Всего представлено работ: 242011

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Никульшина Наталья Дмитриевна

Педагогический проект "Уфа-город мой"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 262 городского округа город Уфа Республики БашкортостанПроект на тему:« Уфа – город мой!» для детей старшей группы Разработала воспитатель Карасевич Елена ВладимировнаУфа, 2017 г.Проект: «Уфа – город мой!».Разработала воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 262 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Карасевич Елена ВладимировнаСтаж работы: 27 лет«Я узнал, что у меня Есть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле-каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое родное». В.ОрловУсловия возникновения. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В.А.Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своего города. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.Актуальность. Актуальность создания данного проекта заключается в процессе обновления содержания дошкольного образования по региональному компоненту. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. ФГОС дошкольного образования (утвержден 17.10.2013г. № 1155) предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому содержание работы с детьми включает региональный компонент: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, традициями и культурой родного края. Ознакомление дошкольников с родным городом - одна из задач патриотического воспитания – это знакомство с историей города, своего народа, с культурой башкирского народа, его обычаями и традициями. Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.Вид проекта: познавательно-информационный, коллективный.Тип проекта: долгосрочный (9 месяцев)Сроки реализации: с 01.09.2017г.- 31.05.2018г.Направление проектной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.Место реализации проекта: старшая группа №3 «Колокольчики», МБДОУ Детский сад № 262 г. Уфа.Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях. Родители мало рассказывают детям об истории города, недостаточно обращают внимание на его красоту и непохожесть на другие города.Цели проекта: Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, природой. Воспитывать гражданина и патриота своего города, формирование нравственных и культурных ценностей.Задачи проекта: С детьми:Рассказать детям об истории возникновения нашего города.Формировать интерес к прошлому и настоящему города Познакомить с символикой нашего города флаг, герб, гимн города. Расширять представления о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.Воспитывать любовь и привязанность к своему родному городу, чувство гордости за своих земляков, чувство гордости за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.С родителями:Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность ребенком в условиях семьи и детского сада;Развивать интерес к знанию истории и жизни родного города;Образовательные области: • Социально-коммуникативное развитие:формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.• Познавательное развитие:любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, о малой родине и Отечестве (представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках);• Речевое развитие:обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;• Художественно-эстетическое развитие:развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)Формы деятельности:- беседы,- выставки детских рисунков, фотографий (подготовленных совместно с родителями),- интегрированные занятия,- дидактические игры, - беседы, - рассматривание фотографий, иллюстраций,- праздники- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен,- посещение памятных мест, совместно с родителями, - просмотр мультимедийных презентаций, виртуальные экскурсии по Уфе.Ожидаемый результат:1. Освоение доступных знаний об истории родного города.2. Активное участие детей в различных видах деятельности.3. Проявление чувства гордости, любви к своему родномугороду.Этапы реализации проекта.1 этап - подготовительный1. Выбор темы проекта, названия2. Формулирование задач и цели проекта3. Подбор методической, справочной и художественной литературы по тематике проекта4. Подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта.5.Мониторинг детей по образовательной области «Познавательной развитие» (региональный компонент).2 этап- основной этап. Предусматривает реализацию проекта, через различные виды деятельности детей и формы организации.Перспективный план работы по проекту «Уфа – город мой!»№МесяцМероприятия1.СентябрьООД по познавательному развитию (родной край) «Родина моя – мой Башкортостан!».ООД по познавательному развитию (родной край) «Мой родной город Уфа!».Беседы: «Наш город Уфа», «История возникновения города».Речевое развитие стихотворение «Уфа-столица Башкортостана» М. Сюндюкле – заучивание.Речевое развитие заучивание стихотворения «Здравствуй родина моя» В. ОрловРассматривание альбома «Символика Башкортостана».Рассматривание альбома «Уфа – жемчужина Башкортостана».Познавательное развитие (конструирование) «Город у реки» - строительный материал. Познавательное развитие (конструирование) «Разные дома нашего города» - знакомство с архитектурой города, конструирование из LECO.Физическое развитие: башкирская игра «Улетели-улетели». 2.ОктябрьООД по познавательному развитию (родной край) «Моя республика и ее столицаИнтегрированное ООД «Я край родной познать хочу».ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Флаг и герб Уфы». Рассматривание альбома «Символика Уфы»Речевое развитие – стихотворение «Наш дом» В. Степанов – заучивание.Художественно-эстетическое развитие музыка) – слушание песни Кадыра Даяна «Хороша Уфа столица».Беседа «Почему наш город так называется?» - знакомство с легендой о названии города.Дидактическая игра «Картинки об Уфе» - собрать картинку из частей.Физическое развитие – башкирская игра «Белый хлеб».Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Любимый уголок моего города» (совместно с родителями».Рассматривание карты Башкортостана, Уфы. Знакомство с реками, огибающими наш город.Художественно-эстетическое развитие чтение отрывков из книги «башкирское народное творчество»: «Караидель», «»Агидель и Аик», «Агидель и Караидель».Познавательное развитие конструирование «Мосты над реками Уфы» - строительный материал.Развлечение «Осень в городе».3.НоябрьООД Познавательно-речевое развитие «Жилище башкирского народа».ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Автобус, украшенный флажками, едет по улицам Уфы».ООД по познавательному развитию – конструированию «Флаг Уфы» (из картона и цветной бумаги, коктейльной трубочки).Рассматривание альбома (набор открыто) «Знаменитые места нашего города». Беседа «Обычаи и заповеди наших предков».Беседа – рассматривание альбома «Кто живет в Уфе?»Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие (музыка) заучивание «Хороша Уфа столица» Кадыр Даян. Речевое развитие - чтение стихотворения «Я живу в Уфе» Н. Грахов.Дидактическая игра «Реставраторы» - собрать картинку из частей.Познавательное развитие - посещения мини- музея башкирского быта (в детском саду).Физическое развитие – игра «Юрта».4.ДекабрьООД по познавательному развитию «Район, в котором мы живем».ООД по познавательно –речевому развитию «мы по городу идем».Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие стихотворение «Зима пришла» Берьян Баимов– заучивание.Беседа - рассматривание альбома «Достопримечатель -ности Калининского района г. Уфы».Художественно-эстетическое развитие (музыка) – слушание «Гимн Калининского района г.Уфы» автор Ю.Шитов.Дидактическая игра «Кто живет в Уфе?».Дидактическая игра «Собери картинку с видами Уфы».Физическое развитие башкирская игра «Стрелок».Посещение Дворцов культуры (совместно с родителями)5.ЯнварьООД по познавательно-речевому развитию «Зима в творчестве башкирских художников».ООД «Уфа – город мой. Знакомство с музеями города». Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие стихотворение «Зима» Хабибулла Гарипов – заучивание.Речевое развитие «Город в котором я живу» - составление рассказов.Рассматривание фотографий «Старая и новая Уфа».Виртуальная экскурсия по Национальному музею Башкортостана (слайд – шоу)Просмотр компьютерной презентации (фотоколлажи сделанные родителями совместно с детьми) «Любимые уголки моего города».Физическое развитие башкирская игра «Джигиты».Посещение Дворца спорта и Уфы –Арены (совместно с родителями).6.ФевральООД по познавательному развитию «Памятники воинам – землякам погибшим в годы ВОВ».Рассматривание иллюстраций о ВОВ.Рассматривание альбома «Наши земляки – герои ВОВ.Просмотр компьютерной презентации о героях земляках, прославивших нашу малую Родину в годы ВОВ.Беседа «Салават Юлаев – национальный герой».Речевое развитие - художественно – эстетическое развитие чтение рассказа «Салават» Степан Злобин.Беседа «Что я знаю о моем родном городе?»ООД «Физическое развитие башкирская игра «Липкие пеньки».Игра «Продолжи фразу о городе».7.МартООД художественно-эстетическое развитие (рисование) «Вот эта улица».Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие «Буду, как мама» Гариф Гумер - заучивание.Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие «Моя бабушка» Абдулхак Игебаев (перевод Н.Грахова) – заучивание.ООД по познавательно-речевому развитию «Башкирский праздник Каргатуй».Беседа «памятники знаменитым людям Уфы (Башкортостана).Беседа «Я шагаю по Уфе» (улицы города).Конструирование «Улица города».Речевое развитие «Каким хочу я видеть свой город в будущем».8.АпрельБеседа «Чем мы можем помочь родному городу?».Компьютерная презентация «Парки нашего города».Речевое развитие «Как я люблю гулять в городском парке» - составление рассказов из личного опыта.Речевое развитие – художественно – эстетическое развитие чтение стихотворения «Уфа» Гилемдар Рамазанов.Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие стихотворение «Прилетай» Мустай Карим – заучивание.Беседа «Имена в названиях улиц».Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город».Посещение Уфимского планетария (совместно с родителями).Дидактическая игра «Кто подберет больше слов о городе».9.МайПросмотр видеофильма «Детям о войне».Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие стихотворение «Дедушка» Фаузия Гарипова (перевод Н.Грахова) – заучивание.Художественно-эстетическое развитие – познавательное развитие чтение произведений о ВОВ.Рассказ о подвиге А.Матросова и М.Губайдуллина.Рассказ о подвиге Н.Гастелло.Речевое развитие – художественноэстетическое развитие чтение стихотворения «День Победы» А.Игебаев.Речевое развитие – художественно-эстетическое развитие чтение стихотворения «Откуда родом ты?» Фаузия Гарипова.Художественно-эстетическое рисование «По дорогам фронтовым».Экскурсия родителей совместно с детьми в Парк Победы, к памятникам героям ВОВ, возложение цветов у вечного огня.Викторина «Кто лучше знает свой город»Итоговое ООД «Экскурсия по Уфе».Работа с родителями:Консультация «Как мы формируем патриотические чувства у детей».Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация «Нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста».Консультация «Как знакомить детей с городом».Совместные экскурсии родителей совместно с детьми по городу.этап – заключительный, итоговый.1.Подведение итогов и результатов проекта.2.Мониторинг детей по образовательной области «Познавательной развитие» (региональный компонент).3.Презентация проекта.4.Выставка фотографий (фотоколлажей) «Любимый уголок моего города».Вывод: Знакомство дошкольников с родным городом — важная составная часть нравственно-патриотического воспитания. Сложность решения этой задачи связана с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — всё лишь зарождается: и гуманизм, и чувство собственного достоинства, и любовь к своей малой родине. Тем не менее, работу по ознакомлению с городом, воспитанию любви и привязанности к нему, формированию потребности сохранять, оберегать чистоту и красоту его проводить необходимо. Сразу хотелось бы отметить, что дети с большим удовольствием принимали участие во всех перечисленных видах деятельности, явно наблюдался искренний интерес и эмоциональная отзывчивость детей. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной — процесс длительный и сложный. Поставленные задачи необходимо в дальнейшем включать в систематическую работу с детьми: на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности детей. Только в этом случае можно достичь положительных результатов в данном направлении.Список литературы:1. О.Д.Смирнова «Метод проектирования в детском саду».2. Н.П. Битютская «Система педагогического проектирования» - методическое пособие (Опыт работы, проекты).3.Е.А.Рязанцева «Проекты в ДОУ» - методическое пособие (Практика и обучение детей 3 – 7 лет).4. Н.В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом».5. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».6. «Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию» под редакцией О. Мударисовой, Е. Рубцовой.7.Р.А.Агишева «Я – Башкортостанец!» - программное руководство по работе с детьми дошкольного возраста 8.Р.А. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина «Я познаю – Башкортостан» - учебная хрестоматия.9.Р.А.Агишева «Я познаю Башкортостан» (дидактические игры) –учебно-практическое пособие.10Р.А. Агишева «Фольклор и культура Республики Башкортостан».11. М. Идельбаев, А. Сулейманов «Живые родники».12. Н. Семенова «В родном краю», «Литература Башкортостана».13. Интернет – ресурсы.
X

x