Всего представлено работ: 242006

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: ШЕВКУНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

«Роль семьи в речевом развитии ребѐнка 4-5 лет».

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением познавательно – речевого развития воспитанников Детский сад №6 г. Оренбург Воспитатель Шевкунова Светлана ЮрьевнаРодительское собрание в средней группе«Роль семьи в речевом развитии ребѐнка 4-5 лет».Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитиюречи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обменуопытом речевого развития детей в семье.Форма проведения: встреча с элементами практикума.План проведения:1.Вступительная часть.2.Практикум.3.Педагогический всеобуч “Характеристика речи детей пятого года жизни”4.Заключительная часть.Подготовительный этап.- Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтениядетям, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал дляобогащения словаря и т.д.).- Подготовка презентации игр по развитию речи.- Анкетирование родителей по теме «Речевое развитие детей в семье».- Подготовка карточек по интонационной окраске высказываний Ход мероприятия:Вступительное слово.Добрый вечер, Уважаемые родители!Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей. Речь - это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств - понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления. Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит. Слово - отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе. Речь - процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки,умение чувствовать ритм, интонацию.Следующий компонент - это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребѐнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным - слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: «ребенок сидит», «сидел», «ребенка посадили» - смысл разный, хотя используются два слова - «ребенок», «сидеть».Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи. В формировании речи ребѐнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. Практикум.1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.а. Эмоциональное общение родителей с ребѐнком с младенческоговозраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевогообщения у окружающих его взрослых. В качестве основного «проводника» в мир речевого общения и мышления для ребѐнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребѐнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.б. Общение ребѐнка со сверстниками. Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.в. Строение артикуляционного аппарата.Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребѐнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребѐнка. (Логоритмические упражнения)г. Развитие мелкой моторики рук. Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с первой младшей группы.д. Чтение детям художественной и познавательной литературы.Возьмите себе за правило - читать ребенку каждый день. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем к чтению книг - главная задача взрослых.Умные книжки - это и есть основная цель развивающего обучения. Развивающие книжки для дошкольников - это незаменимые помощники, которые способствуют развитию, воспитанию и обучению детей. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в новых условиях, хорошо ориентировался в окружающем мире и знал самые важные основы - счет и письмо, существуют множество развивающих книг, помогающих родителям подготовить малыша к школе. С их помощью он разовьет речь, память,внимание, мышление, логику, мелкую моторику и многое другое, что позволит не отставать ему от своих сверстников. (Обратить внимание на выставку книг.)е. Игра ребѐнка со взрослыми и сверстниками.Игра - критерий нормальности ребѐнка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребѐнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решениюё. Совместное пение с ребѐнком. Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание еѐ.ж. Дыхательные упражнения.Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и сильного ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания (Работа с карточками).Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни»На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и частивысказывания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевогообщения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее - обратиться за помощью к логопеду.Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речидошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. В это время происходят заметные изменения в формированииграмматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч - это игрушка в него играют»), начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связной ипоследовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:- согласование существительных и прилагательных в роде и числе- употреблении родительного падежа множественного числа.В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать. Как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся. Какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитатьполюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно. ЗаключениеПодведение итогов родительского собрания. Принятие решения.Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Активно использовать художественную и познавательную литературу в семейной практике по развитию и воспитанию детей.Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.
X

x