Всего представлено работ: 242064

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Никитина Елена Владимировна

Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности с использованием краеведческого материала (из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад

Современные формы работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности с использованием краеведческого материала (из опыта работы) Никитина Елена Владимировна, учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,средняя общеобразовательная школа №20 с.Лувеньга (МБОУ, СОШ № 20 с. Лувеньга) Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский)ФГОС ставит цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – социально-педагогическая поддержка, становление и развитие «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено пространство и время. Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д. Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.Вот и в нашей школе по запросам родителей и по возможностям образовательного учреждения в начальной школе в рамках внеурочной деятельности ведутся кружки: «Грамотей», «Общая физическая подготовка», «Радуга творчества» и клуб «Юные историки - краеведы».Хочу более подробно остановиться на работе клуба «Юные историки – краеведы», руководителем которого я являюсь. У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса.А что значит любить Родину? Прежде всего – знать историю края, любить людей, которые там живут, отдавая свои силы и знания на благо и процветание этого края.В.А.Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, даёт возможность пробудить интерес ребёнка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории.Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юные историки - краеведы».Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.Задачи:Изучить культурное историческое прошлое и настоящее малой Родины;Познакомить с государственной символикой России и Мурманской области;Воспитать чувство гордости и неповторимости своего Отечества;Сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;Развивать чувство гордости за историю семьи, края, Родины;Вовлекать обучающихся в социально – значимую деятельность.Клуб «Юные историки – краеведы» помогает организовать работу с детьми разного возраста в школе. Формы проведения занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу, в лес; встречи с интересными людьми, живущими рядом; сбор краеведческого материала, выпуск стенгазет, конкурсы чтецов, литературные гостиные, выставки рисунков, фотографий, театрализованные представления.Программа клуба рассчитана на 4 года и разделена на семь блоков: «Я и моя школа», «Я и моя семья», «История края (села)», «Мастерская творческих идей», «Изучение особенностей культуры, быта русского народа», «Великая дата в истории русского народа», «Охрана природы – дело каждого».«Я и моя школа»Работая по первому направлению, кружковцы знакомились с основными правилами поведения в школе, общественных местах, учились распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей); усваивали первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы; овладевали навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучались дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности. Знакомились с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. «Я и моя семья»Обучающиеся узнали о происхождение своих имён и фамилий. Затем составили генеалогическое древо своей семьи. Такие исследования увлекли не только детей, но и родителей. Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. Это устные рассказы, прослушивание аудиозаписей; выставка семейных фотографий «Мы здесь любим бывать»; изготовление поздравительных открыток к празднику «День матери»; конкурс чтецов «Мамочка, любимая моя!», «Расскажу я вам о папе»; выставка рисунков «Букет для моей мамы»; написание сочинения «Мамочка любимая моя»; создание проекта «Тайна наших имён».Акция «ПАПин Апрель - участие в конкурсе рисунков, сочинений, фотовыставке «Папа может всё!..»; спортивных соревнованиях, конкурсах чтецов.«История моего края (села)» Занятия были посвящены истории возникновения, названий улиц села, старейшим жителям. Обучающиеся познакомились с людьми, которые прославили наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства. В рамках блока проведены экскурсии по улицам села, рассказ на тему «Моя любимая улица». Посетили культурные учреждения села (клуб, библиотека). Создали проект «Край ты мой родной…»; прошла выставка рисунков «Вот моя Родина!»; провели конкурс чтецов: «Что может быть милей бесценного родного края!»; участвовали в мероприятии, посвященному празднику села Лувеньга; встречах с писателями нашего края.«Мастерская творческих идей» Проводили подготовку и проведение акции «Малыш». Одной из удачных форм внеурочной деятельности работы клуба является проведение акций социального характера, которые позволяют вовлекать обучающихся в социально – значимую деятельность, что способствует формированию активной гражданской позиции, коммуникативности, формируют доброту, милосердие. В акции принимали активное участие все кружковцы. «Изучение особенностей культуры, быта русского народа» Тематика занятий по этому направлению: Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего села (выставки). Русские народные игры. Игры народов Севера. «Великая дата в истории русского народа»Занятия были посвящены изучению событий истории, жизни и деятельности ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, живших и живущих на территории села. Обучающиеся познакомились с ветеранами и членами их семей. Проводили конкурс чтецов «Это гордое слово Победа», участвовали в шествии к могиле лётчика А.И.Ленкова, была создана исследовательская работа «Страницы из семейного альбома». В рамках этого блока проводили акцию «Поздравь ветерана» - обучающиеся изготавливали поздравительные открытки и вручали их ветеранам ВОВ и труженикам тыла 23 февраля, 9 Мая; готовили праздничную концертную программу на День Победы. Проводили акцию «Читаем детям о войне», посвященную Великой Отечественной войне. Библиотекарь прочитала вслух рассказ о Великой Отечественной войне, затем дети читали литературные произведения, посвященные событиям 1941-1945г.г., говорили о тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашей страны и о великом человеческом подвиге нашего народа, отвечали на вопросы анкеты.Проект «Дети и война». Провели цикл бесед по этой теме на занятиях клуба, кружковцы написали сочинения: «Дети и война», «Как я отношусь к войне». Изготовили стенгазету по этой же теме. Кружковцы ежегодно к 9 мая изготавливают стенгазету.«Охрана природы – дело каждого» Кружковцы познакомились с правилами поведения в природе во время экскурсий, походов. Узнали причины исчезновения и сокращения численности растений и животных и выясняли меры по их охране. Съездили на экскурсию в природоохранный заповедник г.Кандалакша.Обучающиеся активно принимали участие в выпуске стенгазет, в конкурсах рисунков, плакатов, фотографий, сочинений и в посильных практических делах – выращивание рассады, подкормка птиц. Акция «Помоги зимующим птицам» - в рамках программы учащиеся с родителями изготавливали кормушки для птиц, развешивали их в окрестностях школы, заготавливали корм.Эффективность работы клуба проявлялась в активном участии школьников в районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах краеведческой направленности. Ребята, которые принимали участие в этих конкурсах, приобретали новые навыки и умения и получали возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Работа клуба позволила собрать и обобщить материал об истории семей, о военной и трудовой истории села. Был создан электронный сборник о ветеране Великой Отечественной войны Шубёнкине Виталии Гавриловиче, проживающем в нашем селе. Данные материалы были отправлены в музей г.Кандалакша, а потом в музей г.Мурманска. Осуществляем активное сотрудничество с МБДОУ «Детский сад №43» с. Лувеньга, сельской библиотекой и сельским домом культуры, городским краеведческим музеем. Проводим совместно концерты, театрализованные представления, классные часы, подвижные игры, выставки работ декоративно – прикладного и художественного творчества дошкольников и младших школьников. Результаты работы:Обучающиеся приобрели: опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.Литература:1. Андреева В.И. и др. Полезные растения рядом с нами. Мурманск, 1991год.2. Дранишников В. История родного края. Мурманское книжное издательство, 1993 год3. Карпович А.А. Кандалакшский заповедник. Мурманск,1984. 4. Л.Пантелеева. С любовью к родному краю. Мурманское книжное издательство, 1988 год5. Разин Е.Ф. Кандалакша. Мурманск: Кн. Издательство, 1991год.6. Совхоз Кандалакшский. Кандалакша,1987.7. Ушаков И.Ф.Историческое краеведение. Мурманская область. Мурманск, 1974 год.
X

x