Всего представлено работ: 244215

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Дорошко Елена Сергеевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у зимних месяцев» с использованием мнемотаблицы.

скачать документ

Вернуться назад

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе «В гостях у зимних месяцев». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.Задачи:Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);Учить детей подбирать однородные определения к словам; Активизировать в речи глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима», активизировать употребление однокоренных слов.Развивающие: Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к родной природе.Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.Оборудование: картинки на зимнюю тему; мнемотаблицы для составления рассказа « Пришла зима»; «снежок», «снежки»- ватные диски; сундучок; корзина с угощениями.Ход занятия:Организационная часть.  Психологический настрой «Подари улыбку».– Ребята, встаньте в круг. У нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, что это? (снежок).– Как вы думаете, какой он? ( волшебный).– Да, снежок волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают снежок).Вот снежок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Снежку, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми.Речевая разминка.– Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,Ги-ги-ги – нам снежок помоги.Раз, два, три, четыре, пять –Можно сказку начинать»(отодвигается ширма, а за ней – волшебный сундучок).Основная часть.- Знаете ли вы, сколько времен года? (четыре – зима, весна, лето, осень)- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)-Назовите их. (Январь, февраль, март, апрель, май…..)Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной стране была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой девочке идет речь? Где же это случилось? (Сказка «Двенадцать месяцев») Кто автор этой замечательной волшебной сказки? (С. Я. Маршак)- Как вы думаете, можно собрать подснежники в зимнем лесу, в январе?- Почему нельзя? (Размышления детей)- Что бывает зимой?- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).- Что такое зима? (Время года)- Сколько всего зимних месяцев? Как их называют? (Декабрь, Январь, Февраль)Предложить детям несколько раз назвать зимние месяцы.На мольберте картины о декабре, январе, феврале.Рассказ воспитателя о декабре, январе, феврале.- Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы.В декабре, в декабреВсе деревья в серебре.Нашу речку, словно в сказке,За ночь вымостил мороз,Обновил коньки, салазки,Елку из лесу принес.Январь – первый месяц года и второй месяц зимы.Открываем календарь-Начинается январь.В январе, в январеМного снегу на дворе.Снег – на крыше, на крылечке.Солнце в небе голубом.В нашем доме топят печки,В небо дым идет столбом.Февраль – последний месяц зимы.Дуют ветры в феврале,Воют в трубах громко.Змейкой вьется по землеЛегкая поземка.- Ребята, а какой характер у зимних месяцев? (ответы детей: суровый, холодный, снежный, ледяной и т.д.)- Настало время погостить у нас зимним месяцам.Они подготовили для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Если вы готовы, присядьте поудобнее, и начнем!- Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный сундучок. Ой, он не открывается!Надо сказать волшебные слова, чтобы сундучок открылся. Повторяйте за мной:«РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пораСундучок, сундучок, открывай свой бочок».Из сундучка воспитатель достает корзину со снежками.- Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам)Задание. Назовите как можно больше слов, которые отвечают на воросы - какой? какая?- Начинаем:ЗИМА (какая?) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная.СНЕГ (какой?) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.ЗИМНИЙ ДЕНЬ  (какой?) – ясный, короткий, морозный.ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный.МОРОЗ какой? - трескучий, ледяной.СНЕЖИНКА (какая?) - искристая, пушистая, холодная.- Молодцы, назвали много разных слов, и поэтому горка получилась высокая.(Воспитатель заглядывает в сундучок)- А здесь еще что-то лежит. (Достается конверт с заданием)Зимние месяцы хотят, чтобы мы помогли им закончить фразу.Игра «Закончи фразу»Скрипит под ногами зимой….(снег),морозный…. (день),замерзла…. (река),снежная…. (зима),ударили (морозы),дует ледяной …. (ветер),хрустит…. (снег),скользкая…. (дорога),холодное….(утро) ,метет (метель).- Какие вы молодцы!- А месяцы приготовили нам еще одну игру «Слова-родственники». (образование однокоренных слов к слову « СНЕГ»)Тихо, тихо как во сне падает на землю СНЕГС неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИВот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАДВот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАДСнежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ(снег ласково)Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕСловно для холодной королевы они СНЕЖНОЙКто же это? СНЕГОВИКРядом снежная фигура-это девочка СНЕГУРКАНа снегу то посмотри с красной грудкой СНЕГИРИНа хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТНабирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОДСловно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ.- Какие слова похожи на слово снег? (дети называют слова, родственные слову «Снег»)-Чем они похожи? (одинаковый первый звук, часть слова тоже одинаковая)-Как мы их назовем? (слова-родственники)- Молодцы ребята! Вот сколько слов вы назвали. А теперь, детвора, ждет вас зимняя игра «Мороз, Снежинка и Пурга»! Если я скажу "Мороз" - стой, как будто ты замерз! Если я скажу "Снежинка" - все кружитесь, как пушинки! Если я скажу "Пурга" - разбегайтесь кто куда! - Молодцы! Все ловкие, быстрые и внимательные!Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблице.- А сейчас я предлагаю вам составить для зимних месяцев рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка - это новое предложение. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о зиме.Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.И закончить рассказ: Я люблю зиму!(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам о зиме)Подведение итогов- Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям - месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю.Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»(ширма ставится на место)- Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?- Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение – корзину со сладостями.
X

x