Всего представлено работ: 242072

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Трушакова Екатерина Валерьевна

Планшет как средство развития познавательной активности

скачать документ

Вернуться назад

Планшет как средство развития познавательной активности у дошкольников.Трушкова Екатерина Валерьевна ГБОУ ООШ №21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова г. Новокуйбышевска г.о. Структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»Город НовокуйбышевскВоспитатель В современном мире нас повсюду окружают информационные технологии, компьютеры, планшеты и наконец интернет, которые безусловно – «очень вредны для детей», но при этом никто не станет отрицать, что устройства, часто ошибочно именуемые гаджетами, прочно вошли в нашу жизнь. И хочется нам этого или нет, но знакомство с ними, а также с компьютером и глобальной сетью Интернет происходит очень рано, еще до того как малыш начал уверенно говорить. Итак, с одной стороны, небезопасно, а с другой неизбежно. Целью нашего исследование является изучение мнения будущих родителей о использовании планшета как средства развития познавательной активности у дошкольников. Планшет- это компьютер с сенсорным экраном. Планшет, чувствительный к прикосновению пальца. Плюс в том, что таким планшетом можно управлять и без использования стилуса, что может быть удобно в некоторых ситуациях. Кроме того, этот подход позволяет делать интерфейсы, специально устроенные для управления пальцами, в том числе и с распознаванием множественных прикосновений и жестов [3]. Интерес современных дошкольников к планшету возникает достаточно рано и родители дошкольников могут использовать планшет как средство развития познавательной активности своих детей. По мнению Г.И. Щукиной “познавательная активность” - это качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.По мнению Л. С. Выготского познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). Говоря о психическом развитии, на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.По мнению Л. С. Выготского структура познавательной активности у детей дошкольного возраста содержит следующие компоненты:1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза [2;19]. В мире дошкольного образования произошли большие перемены, которые соответственно отразились во ФГОС. Теперь при организации развивающей предметно- пространственной среды планшет может быть рассмотрен как дополнительное средство развития познавательной активности дошкольника. В соответствии ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы; построение вариативного развивающего образования ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми; Программа «Мозаика», разработанная педагогическим коллективом В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкиной и И. А. Кильдышевой, сегодня предлагает педагогам ДОУ использовать планшет и обеспечивает методической основой для использования специализированных программ для работы с планшетом. В программе «Мозаика» представленные дидактические задачи решаем с помощью планшета: Повышение продуктивности самоподготовки дошкольников;Индивидуализация работы самого педагога;Усиление мотивации к познанию;Активизация процесса познания, возможность привлечения дошкольников к исследовательской деятельности; Используя в работе планшет педагог должен реализовывать следующие принципы:принцип научности, определяющий содержание, который требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки; принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности.принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников; принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИКТ для расширения кругозора и интеллектуального обогащения;Необходимое условие при использовании планшета в качестве средства повышения познавательной активности дошкольника стоит отметить требования для реализации специализированных образовательных программ: обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней; стимулировать все виды познавательной активности, включая, естественно и продуктивную; учитывать в содержании дидактического материала и образовательных задач уже приобретенные знания, умения и навыки детей; стимулировать высокую мотивацию к получению знаний, причем она не должна идти за счет интереса к самому аппаратному оборудованию;[1,90] Нами было проведено исследование, целью которого было: изучить мнение будущих родителей о использования планшета как средства развития познавательной активности. Выборкой были студенты 2, 3 курсов, исторического и психолого-педагогического факультетов. Исследование проводилось методом анкетирования, анкета включат в себя 8 вопросов: Есть ли у Вас планшет? –да;нетЕсли да, то как часто Вы пользуетесь планшетом? - часто; иногда; редко; никогда не пользовал – (ась), (ся) им; С какой целью вы используете планшет? поиграть; поиск информации; для работы; как телефон; что-то другое;Можно ли использовать планшет как средство развития познавательной активности у дошкольников? -да; -нет;В воспитании ребенка планшет будет главным помошником? – да; нет;Использовали бы Вы планшет чтобы успокоить ребенка? -да; нет;Стали бы вы отслеживать как именно использует ребенок планшет (в какие игры он играет, какие мультики он смотрит и т. д)? -да; -нет; В течении какого времени можно пользоваться планшетом старшим дошкольникам (5-6 лет)? - 10-15 мин; 30 мин и более; час и более;На основе нами проведенного исследования стало известно, что у 59% студентов есть планшет, который 70% студентов используют для поиска информации, а остальные 30% используют для того чтобы поиграть, для работы или как телефон. Из 100% опрошенных студентов 57% редко пользуются планшетом, 31%- иногда пользуются, 8%-часто и 5%- никогда не пользовались планшетом. На вопрос о возможности использования планшета как средства развития познавательной активности у дошкольника 62% студентов ответили –да и 38% нет. 74% опрошенных студентов будут использовать планшет для того чтобы успокоить или занять своего ребенка, а 26% не готовы успокаивать своего ребенка по средствам планшета. У 94% опрошенных планшет будет являться главным помощником в развитии познавательной активности детей, у 6% не будет. 59% опрошенных знакомы с гигиеническими нормами использования планшета для детей старшего дошкольного возраста и 41% опрошенных незнакомы с ними. В заключении можно сказать, что достоинствами использования планшета является его техническая новизна, высокий уровень мотивации и возможность его использования как дополнительное средство развития познавательной активности. Но так же имеются и недостатки, которые проявляются во влиянии планшета на зрительный анализатор ребенка, а именно снижение остроты зрения, отсутствие живого общения (ребенок- взрослый, ребенок- ребенок) и возможность виртуальной зависимости. Список литературы:Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования по программе «Мозаика». Москва «Русское слово» 2014 - 204с. Федеральный государственный стандарт дошкольного образованияhttps://ru.wikipedia.org/Планшетный_Персональный_компьютер
X

x