Всего представлено работ: 243442

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Белова Елена Анатольевна

Изучаем предлоги

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс: «Изучаем предлоги»Работу выполнила: Белова Елена Анатольевна воспитатель руппы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 367 Красноармейского района Волгограда»Цель мастер-класса: обмен опытом педагогической деятельности по формированию представления у детей о смысловом (семантическом) значении предлог, используя игровые макеты и дидактические упражнения.Задачи:Продемонстрировать коллегам приёмы формирования у детей с тяжелым нарушением речи навыка составления предложно-падежных конструкций, путем прямого показа игровых действий с макетами. Полученный новый способ деятельности отработать на самостоятельных практических действиях с макетами в игровых ситуациях.Ход проведения мастер - класса:Ориентировочно – мотивационный - Здравствуйте, уважаемые коллеги! В самом начале своего мастер- класса хочу предложить вам выполнить всего лишь одну мою просьбу (приглашается один участник по желанию)- Положите карандаш… книгу.- Ответьте мне пожалуйста , сможете ли вы сейчас выполнить мою просьбу? Конечно, нет.Комментарий: Примерно в такой же ситуации находится ребёнок, у которого в активном словаре отсутствуют некоторые предлоги либо он не определяет их смысловые значения. Думаю, что вы уже догадались, что говорить мы с вами будем о «Маленьких словах» о предлогах, которые помогают нам выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений. - Сейчас я вам зачитаю стихотворные строчки и одновременно буду раздавать карточки с «Маленькими словами» (предлогами)В - шалун всё любит прятатьПод – растяпа всё роняетНа – помощник убираетНад – летучка всё летаетУ – всё всегда про всех он знаетС – липучка ко всем липнетЗа – всё прячется друзьяК – ко всем он, в гости ходитИз - за, Из – под любопытныйМежду – вечно где-то бродитИз- как фокусник выходитВокруг и около- всегда вокруг чего то ходит- У кого желтые человечки? Поднимите карточку. У кого красные человечки? Поднимите карточку. И так, мы определили с вами две рабочие группы. По желанию вы можете пересесть поближе друг к другу или обменяться карточками.Актуализация-Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваш собственный опыт по этой теме, были ли у вас проблемные ситуации, трудности? Какими способами вы решали свои проблемы?Комментарий : Выслушав вас, поделюсь своими проблемами, с которыми я столкнулась. У детей с общим недоразвитием речи имеется период, в течение которого все предлоги опускаются. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам, поэтому дети, долго могут, то опускать предлог, то заменять его на другой, то употреблять его. В структуре предложения может сохраняться порядок слов, но отсутствовать морфологические средства связи между словами. Чаще всего в активном словаре детей могут отсутствовать предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Дети не могут понимать их пространственное значение, но в устной речипроизносят их как: НА, ПА, ИЗ . Так как же научить ребенка правильно употреблять предлоги в своей речи? Какие цели и задачи и способы мы с вами сегодня определим?ЦелеполаганиеПроводится игровое упражнение «Маленькие слова потерялись» педагог прячет свою карточку за спину и придумывает предложение, опуская предлог, указанный на его карточке ( положи пирамидку …куклой ; мальчик подошел…школе; Катя положила книгу…шкаф) Участники в ходе игры участвуют в постановке цели и задач занятия. Предлагают дать им возможность поработать с предлагаемым материалом, получить практический навык. Комментарий: Да, действительно сложно понять смысловое значение предложение без предлогов! С помощью этой игры мы еще раз убедились в важности и значимости темы, ради которой мы сегодня собрались .Сегодня мы с вами обязательно обменяемся своим опытом по обучению детей предложным конструкциям и отработаем новые способы деятельности на самостоятельных игровых упражнениях.Информационно – деятельностный.Свою работу по формированию предложных конструкций у детей осуществляю в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, развития связной речи. Так как дети с нарушениями речи часто воспринимают предлог как часть слова, то игры, предлагаемые им на занятиях для усвоения предлогов, организовываю так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что оно, хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово; замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие предметов. Приёмы в своей работе использовала разные (картинки ,графические схемы, словесные игры) а остановилась на использовании игровых макетов ,которые помогли мне создать такие условия, чтобы детям было как можно легче понять смысл предлога и закрепить его не только в слухоречевой, но и зрительной памяти. Дети на наглядно- действенной основе вводят в речевую практику различные предлоги.Предлагаю посмотреть игровые макеты «Мой город», «Дом куклы», «Север»Комментарий: К каждому макету подбирается набор предметов (игрушки, животные, мебель, посуда и тд.). Заранее пишутся «сценарии» рассказов с тщательно продуманными вопросами к детям во время игры. Вопросы подбираю так , чтобы как можно больше предлогов приходилось детям проговаривать в ответе.Например:Игровое упражнение «Путешествуем по городу на автобусе» (На игровую площадку, приглашаются педагоги с разноцветными карточками-человечками , становятся вокруг макета.)Мастер начинает рассказ, последовательно передвигает предметы и дает игровые задания участникам:Начинаем увлекательное путешествие на автобусе.(на вопрос отвечает тот участник, у которого есть на карточке нужный для ответа предлог)-Куда подошли пассажиры?- Пассажиры подошли к остановке.-Где ожидают автобус пассажиры?- Пассажиры ждут на остановке.-Где остановился автобус?- Автобус остановился возле остановки.-Куда повернул автобус?- Автобус повернул направо.-Перед чем остановился автобус?- Он остановился перед железной дорогой.-Через что переехал автобус?-Автобус переехал через железную дорогу.Вдруг водитель увидел собаку.-Где сидит собака?- Собака сидит на дороге.Водитель подал сигнал.-Где спряталась собака? - Собака спряталась за домом.Автобус поехал дальше.-Перед чем остановился автобус? - Автобус остановился перед фонтаном.-Куда дальше поехал автобус? - Автобус поехал вокруг фонтана.-Где остановился автобус?- Автобус остановился у магазина.-От чего отъехал автобус?- Автобус отъехал от магазина.-Где остановился автобус? - Автобус остановился перед мостом.-Через что переехал автобус? –Автобус переехал через мост.А в это время загудел паровозик.-Как передвигается паровозик?- Паровозик едет по рельсам. -Куда поехал паровозик?- Паровозик поехал под мост.-С чего спустился автобус?- Автобус спустился с моста.-Куда вернулись пассажиры после путешествия?- Подъехали к остановке.После окончания игры предложить участникам проанализировать свои действия, что понравилось, что не понравилось , что хотели бы взять на заметку для себя.Разминка для участниковПоднимите руки над головойПоставьте руки на поясПоложите руки за головуПоложите руки на плечиСпрячьте руки за спинуПоложите руки на лобПоложите ладони у левого ухаПоложите ладони у правого ухаПоложите руки под подбородокПоложите руки на животКомментарий: Предлагаю вам еще одно игровое упражнение вам, здесь как усложнение ребенок самостоятельно действует с предметами (составляет свои словосочетания, предложения, рассказы) . С помощью наглядной опоры (игрового макета) ребенок легко справляется с заданием. Сначала он демонстрирует действия, наблюдая за ними по следам демонстрирования, составляет высказывание, а планом высказывания служит порядок его действий. Давайте и мы с вами попробуем составить высказывания (словосочетания, предложения) с помощью игрового макета «Дом куклы».Игровое упражнение «Скажи, что где находиться?» Участник называет предлог (на) нарисованный на карточки, берет нужный предмет, проделывает действия и составляет предложение (Котенок лежит на коврике). По такому же сценарию выполняют остальные участники.-Ваза стоит на столе.-Конфета лежит в ящике. -Мяч закатился под стол.-Коврик лежит возле камина и тд.Комментарий: Мы с вами поиграли, что почувствовали вы, когда демонстрировали свои действия сами? Как, вы думаете, легко ли будет ребенку составлять предложение, используя такой макет? Или вы всё-таки сомневаетесь в этом. Что вы нового, интересного можете предложить нам, используя игровой макет.Педагоги обмениваются мнениями, впечатлениями друг с другом.5 этап рефлексивный Упражнения, представленные в сегодняшнем мастер- классе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героями, предметами,а на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения. С помощью игровых макетов: дети учатся выделять предлог как слово, зрительно запоминают действенный образ предлога, самостоятельно без особого труда составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Игровой макет является объектом постоянного внимания и активной умственной деятельности детей, что создает основу для выработки понимания смыслового значения предлога. Дети учатся понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, учатся дифференцированно использовать предлоги в речи. Такая подача материала эффективна и при индивидуальных трудностях в обучении предложным конструкциям. Завершая, мастер-класс, я хочу у вас спросить. Что нового открыли для себя? Какие знания уточнили? Что понравилось? Получили ли вы то, что ожидали? Что бы вы хотели использовать в своей работе из полученного опыта?Я буду рада, если вам понравилось, и вы будете использовать игровые макеты в своей практической работе с детьми по обучению предложным конструкциям. Спасибо за внимание!Используемая литература.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.- М.: Издательство «Гном и Д»,2006.
X

x