Всего представлено работ: 244053

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Соломина Юлия Николаевна

Конспект занятия. Тема «Композиция из сухих листьев «Грибная полянка».

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия № 4 Тема «Композиция из сухих листьев «Грибная полянка».Раздел 2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов)Цель занятия: знакомство с приёмом нанесения клея на всю поверхность детали, путём привлечения детей к работе с природным материалом.Задачи: В области обучения:- познакомить с правилами сбора, обработки и хранения природного материала; - познакомить с многообразием грибов (съедобные и несъедобные);- познакомить с приёмом нанесения клея на всю поверхность детали;- закрепить знания работы с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; В области развития:- умение самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы для работы; - умение равномерно наносить клей и приклеивать природный материал на бумагу;-владение приёмами рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.В области воспитания:- воспитывать бережное отношение к природе;- воспитывать трудолюбие, аккуратность. Материалы, инструменты и оборудование:наглядный материал (панно, сувениры, поделки)природный материалкарандаши цветныекарандаш простойцветная бумаганожницыклеймузыкальное сопровождение Методы и приемы: словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;наглядные – показ образцов изделий, рассматривание иллюстраций;практические - аппликация по собственному замыслу из природного материала.Ход занятия:№Деятельность педагогаДеятельность обучающихсяВремя1Организационный этап.- Здравствуйте, ребята!Занимайте места за столом.Дети отвечают на приветствие педагога 2мин.2Теоретический этап.Ребята, сегодня я вам расскажу, что поделки или панно можно выполнить из природного материала. Природный материал – это засушенная листва деревьев и кустарников, головки крупных цветов, тополиный пух, чешуйки шишек, скорлупа яиц, семена овощей, цветов, косточки фруктов, соломка, береста и др. Собирать природный материал можно во время прогулок и экскурсий в парк. Надо знать правила работы с природными материалами. Нельзя причинять вред природе: ломать ветви деревьев и кустарников, вырывать растения с корнями. Я вас познакомлю с правилами сбора, обработки и хранения природного материала. См.Приложение №1. Ребята, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами». Работа с клеем. Тест «Инструменты и приспособления для аппликации». См.Приложение № 2.Беседа о грибах. Ребята, отгадайте загадку:«Я под шапкой цветной на ноге стою одной, У меня свои повадки, я всегда играю в прятки». Правильно, это гриб. Грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Они образуют царство грибов. См.Приложение № 3 – «Рассказ о грибах»,См.Приложение № 4 – дидактическая игра «Доскажи словечко».Кто из вас ходил в лес за грибами?Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор).Как узнать самый ядовитый гриб - бледную поганку? (Ее отличительные признаки - кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашейкорзинке не оказалось ядовитых грибов'? Давайте составим памятку. См.Приложение № 5.Назовите признаки отравления грибами. (Головная боль, рез в животе, рвота, слабость).Как оказать первую помощь? Срочно вызовите врача, даже если отравление легкое. Если человек отравился смертельно ядовитым грибом, минута промедления может стоить ему жизни. Пока ждете врача:промойте желудок. Для этого нужно выпить 1 литр теплой кипяченой воды и вызвать рвоту;уложите больного в кровать, положите ему грелку на живот и к ногам, напоите крепким чаем для улучшения работы сердца.Зная и выполняя эти правила, вы можете спасти жизнь и себе, и близкому человеку.А сейчас немного поиграем - физкультминутка «Поймай грибок».См.Приложение № 6.Рассматривание образцов, просмотр иллюстраций.Дети отгадывают загадку.Дети слушают рассказ.Дети отвечают на вопросы.Дети отвечают на вопросы.Дети выполняют гимнастику.20мин.3Практический этап.Проходите на свои места.А сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию грибной полянки по собственному замыслу из засушенных листьев . Сначала отберите листья, которые понадобятся в работе. Гриб состоит из ножки и шляпки. Затем можно поочерёдно наносите клей каплями на каждый листик и приклеивайте. Если грибная полянка закончена, то можно по собственному замыслу дорисовать картину. См.Приложение №7.Самостоятельная работа детей.20мин.4Итоговый этап.Ребята, что нового вы узнали о грибах? Какие надо соблюдать правила при работе с засушенными листьями? Какие надо соблюдать правила при работе с ножницами?Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.Уборка рабочего места.3мин.Список литературы:1.Геронимус, Т.М. Правила безопасности труда и личной гигиены для учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки Текст] / Т.М.Геронимус. - М.: Новая школа, 1994. -116с. 2.Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов [Текст]./ И.В.Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2007.-69с.3.Проснякова Т.Н., Е.А.Мухина. Методические рекомендации к учебнику "Технология". - М.,2009.-124с.4. Феоктистова, В.Ф.К здоровью через движение [Текст]. / В.Ф.Феоктистова.- Волгоград,2011.-77с.5. Федотов, Г.Я. Поделки из природных материалов [Текст] / Г.Я.Федотов. – М.:АСТ-ПРЕСС,2000.-94с.6.Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]. / И.К.Щеблыкин. – М.: Ассоциация 21век, 2006.-133с.ПриложениеПриложение №1.Правила работы с природными материалами. Природные материалы к занятиям готовят заранее. Воспитанники должны знать, что, собирая природные материалы для работы, нельзя причинять вред природе: ломать ветви деревьев и кустарников, вырывать растения с корнями. Собранные природные материалы сортируют и сушат. Собирают семена, когда они еще не совсем высохли: высохшие семена скручиваются, теряют форму, обесцвечиваются. Собранные семена освобождают от веточек. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Затем аккуратно складывают в коробочку. Срок хранения семян не ограничен. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и придавить сверху грузом. При длительном хранении бумагу или картон, находящиеся между листьями, время от времени нужно менять.Аппликации из природных материалов выполняются так же, как и из бумаги: на основе составляют композицию из листьев, цветов, лепестков и семян, а затем наклеивают детали. Отличие состоит в том, что природные материалы более хрупкие, с ними надо обращаться осторожно, не повредить заготовку или деталь.Для работы с природными материалами используют только клей ПВА, так как любой другой клей изменяет природную окраску растений и портит их внешний вид. Клей наносится капельным способом.91440-36703000 Работы из природного материала Приложение№2.Тест «Инструменты и приспособления для аппликации». Задание: Расположите правильно инструменты и приспособления, необходимые для занятий по аппликации.Приложение№3.Рассказ о грибах. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем он думает. Поднимается ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идём ли мы по грибы в лес, отхлёбываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или просто чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами и результатом их деятельности. Гриб – это грибница (мицелий), разветвлённая, похожая на паутину сеть нитей. А то, что мы называем грибом, - это плодовое тело. При неблагоприятных условиях грибница прекращает рост и замирает, ожидая лучших времён. Плодовое тело живёт всего 5-10 суток, а грибница существует десятки и даже сотни лет. Какова роль грибов в экосистеме? Грибы – «мусорщики». Они следят за тем, чтобы ничего не залеживалось в виде мусора. Иногда поселяются на ещё живых, но больных организмах. Они превращают органические вещества в минеральные, нужные растениям. Но грибы не всегда полезны. Часто они являются возбудителями болезней. В I960 г. в Великобритании за три месяца погибло 100 тыс. индеек. Оказалось, птичий корм сделал ядовитым гриб. Этот же гриб поражает пятнами плесени и книги и картины. Но человек сумел использовать этот грибок в своих целях. В Японии с его помощью производят рисовую водку - сакэ. Пищу многих народов Дальнего Востока невозможно представить без постоянной приправы - соевого соуса. «Закваской» для этого соуса стал тот же грибок. Спорынья. Средневековые рукописи рассказывают о вспышках странной болезни, уносившей порой не меньше людей, чем чума или холера. У заболевших начиналась гангрена или их одолевали «злые корчи» (конвульсии). Люди умирали десятками тысяч. В 1095 г. Римский папа Урбан Второй основал орден Св. Антония, в задачи которого входило лечение больных этим недугом. За болезнью закрепилось с тех пор название «огонь Святого Антония» или «антонов огонь». Долгое время причина болезни была не ясна. Лишь в конце XV111 в. ученые выяснили, что это - отравление зерном, зараженным грибом-паразитом - спорыньей. Поселившись в цветке ржи, она привлекает насекомых каплями сладкой «медвяной» росы. Перелетая с цветка на цветок, муха разносит гриб по посевам. К концу лета грибница спорыньи образует плотный темно-фиолетовый «рожок». Если их перемелют с мукой, и они попадут в хлеб, то такой хлеб может вызвать вспышку «антонова огня». Отравление зараженным хлебом сейчас встречается крайне редко благодаря хорошей очистке зерна.Из рожков спорыньи получен очень опасный наркотик, используютэти рожки и в медицине. Трутовики играют большую роль в разрушении древесины. Без них вся планета могла бы покрыться слоем каменного угля и окаменевшихрастительных остатков. Но эта особенность трутовиков имеет и отрицательную сторону для человека. Они могут разрушить деревянные строения, которые приходится защищать от трутовиков. Некоторые из этих грибов, которые мы можем часто видеть на деревьях, раньше широко применялись для изготовления зажигательных трутов, на которые падала искра при высекании огня. После изобретения спичек (1833 г.) и их широкого распространения это применение трутовика потеряло свое значение.Было у этого гриба и еще одно, более экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на войлок или кожу материал. Из него шили шапки, куртки, рукавицы. Есть у трутовиков одно примечательное биологическое свойство.Их можно назвать «живыми отвесами». (Отвес - прибор, определяющий горизонтальность поверхности). Как бы ни стояло, лежало, склонилось дерево-хозяин, поверхность нижнего трубчатого слоя всегда будет параллельна земной поверхности. Оно и понятно: если трубчатый слой не будет смотреть «прямо вниз», из него не смогут высыпаться споры. А ведь наклон дерева может меняться - и не раз! Падение дерева означает катастрофу для живущих на нем трутовиков. Если им удастся, то, напрягая все силы, они отрастят новое плодовое тело, перпендикулярно старому. Среди трутовиков обнаружены самые большие из всех грибов мира. В США найден гриб весом 136 кг и размером 142 на 94 см. Грибы-паразиты на насекомых. Некоторые грибы-паразиты приспособились поражать своих будущих хозяев (пауков и насекомых) с помощью «артобстрела». Стоит им приблизиться к такому грибу, как он обстреливает их своими спорами. «Дальнобойность» такого гриба достигает иногда 1 м. Пораженные жертвы поскорее уползают прочь, но судьба их решена: грибная спора прорастет в их теле и постепенно приведет их к гибели. По некоторым данным, заболевшее насекомое стремится умереть «дома» - в улье, муравейнике, среди себе подобных. Благодаря этому гриб находит себе новые жертвы. Гриб септобазидиум разрастается внутри насекомого щитовки, заполняет полость ее тела, а затем прорастает наружу через естественные отверстия на теле насекомого. Гриб понемногу поедает своего хозяина, насекомое не гибнет в результате всех этих процессов. Но самое интересное начинается дальше. К грибу постепенно сползаются другие, здоровые щитовки. Он разрастается над ними и строит для них своеобразный «домик» - лабиринт с тоннелями, «комнатами» и пленкой-крышей. Здесь насекомые укрываются от своих врагов - птиц, других насекомоядных. Что с того, что часть щитовок пойдет в пищу грибу? Насекомые считают выгодным для себя такое «рабство». Не слишком часто встретишь паразита, так трогательно заботящегося о безопасности своих жертв. Пораженные грибом щитовки даже живут дольше здоровых собратьев, свободных от гриба. Но они никогда не смогут размножаться. И, пожалуй, самый используемый микроскопический гриб - это дрожжи. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на то, что виноградный сок, оказавшись в тепле, начинает претерпевать удивительные превращения. В нем всплывают пузырьки газа, но на дно сосуда выпадают какие-то хлопья. Сок же превращается в вино. Осевшие хлопья назвали дрожжами - от слова «дрожать» (как дрожит пена на бродящем соке). Люди в древности думали, что сок изменяется сам собой, словно по волшебству. Теперь мы знаем, что его изменяют дрожжи. Сейчас человеком выведено столько же сортов дрожжей, сколько и на свете существует разнообразных вин и сортов нива. Мы не знаем истории одного замечательного открытия, связанного дрожжами, а можем только догадываться, как оно произошло. В глубокой древности человек разваривал хлебные зерна в кашу. Позднее он стал размалывать их и печь из теста пресные лепешки. Вероятно, дрожжи в виде пивной гущи попали в такое тесто по чистой случайности. Но, оказавшись там, они стали, как им и полагается, размножаться. Тесто начало первый раз в истории человечества подниматься, пухнуть и расти. Можете представить изумление человека, увидевшего чудесным образом разросшееся тесто. Поскольку большинство людей в древности и средневековья жило в условиях постоянной нехватки пищи, первооткрыватель дрожжей решил все-таки испечь лепешки из поднявшегося теста. И что же? Получившийся хлеб не только не уступал по вкусу пресной лепешке, но и превосходил ее: был он гораздо нежнее, рыхлее, пронизан порами. И еще одна неожиданная встреча с дрожжами. Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя ее свертывание. А сами дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса насекомого. Шляпочные грибы. Оказывается, грибница этих грибов оплетаетмелкие корни соответствующих деревьев белым пушистым чехлом. Гриб помогает растению усваивать минеральные соли и воду, а сам получает от него минеральные вещества. Это сотрудничество увеличивает способность корней поглощать вещества из почвы в тысячи раз! Дубы, сосны и многие другие растения без грибов просто не способны жить. Точно так же большинство шляпочных грибов не смогли бы образовать плодовое тело без деревьев: на это у них просто не хватило бы сил. В старину на Руси грибы называли «губами». Затем появилось слово «грибы»; родственное слову «горб». Сначала так называли только те грибы, которые имели шапку «горбиком», например белые.Приложение№4.Дидактическая игра «Доскажите словечко». Автор текста Л Герасимова.Осень в гости к нам пришла, лес раскрасив не спеша.А в траве пошли грибы - их назвать поможешь ты?Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.Мудрый бородач - старик, житель бора - ... (боровик).Ломкий, красочный грибок- выбрал мягкий уголок.Как принцесса Белоснежка нас встречает... (сыроежка).Средь сосенок, среди елок вырос крепенький ребенок.Он от шляпки до штанишек ярко-рыжий. Это... (рыжик).В шляпе розовой мохнатой, но не выглядит растяпой.Будто розовое ушко для соления... (волнушка).На короткой полной ножке он поднялся у дорожки.Цвет его наводит грусть, но хорош в соленье... (груздь). Приложение№5.Памятка о мерах предосторожности при сборе грибов.1.Не бери не известные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.2.Если гриб тебе не знаком, спроси у более опытных грибников.3.Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженные оболочкой (как, например, у мухомора) и не пробуй их на вкус.4.Придя домой, еще раз пересмотри все грибы, может в лесу ты чего-то не досмотрел.5.Не собирай и не ешь грибов перезрелых, червивых, испорченных.6.Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб,- лучше его выбросить.На короткой полной ножке он поднялся у дорожки.Цвет его наводит грусть, но хорош в соленье... (груздь). Приложение №6.Физкультминутка «Поймай грибок».ТекстДвиженияМеж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап!Дети щёлкают пальцами.Где сучок давно засох,Серый мох, мох, мох!Дети трут ладошками.Где листок к листку прилип,Вырос гриб, гриб, гриб!Дети медленно поднимаются.Кто нашёл его, друзья?Это я!Дети ловят «грибы» парами, взявшись за руки, и пытаются заключить этот гриб в свой маленький круг - «корзинку».Приложение №7.Стихи о грибах Н.Крушевицкой.Белый гриб.Белый гриб боровик поддаваться не привык:Целый день в лесу бродил – всё его не находил. Наконец, нас пожалел он и шагнул навстречу смело. Ай да гриб, богатырь! Вот ведь как раздался вширь, С белоснежной крепкой ножкой еле-еле влез в лукошко!Вешенка.Вырастил нам Лёшенька серенькую Вешенку. Эти вкусные грибочки жить не любят в одиночку. Дружно сели на осину, не хотят идти в корзину. Не упрямьтесь, Вешенки, а то скажем Лёшеньке!Волнушки.У березки на опушке ждут нас модницы Волнушки. Все в пушистых шляпах новых, Нам кричат: «А мы готовы! Мимо вы не проходите и скорее нас сорвите». Зря волнуетесь Волнушки, заберем мы вас с опушки, Не оставим ни одной, унесем к себе домой!Груздь.Груздь, ты что нас избегаешь? Не уйдешь ведь, так и знай! Раз ты Груздь, что делать знаешь - быстро в кузов полезай.Моховик..Утром встанет моховик, сделает зарядку, А потом свою наденет бархатную шляпку. Аккуратным быть привык этот гриб солидный. Вот какой он, моховик, даже нам завидно! Дождевик.Белый шарик вдруг возник на лесной тропинке -Это гриб Дождевик вышел на разминку.Будет при дожде расти, так потяжелеет,Что с собою унести и не всяк сумеет!Лисички.Желтые Лисички ёлку стерегут, Желтые Лисички нас к себе зовут. Соберем их быстро мы без суеты, Только вот скажите: где у вас хвосты? Каждая Лисичка быть должна с хвостом, А иначе имя это ни при чём!Зонтик.Длинноногий Зонтик дождика боится И раскрыл, поэтому на поляне спицы. Промочить не хочет тоненькую ножку. Зонтик может спрятаться у меня в лукошке.Масленок.Посмотрите на масленка: у него под шкуркой тонкой Столько масла - чуть не льется, потому так и зовется. Под сосной живет и елкой, хитро прячется в иголках.Как ни прячься, я нашел, ждет тебя давно рассол.Мухомор.С красной шляпкой в белых точках здесь красуются грибочки.Словно все сошли с картинки - так и просятся в корзинку.Тут набрать их можно гору, да ведь это Мухоморы!Очень гриб собой хорош, только нас не проведешь,Потому что он, по слухам, вреден всем, не только мухам! Опята.Симпатичные ребята, эти самые Опята.Друг за друга все горой, не разлить их и водой.Вот расселись на лужайке - ты давай нас собирай-ка.Ничего, что маловаты, но зато вкусны Опята!Поганки.Посреди лесной полянки притаились хулиганки. Притаились хулиганки - две противные Поганки. В белых юбках, шляпках белых, каждая белее мела.Слишком уж они бледны да и в пищу не годны. Ведь в поганках, говорят, самый сильный в мире яд для людей и для зверей. Мимо них пройдем скорей!Подберезовик.Этот гриб - один из лучших, он с березкой неразлучный. Поднялся на пестрой ножке, тоже просится в лукошко.Никаких сомнений нет – с ним вкусней любой обед!РыжикС солнышком кто очень дружен? Долго думать тут не нужно:Из грибов к нему всех ближе золотистый крепкий Рыжик.Озорник с лесной опушки, Рыжик, где твои веснушки?Рядовка.Под сосною остановка: тут рядком стоит Рядовка.Ничего, что неказиста - набирай корзинку быстро.Хоть Рядовка и не Белый, есть её ты можешь смело. Подосиновик.Под осиной огоньком шляпка заалела.Полюбуемся грибком и срываем смело.Украшает он собой грибников корзины.Вот подарок нам, какой от простой осины. Свинушки.Встретил я в лесу Свинушек очень дружную семью.На грибных надулся хрюшек, подложили мне свинью!Я собрал их там немало, а когда принес домой,Мама, ахнув, мне сказала: «Выбрось всё и руки мой!»Сморчок.Сморщенный, как старичок, преградил нам путь Сморчок. Нарядился чудачок в жёлто-бурый колпачок.Гриб не слишком-то хорош, да ведь лучше где найдешь?Первый он приходит к нам, не в пример другим грибам! Сыроежки.А в конце лесной пробежки нам попались Сыроежки. Мы себе сказали: «Стоп! Не грибы - калейдоскоп!» Ярче их, наверно, нет только вот ведь в чем секрет: Хоть они и Сыроежки, каждый знает наперед –Если их сырыми съешь ты, тут же заболит живот!Шампиньон.На лугу, в лесу и в поле - всюду вас встречает он,В шелковом своем камзоле благородный Шампиньон.Нам при встрече шаркнет ножкой, шляпу чуть приспустит вниз.Оробели мы немножко - ну ни дать, ни взять - маркиз. Маслята Лисички Мухомор
X

x