Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Лапшина Наталья Юрьевна

Практикум для воспитателей дошкольного образования «Использование активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: Практикум для воспитателей дошкольного образования «Использование активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста»Автор: Лапшина Н.Ю., Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Бузулука «Детский сад комбинированного вида №4» (МДОАУ «Детский сад комбинированного вида №4»)Должность: старший воспитательЦель: ознакомление педагогов с использованием активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Задачи:1. Обобщить знания педагогов о понятии «универсальные учебные действия»2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме применения технологии активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения. 3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений на семинаре-практикуме в профессиональной деятельности.Примечание: Семинар-практикум проводится в форме метода «кейсов»Предварительная подготовка: подготовка видео-сюжетов: «Использование активных методов обучения в образовательном процессе», мультимедийной презентации «Активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста»; подборка практического материала для педагогов: «Банк АМО», «Правила организации АМО»;оформление модели «Системный оператор», карточек с перечнем универсальных учебных действий, рисунки формата А3 девочки и мальчика дошкольников. Ход практикумаОрганизационная часть: Модератор просит встать всех присутствующих в круг. Педагоги делятся на две подгруппы с помощью метода «Найди похожих».Модератор: «Я буду говорить фразы-утверждения, кому они из вас подходят, встаньте в центр круга»:У кого есть часы?Кто пришел в юбке?Кто единственный в семье? и т.д.У нас получилось два круга. Тот, кто стоит во внутреннем круге – это одна команда Андрюшки, прошу вас встать у соответствующего мольберта. Тот, кто во внешнем круге – Надюшкина команда, прошу вас встать у мольберта. Приветствие команд.Модератор: Сегодня мы с вами соберем кейс «Активных методов обучения», состоять он будет из нескольких отделений к каждому из которых, мы подберем ключ. Открываем первый кейс. кейс. Ситуация – оценки. «Современный дошкольник на этапе завершения дошкольного образования – это?».Обсуждение вопроса с педагогами вопроса: «Какими характеристиками возможных достижений должен обладать современный дошкольник на этапе завершения дошкольного образования?». Каждой команде предлагается перечень УУД и отстранённых качеств личности ребенка. Задача команды выбрать характеристики наиболее подходящие к ответу на поставленный вопрос (характеристики вывешиваются на мольберте на котором изображен контур дошкольника, каждая команда дает обоснование). Каждая команда прелагает свой перечень характеристик. Модератор: Как назвать эти характеристики другими словами? (УУД) «Можно ли сформировать эти действия в ребенке за один год?». Благодарю за ответы, прошу занять места в команде (команды садятся в два полукруга).Основная частьМодератор: Мы будем рассуждать на тему «Использование активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста». Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, направленных на формирование предпосылок универсальных учебных действий. Это одно из условий развития современного общества. Наше дошкольное учреждение на протяжении нескольких лет является базовой площадкой городского методического объединения по проблеме «Активные методы обучения» и на городском уровне не раз организовывала обмен опытом в данном направлении. Позвольте поделиться и с вами. Активные методы обучения (АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий (УУД). Для каждого этапа занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Существует 5 групп АМО:1 группа. Активные методы начала образовательного мероприятия - обеспечивают рабочий настрой и хорошую атмосферу группе и способствуют формированию коммуникативных УУД. (Поздороваемся локтями, познакомься с игрушкой).2 группа. Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений – позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и предварительную постановку целей занятия, и направлены на развитие личностных УУД (Мишка боится, воздушные шарики) группа. Активные методы презентации учебного материала - помогают сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом формируют регулятивные и познавательные УУД (корзина идей, синквейн). группа. Активные методы релаксации - способствуют снятию умственного и эмоционального напряжения, дают возможность участникам отдохнуть от активной познавательной деятельности и способствуют формированию коммуникативных и личностных УУД (Обезьян, слон, пальма, повторяй за мной). группа. Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия - направлены на подведение итогов занятия, помогают перевести детей к другим видам деятельности, формируют регулятивные УУД (Чемодан идей, метод ХИМС). Таким образом, АМО позволяют сформировать все 4 группы УУД. В качестве ключа, который поможет вам успешно ими овладеть будет памятка «Группы АМО» (приложение 1)Модератор: Открываем 2кейс. Ситуация-иллюстраций - «Ярмарка педагогических идей». Коллеги вашему вниманию представляем видеофрагменты АМО. В первом видеофрагменте вы просмотрите АМО на начало образовательного мероприятия «Стройся в ряд». (после видеофрагмента) Предлагаю обсудить: «Как можно использовать данный метод на занятии по математике в старшей группе?» (предложения педагогов). Следующий видеофрагмент направлен на выяснение ожиданий и опасений от предстоящего занятия «Человечки». (после видеофрагмента) Обсуждение: «Как можно упростить данный метод для детей младшего возраста?». В следующем видеофрагменте вы увидите тот же АМО «Человечки», но он будет нацелен на подведение итогов занятия. Обсуждение: «Какие могут быть другие варианты подведения итогов занятия?» Модератор: АМО можно интерпретировать в различных вариантах в соответствии с возрастом, темой занятия и на разных этапах занятия. Ключ к кейсу. Какие еще существуют АМО и где и в каких видах деятельности их можно использовать. Вам поможет следующий ключ к кейсу банк АМО и модель применения АМО (приложение 2) Открываем третий кейс-упражнений «АМО на презентацию учебного материала». 3 кейс. Ситуация-упражнений – «АМО на презентацию учебного материала». Сейчас мы с вами практически проиграем АМО на презентацию учебного материала. Метод «Составление кластера. Смысл этого метода заключается систематизации имеющиеся знаний по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В центре листа ключевое понятие (тема), а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Попробуем составить кластер по теме «Стул» (совместно с педагогами модератор оформляет на листе ватмана кластер по теме «Стул» схематично зарисовывая предложенные педагогами знания о стуле). Модератор: Метод «Системный оператор». Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. Системный оператор представляет собой таблицу, где в середине расположен объект - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект – настоящее время. Слева прошлое объекта, справа – будущее. Команде Андрюшке предстоит составить системный оператор о машине, Надюшкиной команде о березе. (каждая команда представляет свой системный оператор).Модератор: Ключ к кейсу – методика проведения АМО (представленных) на презентацию учебного материала (приложение 3). Коллеги мы открыли все кейсы и подобрали к ним ключи. Надеюсь, что мы убедили вас в том, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах и что немаловажное, формируют УУД: это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Основная цель практикума была показать интерактивность АМО, их роль в формировании предпосылок УУД. Помните слова Адольфа Дистервега, который говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Растите воспитанников с активной жизненной позицией. Спасибо за внимание! Приложение 1Памятка «Группы АМО»АМО начала образовательного мероприятия1 группа. Активные методы начала образовательного мероприятия - обеспечивают рабочий настрой и хорошую атмосферу группе и способствуют формированию коммуникативных УУД. (Поздороваемся локтями, познакомься с игрушкой).2 группа. Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений – позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и предварительную постановку целей занятия, и направлены на развитие личностных УУД (Мишка боится, воздушные шарики)3группа. Активные методы презентации учебного материала - помогают сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом формируют регулятивные и познавательные УУД (корзина идей, синквейн). 4Группа. Активные методы релаксации - способствуют снятию умственного и эмоционального напряжения, дают возможность участникам отдохнуть от активной познавательной деятельности и способствуют формированию коммуникативных и личностных УУД (Обезьян, слон, пальма, повторяй за мной). 5Группа. Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия - направлены на подведение итогов занятия, помогают перевести детей к другим видам деятельности, формируют регулятивные УУД (Чемодан идей, метод ХИМС). Таким образом, АМО позволяют сформировать все 4 группы УУД. В качестве ключа, который поможет вам успешно ими овладеть будет модель «Группы АМО».Приложение 2Банк АМО1 группа АМО начала образовательного мероприятияТакие забавные игры позволяют весело начать образовательную деятельность с детьми, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми в течение нескольких минут.Метод «Познакомься с игрушкой» Цель: запоминание имен, создание игровой, веселой обстановки Количество участников: от10 до 15. Продолжительность проведения : 10-15 минут Материалы: мягкая игрушка небольшого размера, лучше прикольная Проведение: Ведущий (В) говорит: « А у нас здесь не все, есть еще один участник и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись». Достается игрушка (И) и с ней ведется диалог. В: Ты почему не в кругу? И: Я боюсь. В: Чего? И: Вас тут много, вы все такие большие... и еще я никого не знаю. В: Ты как раз во время, мы как раз сейчас будем знакомиться. И: Вот здорово! В: Вот и хорошо, а ты мне поможешь. Как тебя зовут? И: Кока. В (участникам): Сейчас Кока будет знакомиться с каждым из вас. Когда он окажется у вас, вы ему представляетесь и называете предыдущих участников, так как Кока очень забывчивый. Ведущий показывает, как это делается. Идет круг. Игрушка возвращается и ведущий при помощи игрушки снова по кругу называет всех участников Примечание: диалог с игрушкой может быть самый разнообразный Метод "Любознательная Людмила ". Цель: расширение словарного запаса Численность: все участники (они становятся в круг). Время: 5-7 мин. Проведение: Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор"). Следующий называет себя («Я - привлекательный Павел). Третий участник добавляет к ним свое, и  так далее, по кругу. Варианты: Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации.Метод «Фруктовая корзина» Цель: развитие внимания, введение в деятельность Численность: без ограничений. Время: 10 мин.  Проведение: Дети усаживаются в круг, педагог стоит в центре. Педагог говорит, что все присутствующие находятся в корзине фруктов. Затем выбирают, кто каким фруктом будет (каждого вида по 2-3 человека). По команде педагога фрукты меняются местами: ЯБЛОКИ! ГРУШИ! БАНАНЫ!Варианты: Можно усложнить задание и местами меняются группы фруктов: ЯБЛОКИ и БАНАНЫ! ГРУШИ и ЯБЛОКИ! И т.д.2 группа АМО выяснение целей, ожиданий и опасенийТакие методы позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.       Метод «Мишка боится, что…»Цель: Помочь участникам высказать свои опасения вслух.Материалы: мишка или любая другая большая плюшевая игрушкаВремя работы: 3-5 мин.Структура работы: Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Участники по очереди берут игрушку и высказывают свои опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, я тоже иногда боюсь. А чаще всего я боюсь, когда нужно встречаться и работать с незнакомыми людьми. Во-первых, я боюсь…Метод «Воздушные шарики»Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельностиМатериалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.Время работы: 5 мин.Структура работы: Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому ребенку раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке.Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания - это воздушные шарики, а опасения - тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки - опасения можно убирать.3 группа АМО презентации учебного материалаМетод “Корзина идей”Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.Метод “Составление кластера”Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать как при проведении занятий так и в свободной деятельности. Кластер может стать итогом работы над какой – либо темой или продуктом проектной деятельности.4 группа АМО релаксацииМетод «Земля, воздух, огонь и вода»Цель – повысить уровень энергии в группе.Численность – вся группа.Время – 8-10 минутПроведение: педагог просит детей по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Дети начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.Примечание: Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.Метод «Домики, мышки, землетрясение»Цель: снятие эмоционального напряжения.Численность – вся группа.Время – 8-10 минутПроведение: Участники разбиваются по тройкам, где двое изображают «домик», подняв руки вверх в виде «крыши». А третий – «мышка» - находится в середине, т. е. в домике. По команде ведущего: «Мышки!», те, кто находится в середине, должны поменять «домики». По команде: «Домики!», те, кто стоял в парах, должны поменяться и найти другую мышку. По команде: «Землетрясение!» все участники должны поменяться местами и ролями.Метод «Обезьяна, слон пальма»Цель – активно и весело подвигаться, переключить вниманиеКоличество участников: от 10 человек.Время – 10 – 15 минутПроведение:Участники стоят в кругу. В центре педагог. Педагог предлагает участникам три слова и соответствующие им жесты: пальма – поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон – сложить руки на животе, предложите всем вместе прорепетировать жесты, чтобы убедиться, что все правильно поняли условие.задание: когда тренер показывает пальцем на кого-то в кругу и говорит какое-то слово, этот человек и два его соседа справа и слева выполняют необходимое движение.5 группа АМО подведения итогов образовательного мероприятияМетод ХИМСЦель: Выяснить впечатления детей от проведенной деятельностиВремя: 15 минутЧисленность: вся группаПроведение: Этот метод позволяет педагогу быстро выяснить впечатления детей от проведенной деятельности по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это, не очень понятное название метода:Хорошо….Интересно…Мешало…С собой возьму…Все дети отвечают на эти вопросы, анализируя тем самым деятельность.Метод «Чемодан наших успехов, достижений»Цель: подведение итогов занятияЧисленность: все участники Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок чемодана каждому участнику, фломастерыПроведение: Каждый из детей получает чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой.На стене оформляется плакат «Регистрация багажа», ребенок подходит к стойке и озвучивает наиболее нужные для него знания, умения и навыки, полученные им в ходе занятия.Метод «Солнце и туча»Цель: подведение итогов занятия Численность: все участники Материал: лист ватмана, на одной его части нарисованное солнце, а на другом – туча, маленькие тучки и солнышки на каждого ребенка Проведение: Дети озвучивают, что им понравилось в занятии, а что нет. Затем прикрепляют соответствующий значок на лист ватмана.Модель использования активных методов обучения в формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возрастаПриложение 3Активные методы обучения на презентацию учебного материалаМетод «Мозговой штурм»«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.Метод «Составление кластера»  Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Воспитанник записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.Системный операторМир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,Н/СН/СН/ССССП/СП/СП/Спрошлое настоящее будущеегде С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.Метод “Корзина идей”Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.Метод «Одежда». Данный метод направлен на концентрацию внимания участников. При использовании этого метода достигается сразу несколько результатов. Используется эффект визуализации того, что произносится. Соответственно, участники лучше воспринимают информацию. А также поддерживается их заинтересованность в том, что будет дальше.Принимать любые предложенные решения детей, на основе «проб» находить самое верное
X

x