Всего представлено работ: 242008
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Романенко Татьяна Юрьевна
«Обучение детей младшего дошкольного возраста шахматам через сказки и театр»
скачать документВернуться назад
РОМАНЕНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА,
Воспитатель МБДОУ детский сад № 10
Каневской район, ст. Каневская
«Обучение детей младшего дошкольного
возраста шахматам через сказки и театр»
(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги.
(слайд 2) Все мы знаем, что одним из ведущих принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Считаю, что обучение дошкольников игре в шахматы способствует осуществлению этого принципа и является весьма актуальным на сегодняшний день.
(слайд 3) Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. В соответствии с Концепцией развития шахматного образования в России в настоящее время поставлена задача создания условий для непрерывного шахматного образования.
В нашем дошкольном учреждении создаются оптимальные условия для решения данной задачи. Работа ведется не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и апробирована методика обучения азам игры в шахматы для детей 3-4 лет.
Новообразования возраста ребенка 3-4 лет – та база, на которой возможно построить процесс раннего обучения шахматной игре. Возникает вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.
(слайд 4) Сухин И.Г. акцентирует внимание на специфику обучения трехлетних детей игре в шахматы. А именно на то, что в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой.
(слайд 5) Цели и задачи раннего обучения шахматам перед вами на слайде
(слайд 6) В нашем ДОУ создаются оптимальные условия для знакомства детей с элементами игры в шахматы:
функционирует уголок для обучения детей игре в шахматы.
яркие, учебные материалы:
«Шахматы для самых маленьких» Сухин И.Г. Книга-сказка для чтения родителей и детей, «Шахматы для малышей». Быкова Е.П., Локтева Т.И.
дидактический материал для занятий:
коллекция шахмат из различных материалов
банк мультимедийных презентаций и мультипликационных фильмов на шахматную тематику
картотека дидактические игр
картинки-раскраски
(слайд 7) Обучение игре в шахматы осуществляется в ходе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов:
Методы работы:
Использование игровых форм, привычных детям, но с шахматной тематикой:
чтение шахматных сказок
обыгрывание знакомых сказок с заменой персонажей шахматными фигурами (театрализованная деятельность)
сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Пирамида», «Что общего?» и др.)
раскрашивание шаблонов шахматных фигур
(слайд 8) Формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
просмотр презентаций, видеоматериалов;
образовательные ситуации.
Стимулы для положительной мотивации деятельности детей
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный момент (почему?);
(слайд 9) Начальный курс обучения детей основам игры в шахматы максимально прост и доступен для детей. Важное значение при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Разработанная методика предполагает поэтапное обучение основам древней игры:
этап - Знакомство с фигурами.
Задачи первого этапа:
Элементарное знакомство с понятием «шахматная доска».
Знакомство со всеми шахматными фигурами.
(слайд 10) На данном этапе знакомим детей с шахматной доской и постепенно заселяем ее «жителями»-шахматными фигурами. Для этого предлагаются дидактические игры и игровые упражнения, которые позволяют детям с легкостью запомнить внешний вид фигуры и их название.
Особое значение на данном этапе приобретают сенсорные игры на шахматном материале
(слайд 11) Например, «Шахматная репка». Посадите «репку»-клубок. Около него малыши по росту выстраивают белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка»-это король, «бабка»-ферзь, «внучка»-ладья, «Жучка»-слон, «кошка»-конь, «мышка»-пешка.
К концу данного этапа дети знают названия всех шахматных фигур и могут найти заданную фигуру.
(слайд 12) 2 этап - Фигуры и правило хода.
На этом этапе мы продолжаем знакомство детей с фигурами и изучаем ходы фигур. Продолжаем знакомство с шахматной доской - «дорожками» (горизонталь, вертикаль, диагональ).
Так как младшим дошкольникам сложно различать горизонталь от вертикали, запоминать и выговаривать эти слова, мы применяем термин «дорожки».
Например:
- предлагаем из кубиков двух цветов или из квадратов на магнитной доске выложить линию («дорожку»);
- раскрасить линию- «дорожку».
Далее предлагаем задания по поиску элементов шахматной доски («дорожек») в сюжетных картинках.
(слайд 13) Работа на данном этапе простраивается следующим образом:
1.На шахматном поле появляется одна из фигур (начиная с пешки). Демонстрируем правило хода фигуры, объясняя детям, что данная фигура может двигаться только по своей «дорожке».
2. Передвигаемся с фигурой по ее «дорожке», тем самым закрепляя правило хода.
Используем следующие игры и упражнения: «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Большой прыжок», «Поворот».
При этом в процессе обучения игре в шахматы предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в образовательную деятельность игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, стихов, песенок о шахматах
(слайд 14) 3 этап - Элементы шахматной игры.
Данный этап подразумевает игры с ограниченным количеством фигур. На шахматной доске появляются несколько фигур. Дети взаимодействуют этими фигурами в соответствии с правилами игры.
Например, в игре «Пешечный бой», пешки находятся на доске в начальном положении. Детям предлагается дойти до противоположного конца доски. Выигрывает тот, кто доберется первым.
(слайд 15) Содержание этапов представлено учебно-тематическим планированием. Обратите внимание на слайд.
Учебно-тематический план
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
Удивительные клетки.
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Шахматные фигуры.
Белые и черные. Ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король.
Октябрь
Шахматные фигуры. Пешка.
Знакомство с пешкой.
Дидактические игры и упражнения: “Цвет”, “Пирамидка”, “Убери такую же”
Ноябрь
Шахматные фигуры. Король.
Знакомство с Королем. Дидактические игры и упражнения: “ Большая маленькая ”, “ Что общего ”, “Угадай-ка .
Декабрь
Шахматные фигуры. Ладья.
Знакомство с Ладьей. Дидактические игры и упражнения: “Через клетку ”, “Большой прыжок ”, “Поворот ”, “Туда-сюда ”.
Январь
Шахматные фигуры. Слон.
Знакомство с Слоном. Белопольный слон и чернопольный слон. Дидактические игры и упражнения : “Белые и черные дорожки (диагональ) ”, “ Длинный ход», «Поворот ”, “Туда-сюда ”,“ Волшебный мешочек ”
Февраль
Шахматные фигуры. Ферзь.
Знакомство с Ферзем Дидактические игры и упражнения : “ Волшебный мешочек ”, “Через клетку”, “Задача направления”.
Март
Шахматные фигуры. Конь.
Знакомство с Конем. Дидактические игры и упражнения : “Ход конем”, “ Волшебный мешочек ”.
Апрель
Игры с ограниченным количеством фигур.
“Кто быстрее?”, “Пешечный бой”, “Лисичка и цыплята”
Май
(слайд 16) Работа с родителями
Как мы все знаем, ни одну образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для повышения компетентности родителей в сфере шахматного образования разработан перспективный план работы с родителями, в котором предусмотрены разнообразные формы взаимодействия.
Перед вами на слайде.
(слайд 17) К концу 3-го этапа мы ожидаем следующие результаты
1. У детей будет сформировано доступное для возрастной категории понятие «шахматная доска». Они знают, форму, цвет и чередование шахматных полей.
2. Дети знают названия шахматных фигур и правильно их показывают.
3. Играют с ограниченным количеством шахматных фигур, применяя правила игры (правило хода и взятие фигуры).
(слайд 18) Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что предлагаемая методика раннего обучения детей азам шахматной игры достаточно эффективна и универсальна, и может быть с успехом применена в любом дошкольном учреждении. Спасибо за внимание.
Список научных и методических материалов:
Персональный сайт И.Г.Сухина //Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. URL: http://suhin.narod.ru/chessland1.htm
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей-Шахматы. Большой самоучитель для детей /И.Г.Сухин.-Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.:ил.-(Шахматная школа).
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких-Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин.-Москва: Издательство АСТ: Кладезь,2016.-279.
Быкова Е.П. Шахматы для малышей / Е.П. Быкова, Т.И.Локтева. Изд.2-е.-Ростов н/Д : Феникс,2008.-120, (Мир вашего ребенка).
HYPER13PAGE HYPER149
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1
Воспитатель МБДОУ детский сад № 10
Каневской район, ст. Каневская
«Обучение детей младшего дошкольного
возраста шахматам через сказки и театр»
(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги.
(слайд 2) Все мы знаем, что одним из ведущих принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Считаю, что обучение дошкольников игре в шахматы способствует осуществлению этого принципа и является весьма актуальным на сегодняшний день.
(слайд 3) Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. В соответствии с Концепцией развития шахматного образования в России в настоящее время поставлена задача создания условий для непрерывного шахматного образования.
В нашем дошкольном учреждении создаются оптимальные условия для решения данной задачи. Работа ведется не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и апробирована методика обучения азам игры в шахматы для детей 3-4 лет.
Новообразования возраста ребенка 3-4 лет – та база, на которой возможно построить процесс раннего обучения шахматной игре. Возникает вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.
(слайд 4) Сухин И.Г. акцентирует внимание на специфику обучения трехлетних детей игре в шахматы. А именно на то, что в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой.
(слайд 5) Цели и задачи раннего обучения шахматам перед вами на слайде
(слайд 6) В нашем ДОУ создаются оптимальные условия для знакомства детей с элементами игры в шахматы:
функционирует уголок для обучения детей игре в шахматы.
яркие, учебные материалы:
«Шахматы для самых маленьких» Сухин И.Г. Книга-сказка для чтения родителей и детей, «Шахматы для малышей». Быкова Е.П., Локтева Т.И.
дидактический материал для занятий:
коллекция шахмат из различных материалов
банк мультимедийных презентаций и мультипликационных фильмов на шахматную тематику
картотека дидактические игр
картинки-раскраски
(слайд 7) Обучение игре в шахматы осуществляется в ходе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов:
Методы работы:
Использование игровых форм, привычных детям, но с шахматной тематикой:
чтение шахматных сказок
обыгрывание знакомых сказок с заменой персонажей шахматными фигурами (театрализованная деятельность)
сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Пирамида», «Что общего?» и др.)
раскрашивание шаблонов шахматных фигур
(слайд 8) Формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
просмотр презентаций, видеоматериалов;
образовательные ситуации.
Стимулы для положительной мотивации деятельности детей
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный момент (почему?);
(слайд 9) Начальный курс обучения детей основам игры в шахматы максимально прост и доступен для детей. Важное значение при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Разработанная методика предполагает поэтапное обучение основам древней игры:
этап - Знакомство с фигурами.
Задачи первого этапа:
Элементарное знакомство с понятием «шахматная доска».
Знакомство со всеми шахматными фигурами.
(слайд 10) На данном этапе знакомим детей с шахматной доской и постепенно заселяем ее «жителями»-шахматными фигурами. Для этого предлагаются дидактические игры и игровые упражнения, которые позволяют детям с легкостью запомнить внешний вид фигуры и их название.
Особое значение на данном этапе приобретают сенсорные игры на шахматном материале
(слайд 11) Например, «Шахматная репка». Посадите «репку»-клубок. Около него малыши по росту выстраивают белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка»-это король, «бабка»-ферзь, «внучка»-ладья, «Жучка»-слон, «кошка»-конь, «мышка»-пешка.
К концу данного этапа дети знают названия всех шахматных фигур и могут найти заданную фигуру.
(слайд 12) 2 этап - Фигуры и правило хода.
На этом этапе мы продолжаем знакомство детей с фигурами и изучаем ходы фигур. Продолжаем знакомство с шахматной доской - «дорожками» (горизонталь, вертикаль, диагональ).
Так как младшим дошкольникам сложно различать горизонталь от вертикали, запоминать и выговаривать эти слова, мы применяем термин «дорожки».
Например:
- предлагаем из кубиков двух цветов или из квадратов на магнитной доске выложить линию («дорожку»);
- раскрасить линию- «дорожку».
Далее предлагаем задания по поиску элементов шахматной доски («дорожек») в сюжетных картинках.
(слайд 13) Работа на данном этапе простраивается следующим образом:
1.На шахматном поле появляется одна из фигур (начиная с пешки). Демонстрируем правило хода фигуры, объясняя детям, что данная фигура может двигаться только по своей «дорожке».
2. Передвигаемся с фигурой по ее «дорожке», тем самым закрепляя правило хода.
Используем следующие игры и упражнения: «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Большой прыжок», «Поворот».
При этом в процессе обучения игре в шахматы предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в образовательную деятельность игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, стихов, песенок о шахматах
(слайд 14) 3 этап - Элементы шахматной игры.
Данный этап подразумевает игры с ограниченным количеством фигур. На шахматной доске появляются несколько фигур. Дети взаимодействуют этими фигурами в соответствии с правилами игры.
Например, в игре «Пешечный бой», пешки находятся на доске в начальном положении. Детям предлагается дойти до противоположного конца доски. Выигрывает тот, кто доберется первым.
(слайд 15) Содержание этапов представлено учебно-тематическим планированием. Обратите внимание на слайд.
Учебно-тематический план
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
Удивительные клетки.
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Шахматные фигуры.
Белые и черные. Ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король.
Октябрь
Шахматные фигуры. Пешка.
Знакомство с пешкой.
Дидактические игры и упражнения: “Цвет”, “Пирамидка”, “Убери такую же”
Ноябрь
Шахматные фигуры. Король.
Знакомство с Королем. Дидактические игры и упражнения: “ Большая маленькая ”, “ Что общего ”, “Угадай-ка .
Декабрь
Шахматные фигуры. Ладья.
Знакомство с Ладьей. Дидактические игры и упражнения: “Через клетку ”, “Большой прыжок ”, “Поворот ”, “Туда-сюда ”.
Январь
Шахматные фигуры. Слон.
Знакомство с Слоном. Белопольный слон и чернопольный слон. Дидактические игры и упражнения : “Белые и черные дорожки (диагональ) ”, “ Длинный ход», «Поворот ”, “Туда-сюда ”,“ Волшебный мешочек ”
Февраль
Шахматные фигуры. Ферзь.
Знакомство с Ферзем Дидактические игры и упражнения : “ Волшебный мешочек ”, “Через клетку”, “Задача направления”.
Март
Шахматные фигуры. Конь.
Знакомство с Конем. Дидактические игры и упражнения : “Ход конем”, “ Волшебный мешочек ”.
Апрель
Игры с ограниченным количеством фигур.
“Кто быстрее?”, “Пешечный бой”, “Лисичка и цыплята”
Май
(слайд 16) Работа с родителями
Как мы все знаем, ни одну образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для повышения компетентности родителей в сфере шахматного образования разработан перспективный план работы с родителями, в котором предусмотрены разнообразные формы взаимодействия.
Перед вами на слайде.
(слайд 17) К концу 3-го этапа мы ожидаем следующие результаты
1. У детей будет сформировано доступное для возрастной категории понятие «шахматная доска». Они знают, форму, цвет и чередование шахматных полей.
2. Дети знают названия шахматных фигур и правильно их показывают.
3. Играют с ограниченным количеством шахматных фигур, применяя правила игры (правило хода и взятие фигуры).
(слайд 18) Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что предлагаемая методика раннего обучения детей азам шахматной игры достаточно эффективна и универсальна, и может быть с успехом применена в любом дошкольном учреждении. Спасибо за внимание.
Список научных и методических материалов:
Персональный сайт И.Г.Сухина //Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. URL: http://suhin.narod.ru/chessland1.htm
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей-Шахматы. Большой самоучитель для детей /И.Г.Сухин.-Москва: Издательство АСТ, 2017.-160 с.:ил.-(Шахматная школа).
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких-Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин.-Москва: Издательство АСТ: Кладезь,2016.-279.
Быкова Е.П. Шахматы для малышей / Е.П. Быкова, Т.И.Локтева. Изд.2-е.-Ростов н/Д : Феникс,2008.-120, (Мир вашего ребенка).
HYPER13PAGE HYPER149
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1