих более двух грамматических ошибок с ограниченным лексическим запасом («удовлетворительно»).Качество успеваемости в 4-ых классах (по сравнению с третьими) выросла на 13%. Кроме этого проводилось исследование отношения учеников к предмету «английский язык». Была использована методика «Составление расписания на неделю» (Приложение VII). Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что процент выбора предмета английский язык во вторых классах довольно высок и составляет 50%. Можно предположить, что это зависит от новизны предмета и наиболее интенсивное применение игровых приемов на уроках. В третьих классах наблюдается снижение на 11% по причине активизации обучения чтению и усложнения языкового материала. И в четвертых классах процент выбора предмета составляет 25%  из-за увеличения объема и сложности материала.  Данные результаты отражают не только отношение к предмету, но и уровень учебной мотивации. Однако анализ качества обучения подтверждает эффективность используемых форм и методов работы на уроке,  в ходе которых происходит развитие коммуникативных умений учащихся.  Развитие коммуникативных умений – основная составляющая при обучении. Именно коммуникативная компетенция рассматривается как системообразующая компетенция, без которой невозможно обеспечить развитие ни информационной, ни социокультурной, ни компенсаторной, ни академической составляющих образованности в современном понимании.ЛитератураАлександров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка// Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2010. №6. - С. 67-73.Барабанникова А.В. О введении иностранного языка во II классах начальной школы по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2002. №2. – С. 4-10.Бим И.Л, Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению./ Е.И. Пассов. - М., 1991. - 245 с.Выготский Л.С. Лекции по психологии./ А.Г. Выготский.- Спб., 1997.- 144 с.Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе./И.И. Зимняя, - М., 1991. - 221 с.Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2008. №4. - С. 52-57.Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе// Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2006. №3. - С. 64-66.Петрова Л.П. Использование компьютера на уроках английского языка – потребность времени // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2005. №5. - С. 57-60Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2005. №8. - С. 46-50.Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход  в преподавании: технологии, разработки уроков./А.Г. Штарина. - Волгоград, 2008. - 191 с.
X

x