Всего представлено работ: 243835

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Веретенникова Елена Юрьевна

Система работы по развитию речевой деятельности

скачать документ

Вернуться назад

Веретенникова Елена Юрьевна, МБОУ г.Иркутска СОШ №38,учитель начальных классовСИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Первые годы обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению.Что же мешает младшему школьнику быть успешным в освоении учебного материала?Причин много:недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.);плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации;очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением);искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»);низкая готовность к нагрузкам (непременная составляющая письма);узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.).Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.Как разрешить эти проблемы?Ушинский писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика, или сильно врезавшийся в его память, сам собою, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она неполна, приводит её в естественную систему, если она расположена не логически. Для первых упражнений необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в  слово». Он видел наглядность в упражнении наблюдательности, логичности и в уменье верно выражать в словах свои наблюдения и делать из них логические выводы.      Язык неразрывно связан с мышлением и служит важнейшим средством человеческого общения.    Поэтому  необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.Необходимо:1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности(предметных рисунков, картинок из жизни детей и природы) Очень удачно используется для развития устной и письменной речи тематика, связанная с природными явлениями, метод сравнения.    Например, можно провести сравнение кустарника и дерева по существенным признакам.      Прежде всего, обратить внимание на ствол дерева. Рассмотреть ветки и их расположение. (Ветки дерева отходят от ствола в разные стороны и образуют у каждого дерева особую крону). Затем рассмотреть куст. Ветки системы куста идут от земли и кроны не образуют. Это и составляет существенные отличительные признаки куста и дерева. Наличие такой работы помогает делать обобщающие выводы - чем  отличается дерево от куста.      После этого можно дать описание дерева.Хвойное или лиственное дерево.  Внешний вид (ствол, расположение веток, листья, плоды и т. д.).      Сравнение можно проводить и в процессе чтения.  Во время экскурсий предложить прислушаться к звукам природы. Осенью листья шелестят так, как никогда не шелестят летом. Весной послушать журчанье ручьёв, бульканье воды; летом - щебетанье птиц, жужжанье пчёл и шмелей. После следует с детьми вспомнить, что они видели и слышали на экскурсии.      Дети - мастера подражать. Подражание - тоже путь к развитию мышления и языка ребёнка. Подражательная способность детей заставляет учителя с особенной ответственностью подойти и к своей речи. Ученик подражает речи учителя. Вот почему речь учителя она должна быть грамотна и литературна. Содержание речи должно строго соответствовать умственному развитию детей. Язык учителя должен быть точный, ясный, простой.2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов. на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и др.).3. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.4. Развивать все виды речевой деятельности в комплексе средствами различных предметов, т.е. использовать задания на развитие умений речевой деятельности не только на уроках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, но и на других занятиях. Нельзя отбивать у ребёнка желание говорить и высказывать своё мнение, иначе вырастет пассивный слушатель, который не стремится делиться своими мыслями и эмоциями.
X

x