Всего представлено работ: 244056

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Полшкова Елена Викторовна

Методические рекомендации по оформлению физкультурного уголка в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

УГОЛОКФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫО пользе физкультуры для детей Физкультура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений в росте и развитии детского организма. А ведь уже на первом месяце жизни нужно, а часто даже крайне необходимо позаботиться о физкультуре младенца. Среди родителей бытует ошибочное мнение, что физическая культура как таковая начинается как минимум в детском саду, а то и в школе. Но процесс становления всех систем организма происходит значительно раньше, и физические упражнения в нем очень важны. Кроме того, дети никогда не могут усидеть на месте, ими постоянно крутит-вертит, они бегают, прыгают, резвятся. И все потому, что из-за физиологических особенностей этого возраста просто не могут иначе. Для ребенка противоестественно сидеть на месте и заниматься исключительно спокойными играми. А ведь такое баловство – это тоже физкультура. И вместо ругать и угомонять свое чадо, помогите ему направить энергию в нужное русло. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Необходимо сознательно подходить к этому вопросу и не умалять его важности. Помните, что особенно важны занятия физкультурой для недоношенных детей, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, часто болеющих, малоподвижных, для детей с отсутствием аппетита или какими-либо физическими и психологическими отклонениями. Итак, физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, а также массаж. Учтите, что их необходимо уметь проводить правильно, поэтому попросите своего врача показать вам соответствующий комплекс. Особенно это касается детей, имеющих проблемы со здоровьем: педиатр должен учесть потребности ребенка, его болезнь, возраст и другие нюансы. По мере взросления ребенка упражнения станут более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. В любом случае, к двум годам ребенок должен начинать свой день с утренней гимнастики. Делайте зарядку вместе со своим малышом – так будет веселей, да и приучить ребенка к физической культуре значительно легче на своем собственном примере. Упражнения должны включать в себя бег, ходьбу, приседания, прыжки, лазанье, метание, развитие координации движений и удерживания равновесия. Имейте ввиду, что ребенок в раннем возрасте быстро устает, но так же быстро и восстанавливается. Поэтому занятия физкультурой должны проходить с перерывами на отдых. Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить:улучшает обмен веществ;регулирует состав крови;благоприятно влияет на физическое и психическое развитие;тренирует сердечно-сосудистую систему;является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и так далее);повышает иммунитет;способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию;учит самодисциплине и развивает полезную привычку;улучшает внимание и познавательные способности детей. Прививайте детям любовь к физкультуре и привычку заниматься ею с раннего возраста. Станьте им достойным примером для подражания. И будьте здоровы!ЗарядкаУтром сплю в кроватке сладко,А по радио с утраНачинается зарядка,Значит, мне вставать пора!Встану прямо, ноги ширеРуки кверху потяну.Тишина во всей квартире –Нарушаю тишину.Раз, два, три, четыре, пять –Вслух приходится считать.Посмотрю по сторонам,Мама тут, а папа там.Вслух со мной они считают,Упражненья выполняют.Все здоровы, все в порядкеНаклоняться нам не лень.Хорошо, когда с зарядкиНачинаешь каждый день!(Е. Яхницкая)ЗарядкаПо порядкуСтройся в ряд!На зарядкуВсе подряд!Левая!Правая!Бегая,Плавая,Мы растемСмелыми,На солнцеЗагорелыми.Ноги нашиБыстрые,МеткиНаши выстрелы,КрепкиНаши мускулыИ глазаНе тусклые.По порядкуСтройся в ряд!На зарядкуВсе подряд!Левая!Правая!Бегая,Плавая,Мы растемСмелыми,На солнцеЗагорелыми.(А. Барто)Вот так Хомка! Хомка-хомячокХомка, хомка, хомячок,Полосатенький бочок.Хомка раненько встаёт:Шейку моет, глазки трёт.Подметает Хомка хаткуИ выходит на зарядку.Раз, два, три, четыре, пять —Хомка хочет сильным стать. О пользе утренней пробежкиЯвился в дом к Петрову грипп,Чтоб заболел он и охрип,Чтоб затемпературил,Таблеткозамикстурил.Тук-тук,– Скажите, где Петров?– Петрова нет с шести часов,Он на пробежке в сквере, –Сказали из-за двери.Тогда грипп выбежал во дворИ в сквер залез через забор,И побежал по лужам,Ему Петров был нужен.Бежал, бежал, устал, промок,догнать Петрова он не смог.Уселся на дороге,Да и простыл в итоге.Ну, а Петров, а что Петров?Петров по-прежнему здоров!(В. Бредихин )Радость бегаЯ бегом наслаждаюсь.Бегу, бегу, бегу!Земли едва касаюсь,Как будто я лечу!Свободные движенья,Мне дышится легко.В отличном настроеньеБегу я далеко.Мне горизонт маячитИ солнце с высоты,Желая мне удачи,Льёт тёплые лучи.И наполняет силойМеня волшебный бег.Какой же я счастливый –Бегущий человек!(А. Мальцев ) Летняя физкультурнаяЗолотым, горячим светомСолнце брызнуло на нас,На лужайке тёплым летомФизкультура началась.Ну-ка, обруч покатаем,Он – от нас, а мы – за ним,Поспеваем, подгоняем,Только падать не дадим!Через прыгалки поскачемПо дорожке далеко.Не сумел бы даже мячикТак подпрыгнуть высоко.Мы на солнце загорели,Стали все, как шоколад,Даже мамы еле – елеУзнают своих ребят.(О. Высотская) Раз! Два!Мы зарядкой заниматьсяНачинаем по утрам.Пусть болезни нас боятся,Пусть они не ходят к нам.Раз – два,Шире шаг!Делай с нами так!Широко раскинул веткиВозле дома старый клён.Выгнул спину кот соседкин –Физкультуру любит он.Раз – два,Шире шаг!Делай с нами так!Птица крылья расправляет,Просыпаясь на заре.Мишка лапы разминаетУ берлоги на ковре.Раз – два,Шире шаг!Делай с нами так!(В. Викторова)ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ«Поезд с грузом»Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону. "Светофор"Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный. «Стройка»Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки. «Медведь и пчелы»- Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). - Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону. Слова воспитателя: Полетели пчелки собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу) Слова детей-пчелок: Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя) «Мы – портные, мастерицы»- Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх) Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть) Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя) Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы) Для начала мы замерим, (руки вперед - в стороны) Сколько нужно ткани нам, - Раскроим и вновь проверим, (наклоны в стороны, руки на пояс) - Не мало ли будет вам. Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы») - И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой) А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь) Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –Вот теперь-то можно точно (руки на пояс, поворот вокруг себя) - Нарядиться – и на бал! Полюбуемся – всё прочно (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку) - И красиво сшито вам.«Над волнами чайки кружат»Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя. А над морем – мы с тобою. (Дети машут руками, изображая полет чаек, бегаю врассыпную по ковру) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети садятся на колени, соединяют руки за спиной, поочередно отрывают ступни ног от пола в быстром темпе)Остров «Поиграй-ка»Дети стоят полукругом, воспитатель задает вопросы и кидает мяч. Высокий - … Маленький - … Широкий - … Мелкий - … Один карандаш – много … Скажи ласково слово - мама, солнышко и т.д. БабочкаСпал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)Бегут, бегут со двораБегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)БелкиБелки прыгают по веткам.Прыг да скок, прыг да скок!Забираются нередкоВысоко, высоко! (Прыжки на месте.)Будем в классики игратьБудем в классики играть,На одной ноге скакать.А теперь ещё немножкоНа другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА«ДОЖДИК» Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, пра вая— с большого пальца.)Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу паль чиками обеих рук.)Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальчикамиА куда ему спешить? обеих рук по столу.)Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то «По газону не ходить!» кулачками по столу.)Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши) — Ох! (Один хлопок.)И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)Газон засох.«ОВОЩИ»Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками Хозяйка с базара домой принесла по столу.)Картошку, (Загибают по одному паль чику.) Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. (Хлопок.)Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные ударыКто лучше, вкусней и нужней на земле, кулачками и ладонями.)Картошка? (Загибают пальчики.) Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла?Ох! (Хлопок.)Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладониИ ножиком этим крошить начала по столу.)Картошку, (Загибают по одному паль чику.) Капусту, Морковку,Горох, Петрушку и свеклу.Ох! (Хлопок.) Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают Кипели, кипели в крутом кипятке крест-накрест на столе.)Картошка, (Загибают по одному паль чику.) Капуста, Морковка,Горох, Петрушка и свекла.Ох! (Хлопок.)И суп овощной оказался не плох! (Показывают большой палец.) «НОВЫЕ КРОССОВКИ»Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках пальчики,На ногах сапожки. по одному, начи ная с больших.)Как у нашей свинкиНа ногах ботинки.А у пса на лапках Голубые тапки.А козленок маленькийОбувает валенки.А сыночек Вовка — Новые кроссовки.Вот так, («Шагают» по столу указа тельнымВот так, и средним пальца ми обеих рук.)Новые кроссовки. «ПИРОГ» Падал снег на порог. (Дети два раза медленно опускают ла дони на стол.)Кот слепил себе пирог. (Показы вают, как лепят пирог.)А пока лепил и пек,Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)Не из снега — из муки.«БУРЕНУШКА» Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят Хоть капельку — на донышке. корову.) Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из Малые ребятки. пальчиков.) Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль- Творогу немножечко, чику на обеих руках.)Масла, простоквашки,Молочка для кашки.Всем дает здоровье (Снова «доят».)Молоко коровье. «КРОЛИК» Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.) С большими ушами, Розовым носом, (Дотронуться до носа.) Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.) Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)Сильными лапками В мягкой земле.Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)Или спит. (Руки кладём под щёку.)Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.) ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНАГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНАКомплекс № 1Лепим Буратино(с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)Проводится в постели. Звучит медленная спокойная музыка.Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.(Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине.)«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу середины к вискам. Повторить четыре раза; темп умеренный. «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с жимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре раз «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши. «Лепим руки». И. л. — лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладит! правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе. «Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.«Лепим ноги». И. п. — лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.«Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп умеренный.Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 — вдох. 2—4 — выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза; темп медленный.Комплекс № 2Веселые ребята(с элементами дыхательной гимнастики)Проводится в постели.«Проснулись». И. п. — лежа на*спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — выдох. Повторить пять раз; темп медленный.«Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.«Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повторить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.«Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; те умеренный.«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук покраснения и ощущения тепла. Мальчики на начинают выполнять задание с левой руки, девочки с правой.«Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на груд клетке. Вдох носом — грудная клетка расширяет Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз темп умеренный. «Прогнулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.«Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки прав стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же продела с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуальном темпе. «Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.Комплекс № 3Забавные художники(с элементами самомассажа)Проводится в постели.Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень люб те рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы буде не руками, а различными частями нашего тела. «Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.«Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой. «Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.«Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. «Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и, п. Повторить четыре раза; темп умеренный.«Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к плечам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — Круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.«Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание, тянуть носочки.«Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. I Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный. «Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза). Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились.Дыхательные упражнения:«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.«Одуванчик». И. п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком...»), затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав носом воздух, подуть на кисти рук («одуванчик»). Комплекс № 4Добрый день!(с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики)Проводится в постели.ВоспитательРучки, ножки, щечки, ушкиОчень любят потягушки.Мы погладим их легонькоИ проснемся потихоньку.Где же, где же наши глазки?Отвечайте без подсказки.Мы прикрыли их ладошкойИ погладили немножко.Глазки вверх мы поднимали,Глазки вниз мы опускалиИ моргали, и моргали.Глазки, глазки, добрый день!Просыпаться нам не лень!Ушко правое ладошкой,Ушко левое ладошкойВсе погладили, ребятки,И подергали немножко?Ушки, ушки, добрый день!Просыпаться нам не лень!Щечку правую ладошкой,Щечку левую ладошкойВсе погладили, ребятки,И похлопали немножко?Щечки, щечки, добрый день!Просыпаться нам не лень!С ручкой правой поиграем,С ручкой левой поиграем —Пальчики соединяем,А потом разъединяем.Ручки, ручки, добрый день!Бить в ладоши нам не лень!Ножку правую ладошкой,Ножку левую ладошкойВсе погладили, ребятки,И потопали немножко?Ножки, ножки, добрый день!Дружно топать нам не лень!Значит, будем просыпаться,Умываться, одеваться!Дети встают с кроватей.Дыхательные упражнения:«Прогулка в лес».«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох — сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и.п.«Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И. п.: ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3—4 вдох — вернуться в и.п. — выдох.«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с.,1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево
X

x