Всего представлено работ: 243433

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Дмитриенко Тамара Алексеевна

Проект "Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования"

скачать документ

Вернуться назад

Проект «Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования».Выполнила: Дмитриенко Тамара Алексеевна.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» село Черниговка (МБДОУ Д/С №2).Должность: воспитатель.«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь н первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский Тип проекта: долгосрочный.Пояснительная записка.Актуальность.Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее учителем начальной школы на первой ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.Понятие преемственности практикуется широко как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности. Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе, взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, положительное отношение к детям, понимания их потребностей, мотивов, особенностей поведения.Цель проекта:Обеспечить плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Реализация цели преемственности двух смежных возрастов – создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьному обучению, развивать его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.Сформировать желание учиться и элементы учебной деятельности. Это развитие тех форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни.Задачи проекта дошкольного учреждения:Обеспечение охранительной функции процесса обучения - недопустимость умственных перегрузок, использование здоровье сберегающих технологий, поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности;Организация процесса обучения и развития детей на этапе пред школьного образования с учетом его само ценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка;Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным;Формирование знаний об окружающем мире, как основы развития деятельности восприятия, коммуникации, познания (игры);Развитие возрастной компетентности в сфере отношений к миру, людям, развитие умений сотрудничества.Задачи начальной школы:Осознание, принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром;Формирование обще учебных и предметных умений, навыков, желание и умение учиться, интеллектуальная готовность к образованию на следующем этапе;Готовность к взаимодействию с миром, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества;Совершенствование достижений дошкольного периода, индивидуализация процесса обучения.Предполагаемые результаты для детей:Развитие ведущей деятельности каждого периода как важнейшего факта психологического и личностного развития ребенка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования. Формирование психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей. Привитие ребенку интереса к познанию окружающего мира, уметь думать, осмысливать увиденное и услышанное, планировать свои действия, дорожить временем. Уметь слушать окружающих, уважать чужое мнение, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать с желаниями других людей-детей и взрослых, стремиться реально оценивать свои действия и достижения. Развитие нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативы, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца.Физическая готовность - состояние здоровья, уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, включая развитие двигательных навыков и качеств, физическую и умственную работоспособность. Для педагогов:Изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы;Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;Личностный и профессиональный рост;Самореализация.Участники проекта:Воспитатели, учителя, дети, родители.Формы работы с детьми:НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, просмотр презентаций по теме игровая деятельность: подвижные дидактические игры, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, экскурсии. Показ спектаклей, организация концертов, посещение музея школы, школьной библиотеки, спортивного зала, актового зала, беседы и встречи с учащимися школы.Этап подготовительный.Ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику обсуждения критериев портрета выпускника, поиск путей их размещения.Изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы.Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий).Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).Этап практический.Родительский всеобуч по теме «Готовность к школе»; «Школа здоровья»; «Развиваем самостоятельность»; «Почему учиться трудно»; «Как помочь своему ребенку». Помощь родителям сформировать готовность к школьному обучению, снять трудности адаптации в новой для ребенка социальной среде.Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно - образовательной деятельности, уроков).Открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе, участие в педагогических советах. Взаимное консультирование.Темы совместных педсоветов:«Факторы успешной адаптации ребенка к школе»; «Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации программы «Школа 2100»;Круглый стол на тему:«Разработка единой модели выпускника»; мастер-класс «Введение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ и начальной школы».Проведение выставок педагогических идей, семинаров-практикумов, бесед.С детьми провести беседы о школе, учителях, рассматривание школьных принадлежностей, придумывание загадок о них, разгадывание ребусов. Особая роль отводится игровой деятельности, через развивающие игры и упражнения на развитие памяти, мышления, речи, словесные и дидактические на школьную тематику, конструктивные, сюжетно - ролевая игра «Школа». Экскурсии в школу, школьную библиотеку, спортивный зал. Знакомство с классом, историей школы, рассматривание школьных фотографий своих родителей. Совместные со школьниками праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы, совместная социально - значимая деятельность: субботники, акции.Этап заключительныйПроведение дня открытых дверей. Показ концерта, спектакля. Выставка детских подделок. Рассказы выпускников о школе будущим первоклассникам.Полученный результат реализации проекта:Обеспечение создания системы непрерывного образования с учетом сохранения самооценки каждого возрастного периода развития ребенка, готовность к школьному обучению, формированию у будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению.Установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы - необходимое условие успешного решения задач преемственности.Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Я.А. ВенгерПриложениеМатериал из лекций Пежемской Е.И. ст. преподавателя кафедры ДиНо.
X

x