Всего представлено работ: 243825

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Бескончина Лариса Ивановна

«Русская народная культура на музыкальном занятии в детском саду»

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Русская народная культура на музыкальном занятии в детском саду» Бескончиной Ларисы ИвановныУправление Образования Администрации Ленинского Муниципального района(МБДОУ Детский сад №25 «Колокольчик») ЖК «Бутово-Парк», Московская область. Музыкальный руководитель.На протяжении более двадцати лет своей работы с детьми в качестве музыкального руководителя я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам. Хочу поделиться своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, через русскую народную культуру.Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения». Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.С русской народной культурой я знакомлю детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие. Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры. А наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. И первые шаги приобщения к истокам русской народной культуры дети делают на музыкальном занятии. Мы живем в интересное и сложное время высоких технологий, и прошлое отодвигается все дальше и дальше. На экране телевизора наши дети видят диснеевские мультфильмы, героями становятся бэтманы и люди-пауки, на Новый год мы чаще видим Санта-Клауса, чем Деда Мороза.Как воспитать в сегодняшних детях бережное, любовное отношение к русской культуре, народным традициям, как вернуть утраченные ценности? Конечно, процесс это длительный. Но в первую очередь нужно обратиться к истокам народного творчества, к нашим корням, обычаям, обрядам и традициям. Все пути ведут к познанию наших исторических ценностей путем изучения русского фольклора. Он связывает нас с прошлым, культурное наследие которого передается из поколения в поколение. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребенка, наполнить его душу высокими нравственными качествами, пробудить интерес к народному творчеству и быту, вызвать гордость за свой народ и за свою Родину. Я стараюсь на своих музыкальных занятиях как можно шире использовать фольклор, так как в нем каким-то удивительным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность и искрометная радость. Начиная со второй младшей группы, дети поют такие попевки ка «Андрей – воробей», «Сорока-сорока». Притом мы их не просто пропеваем, но и прохлопываем ритм попевок. У старших детей они длиннее и сложнее, такие как, «Барашеньки», «Сел комарик на кусточек» и др. Эти коротенькие песенки помогают также и в работе над дикцией, ритмом, над совершенствованием вокальных навыков у детей. Ведущее место в творчестве детей занимает игровой фольклор. К нему относятся игры с проговариванием или пропеванием текста, такие как «Каравай», «Гуси – гуси», «Белые гуси». Доступные каждому ребенку простейшие интонации подготавливают его к исполнению более сложных мелодий, развивают музыкальный слух, память, певческое дыхание. Фольклорные игры, помогают ребенку преодолеть стеснительность, робость, дают выход темпераменту, эмоциональности, развивают у детей чувство коллективизма. К тому же они очень просты в исполнении и любой ребенок сможет включиться в игру буквально сразу. Такие игры рекомендую проводить с детьми на прогулке, в группе, когда есть свободное время и нужно чем-то занять детей. Также на моих занятиях, праздниках почетное место занимают хороводы. Хоровод – это жанр, в котором тесно связаны между собой поэтическое слово и музыка, театральное действие и хореография. В сюжетах хоровода отражен народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе, ребенок как бы переносится в другой, сказочный мир: он может стать царевичем, ясным соколом, белым лебедем, вороном, березкой и т. д. Вот где с полной силой проявляется воображение и творческая фантазия ребенка, вот где простор для импровизации. Сколько всего дети закрепляют и развивают в одном хороводе: движение вправо – влево, чувство ритма, при похлопывании припева, артистизм, при исполнении ролей, чувство коллективизма, хороводный шаг, дикция, вокально - хоровые навыки и т. д. Использую я на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях веселые, озорные коротенькие песенки – частушки. Обычно они поются на одну мелодию, следуя одна за другой. Буквально на новогоднем празднике в старшей группе герои Сорока с Вороной исполняли их с огромным удовольствием, а все дети с не меньшим удовольствием подпевали им конечную фразу: «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» В нашем садике проводятся такие исконно русские развлечения, как Масленица, Рождественские колядки, на которых дети получают прекрасную возможность познакомиться с поведением животных, растений, особенностями трудовой жизни русского народа и его отдыха. Но не только эти праздники знакомят детей с русской культурой, но и в новогодние, осенние праздники, открытые занятия, я стараюсь включать народный репертуар. Так в старшей группе праздник осени проходил в форме ярмарки, на новогодний праздник и открытых занятиях использовались русские народные танцы, хороводы, такие как, «Валенки», «На горе то калина». Также стараюсь в сценарии праздников и развлечений включать таких русских народных героев как Емеля, Колобок, Баба Яга, Кикимора, Кощей, Леший, Лесовичок, Клоуны, Скоморохи и др. Ни один досуг или праздник не обходится без отгадывания загадок. В гости к малышам приходит Бабушка - Загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик, или какой-нибудь другой герой русской народной сказки. Народные загадки-шутки способствуют развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекают детей, дают возможность проявить себя. Также не один праздник не обходится без использования русских народных инструментов. Ложки, бубны, трещотки, погремушки… Казалось бы, совсем незатейливые, простые инструменты. Но как меняется звучание народной мелодии, когда дети их берут в руки и начинают играть. Эти инструменты буквально оживают в руках маленьких исполнителей, демонстрируя свою неповторимую окраску звучания, необычный колорит. Хочется отметить, что в нашем садике есть множество народных костюмов для детей и взрослых, музыкальных инструментов, это значительно облегчает работу музыкального руководителя в данном направлении. Очень хочется верить, что русской народной культуре, фольклору суждена долгая жизнь. Это зависит и от нас с вами, дорогие коллеги. Давайте поможем нашим детям понять, полюбить этот животворный исток народной мудрости, высокой нравственности и духовного богатства. Список используемой литературы:1.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой –М., 2015.2.Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей»: в 2ч. – М., 1997.3.Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 2000.4.Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1968.
X

x