Всего представлено работ: 243647

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Горбунова Елена Владимировна

Организация образовательной деятельности детей на прогулке в осенний период (Вторая младшая группа)

скачать документ

Вернуться назад

Организация образовательной деятельности детей на прогулке в осенний период (Вторая младшая группа)Горбунова Елена ВладимировнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №441 Кузнечик (МАДОУ "Детский сад № 441 "Кузнечик"г. Нижний Новгород)ВоспитательПрогулка №1 Наблюдение за травкой на участкеЦель: дать представление о травянистых растениях, развивать мышление, речь, учить различать цвета, объяснить, что нельзя брать в рот несъедобные предметы.Ход наблюденияЗагадка:На лугу растет она,Высока и зелена.С лугом простится – В сено превратится. (Трава)Стихотворения:Вольные травы Чай с травойШелковистая гнётся трава, Чай люблю я пить с травой,Ветерок её мягко колышет, Запахи вдыхаю,Пробуждаясь от лёгкого сна И, понятно, не одной,Она утренней свежестью дышит. Смесь предпочитаю Юрий Милов Ирина БутримоваТраваФомина Ольга АлексеевнаВы вдыхали среди летаЗапах скошенной травы? -На вопрос не жду ответа,И люблю его, как вы.Травка низкая по сравнению с деревьями. Она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком – она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.Беседа по вопросам: «Какого цвета травка? Какая она на ощупь? Кто ест травку? Можно ли деткам кушать травку?»Исследовательская деятельность:Найти на участке места, где трава пожелтела, а где еще стоит зеленаяДидактическая игра «Узнай друга по описанию» - учить узнавать своих товарищей по описанию воспитателя. Трудовая деятельность«Поможем дворнику в уборке участка» - воспитывать у детей желание помогать взрослым.Подвижные игры «Бездомный заяц» «Ловишки» Игровое упражнение «С кочки на кочку» Прыжки на двух ногах (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с ИльейПрыжки на двух ногах на местеИндивидуальная работа с АринойЗакрепить название города – Нижний НовгородСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще. Прогулка №2 Рассматривание осеннего дереваЦель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.Ход наблюденияСтихотворение:Поспевает брусника, стали дни холоднее,И от птичьего крика в сердце только грустнее.Стаи птиц улетают прочь, за синее море,Все деревья блистают в разноцветном уборе.Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части (ствол, ветки, листья (иголки)). Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев, но с наступлением осени они опадают. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. Стихотворение:- Почему к зиме деревья - А деревьям тоже нужноРаздеваются кругом? Раздеваться перед сном! В.ОрловИсследовательская деятельностьПредложить собрать семена березы, рассмотреть их, рассказать, на что похожи.Дидактическая игра «Играем в слова» (В.В.Гербова окт №2)Педагог называет слова, обозначающие большие предметы, а дети произносят слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие: дом – домик, книга – книжечка и т.д.Трудовая деятельностьПодмести с детьми пол на веранде, в домике, учить собирать игрушки.Цель: воспитывать трудолюбиеПодвижные игры:«Пузырь» «Ловишки» Игровое упражнение«С кочки на кочку» Прыжки на двух ногах (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с Димой Мупражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать ориентировку в пространстве.Индивидуальная работа с МашейЗакрепить названия овощей Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №3 Рассматривание сухого пескаЦель: познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок. Ход наблюденияРассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь. Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко)Как можно назвать песок? (Сыпучий)Художественное слово Песочница, песочница,В песке вся детвора.Построить домик хочется,Забавная игра.Речной песочек, меленький –Хорош для куличей.Склонился повар беленькийНад формочкой своей.А вот Андрюша с Васенькой –Ребята хоть кудаВезут в машинах красненькихПесок туда - сюда.Загадка.Он очень нужен детворе,Он на дорожке во дворе,Он и на стройке и на пляже,И он в стекле расплавлен даже. (Песок)Дидактическая игра «Что я построю из песка» - дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель – научить составлять предложения на заданную темуИсследовательская деятельностьРисование палочкой на влажном пескеТрудовая деятельностьОчистка песка от мусораПодвижные игры:«Найди себе пару» «Бездомный заяц» Игровое упражнение«С кочки на кочку» Прыжки на двух ногах (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с Мироном, АринойУпражнять в ходьбе в разных направленияхИндивидуальная работа с Катей«Что где находится»Цель: познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №4 Что нам осень подарилаЦель: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.Ход наблюденияВоспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы и т.д.). Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Уточнить их запах и вкус. Художественное словоЗдравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Е. Благинина Загадки: Желтый, а внутри он бел, Даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его — тотчас Слезы выступят из глаз. (Лук) Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь —сладко. (Яблоко) Бела, рассыпчата, вкусна И на столе всегда она. (Картошка) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох). Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Желтая курица Под тыном дуется. (Тыква) Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья) Сидит Ермошка На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек. (Капуста) Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта как мед, А вкус не тот. (Репа) Дидактическая игра. «Назови одним словом» – подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель – закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. Исследовательская деятельность: приходят на огород, рассматривают место, где были овощиТрудовая деятельность: собрать и засушить красивые листья для поделокПодвижные игры: «Догони мяч» «Бездомный заяц» Игровое упражнение: «С кочки на кочку» Прыжки на двух ногах (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с Василисой - Прыжки на двух ногах на месте.Индивидуальная работа с Андрюшей - Игра «Найди желтый листочек»Цель: формировать цветовое восприятие, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Прогулка № 5 Наблюдаем за небом и облакамиЦели: показать особенности осеннего неба; уточнить понятие «туча»Ход наблюденияПредложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Солнце выглянуло из-за туч. Старшим детям предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная»Примета: темные тучи на небе – будет дождь или снегХудожественное слово Туча небо кроет, Солнце не блестит,Ветер в поле воет, Дождик моросит... А. ПлещеевОсень все-таки теперь! Солнце бледнее, небо холоднее. Е. БлагининаУж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...А. ПушкинЗагадки Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже - Тем дождик ближе. {Туча)Голубая простыня Весь свет покрывает. (Небо)Дидактическая игра. «Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательныеИсследовательская деятельностьРассмотреть с детьми облака, предложить описать, на что они похожи Трудовая деятельностьСобрать природный материал., по окончании прогулки предложить собрать игрушки в корзинуПодвижные игры:«Ловишки» «Найди себе пару» Игровое упражнение«С кочки на кочку» Прыжки на двух ногах (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с ТолейИгровое упражнение с мячом: броски впередИндивидуальная работа с Тимофеем«Какой игрушки не хватает?»Цель: развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Прогулка №6 Наблюдаем за ветромЦели:  показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.Ход наблюденияС детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко. С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Дует ветер – вертушки крутятся на ветру. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Люди одеваются теплее. Погода ветреная – деревья качаются. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?Художественное слово Заунывный ветер гонитСтаю туч на край небес,Ель надломленная стонет, Глухо шепчет голый лес. Н.НекрасовВетрено, ветрено,Вся земля Проветрена?Ветер листья с ветокРазогнал по свету... И. ТокмаковаЗагадка. Фырчит, рычит,Ветки ломает,Пыль поднимает,Людей с ног сбивает,Слышишь его,Да не видишь его. (Ветер)Исследовательская деятельность: научить детей при помощи султанчиков определять силу ветраДидактическая игра: «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.Пальчиковая игра. «Осень».Ветер по лесу летал,Ветер листики считал:Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки – золотой.Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку. Трудовая деятельностьСбор крупного мусора на участке, собрать разлетевшиеся от ветра листьяПодвижные игры:«Поезд» «Кот и воробышки» Игровое упражнение:«Прокати – поймай» Прокатывание мячей друг другу (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с Кириллом, ПолинойУпражнять в прокатывании мяча друг другу.Индивидуальная работа с Димой С.Закрепить знания о домашних животных. Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №7 Наблюдение за тем, как одеты люди осеньюЦель: развивать наблюдательность, закреплять умение различать виды осенней одежды. Обогащение словаря: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки, не тужим, бойко шлепаем, чуланчик.Ход наблюденияКакое время года? Какая погода осенью? Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему?   (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.Какая есть одежда? (осенняя, зимняя, летняя) Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? Загадки:Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам. Станет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги) Почему осенью ты не носишь шубу? Сижу верхом, не ведая на ком. (Шапка) Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф). Разошлись мальчики в темные чуланчики, Каждый пальчик - в свой чуланчик. (Перчатки) Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода. Дидактические игры: «Подбери признак к предмету» Куртка какая?… (Осенняя)Трудовая деятельностьНасыпать корм в кормушки, продолжать за собой складывать игрушки.Подвижные игры«Найди свой домик» «Зайцы и волк» Игровое упражнение«Прокати – поймай» Прокатывание мячей друг другу (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с ВанейУпражнять в энергичном отталкивании мяча при прокатыванииИндивидуальная работа с Марком«Какого цвета?» - учить различать предметы (одежду) по цветуСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №8 Наблюдение за птицамиЦель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Ход наблюденияЗагадки:Вот пернатый городской, Посмотрите на балкон: Всюду жмется к людям. Он с утра воркует тут.Мы голодною зимой Эта птица – почтальон, С ним делиться будем, Пролетит любой маршрут.Просит серый озорник: (Голубь)«Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик - чирик, И замерз немножко!» (Воробей)Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева.Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона)Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – черные, все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.Голубь – птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик – чирик. Воробьи прыгают.Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.Исследовательская деятельность:Наблюдать за поведением птиц, посчитать, сколько птиц прилетает на участок.Дидактическая «Что за птица?» учить находить птиц на картинках.Подвижные игры«Кот и воробышки» «Найди свой домик» Игровое упражнение «Прокати – поймай» Прокатывание мячей друг другу (Л.И.Пензулаева)Трудовая деятельностьПодметаем бортики песочницы – воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.Индивидуальная работа (развитие движений) с ЗахаромУпражнять в прыжках с приземлением на полусогнутые ногиИндивидуальная работа с АлисойЗакрепить название фруктовСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №9  Наблюдение за солнцемЦели:  формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.Ход наблюденияПрочитать детям строфу из произведения К.Чуковского «Краденое солнце»: «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало». Спросить, когда лучше: когда светит солнышко или когда на небе тучки? Рассказать, что солнышку рады все: и звери, и растения. Почему? Потому что от него исходит тепло и радость. Кто еще рад ему? Прочитать стихотворение: Проснулось как-то солнышко – И тучкою пушистоюПора ему умыться, Накрылось с головой.Но из постели выбраться Всем объявило солнышко:Оно все не решится. – Сегодня выходной!С подушкой не расстанется: Ох, до чего капризно я- Посплю часок-другой… Осеннею порой! Т.ГеттеОтметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. Солнце реже появляется на небе. С каждым днем становится холоднее. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.Загадка. Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается, А в улыбке лучи Очень горячи. (Солнышко)Исследовательская деятельность:Предложить найти места, которые освещены солнцем. Сначала постоять там, а потом зайти в тень. Определить, где теплее. Выяснить, почему.Дидактическая игра «Не ошибись» (В.В.Гербова сент №3)Педагог называет предметы, например: яблоко. Слива, лимон?, а ребенок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «фрукты»Трудовая деятельность:Помощь взрослым в уборке опавшей листвы.Подвижные игры:«Поезд» «Зайцы и волк» Игровое упражнение «Прокати – поймай» Прокатывание мячей друг другу (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа (развитие движений) с Ульяной Л.Развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжкахИндивидуальная работа с Димой Е, Миланой ГИгра с пальчиками"Пальчик-мальчик, Где ты был?""Пальчик-мальчик, Где ты был?" -"С этим братцем -В лес ходил,С этим братцем -Щи варил,С этим братцем -Кашу ел,С этим братцем -Песни пелСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка №10 Наблюдение за работой дворникаЦель: закреплять знания детей о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику, воспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку.Скручена, связана, На кол навязанаИ по дому пляшет. (Метла.)Наш дворник с метлой и лопатой,В мороз, листопад и пургу.Сгребала, дорожки песком посыпала, Детей приучала к труду. Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.Исследовательская деятельность:Предложить найти на территории участка камешки крупные и мелкие, сравнить их по цвету, форме, величинеДидактическая игра «Один-много» - учить различать количество предметов.Трудовая деятельностьСобрать крупные ветки на участке – привлекать к выполнению простейших поручений.Подвижные игры«Найди свой домик» «Кот и воробышки» Игровое упражнение: «Прокати – поймай» Прокатывание мячей друг другу (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа. Развитие движений – с Андреем, КатейУпражнять детей в ловле мяча.Индивидуальная работа с НикитойЗакрепить названия предметов мебелиСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №11 Наблюдение за природой и ее сезонными изменениямиЦель: закрепить знание времени года, продолжать знакомить с природными явлениями осенью. Формировать представление о том, что состояние погоды в это время года часто меняется, что погоду можно определять по народным приметам.Ход наблюденияСтихотворение:Изменчива погода в октябре… Не балует нас теплыми деньками, Но, все же, как прекрасно во дворе – Деревья все укрыты кружевами… Федор ТютчевКогда мы утром просыпаемся, мы еще не знаем, какая будет погода. Ее можно узнать, если посмотреть на поведение птиц, окраску неба, поведение насекомых. Люди сами могут определять предстоящий день по народным приметам: подул ветер – жди перемены погоды; птицы жмутся к человеческому жилью – жди мороза; солнце прячется за тучу – к снегопаду. А какие приметы знаете вы?- Облака, движущиеся навстречу друг другу, - к ненастью.- Облака, быстро движущиеся в одну сторону, - к жаркой безветренной погоде.- Редкие облака – к ясной, но холодной погоде.- Густые, низкие, серые облака – к затяжной непогоде.- Облака – «барашки» - к скорым шквальным ветрам.- Пушистое белое облако зимой – к обильному снегопаду.Исследовательская деятельность:Предложить определить по небу и облакам, какая погода будет завтраДидактическая игра «Угадай по голосу» - образовывать глаголы от звукоподражательных слов (кукарекает, мяукает, чирикает и т.д.)Трудовая деятельность Собираем игрушки после прогулки – воспитывать желание убирать игрушки после игрПодвижные игры:«Поезд» «Воробушки и автомобиль» Игровое упражнение: «Быстрый мяч»Прокатывание мячей в прямом направлении. (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа:Развитие движений с Ульяной ЛУпражнять в беге с остановкой по сигналуИндивидуальная работа с МирославойЗакрепить признаки осениСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №12 Наблюдение за птицами во время кормленияЦели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.Ход наблюденияПеред прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).Загадка:Маленький мальчишка,в сером армячишке,По двору гуляет,крошки подбирает. (Воробей)Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.1. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)2. Как птицы кричат? 3. Как прыгают?Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)- Почему птиц называют друзьями человека? Можем ли мы прожить без них? Птицы радуют нас своим пением, они уничтожают вредителей растений, лечат деревья. Поэтому человек должен заботиться о них: чтобы зимой они не погибли, подкармливать их и охранять места птичьих «столовых» от кошек и собак.Стихотворение:Смастерили мы кормушки  Галку, черную как сажа, Для голодных зимних птиц: Мы не будем прогонять.  — Прилетайте к нам, подружки, Воробью-плутишке скажем: Стайки резвые синиц! — Только, чур, не воровать.Снегири, за ними следом  А сороки-стрекотушки К нам спешите под окно!  Знай, кричат: И мне! И я!Мы накормим вас обедом —  Собирайтесь у кормушки,Есть и просо и пшено. Все пернатые друзья! (Ю.Никонова)Исследовательская деятельность: понаблюдать с детьми, как птицы реагируют на то, что им насыпали корм, как ведут себя у кормушки, почему одни птицы более смелые, другие осторожныеДидактическая игра «Один - много» - учить различать количество предметов.Трудовая деятельностьПочистить участок от песка и сухих листьев, продолжать учить складывать за собой игрушкиПодвижные игры «Воробушки и автомобиль» «Трамвай»Игровое упражнение «Быстрый мяч»Прокатывание мячей в прямом направлении. (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа. Развитие движений (Тимофеем)Развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжкахИндивидуальная работа с Димой МЗакрепить виды транспортаСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №13 Наблюдение за кустиками Цели: формировать представление об основных частях кустарника; воспитывать бережное отношение к растительному миру.Ход наблюдения: Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки. Стихотворение: Красную ягоду дала мне рябина. Думал я, что сладкая, А она кислинка. То ли это ягодка просто не дозрела, Толь рябинка хитрая подшутить хотела.Исследовательская деятельность:Найти на участке детского сада деревья и кусты.Дидактическая игра «Назови детёныша домашнего животного» - развивать речь, закреплять знания о домашних животных.Трудовая деятельностьПочистить с детьми кормушки, насыпать кормПодвижные игры«Поезд» «Трамвай» Игровое упражнение «Быстрый мяч»Прокатывание мячей в прямом направлении. (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа. Развитие движений.(с Варей)Прыжки на двух ногах на местеИндивидуальная работа с АнейЗакрепить, что означают цвета светофораСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №14 Наблюдение за осенними работами на огородеЦели: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.Ход наблюденияДуют ветры буйные, Ходят тучи темные, Не видать в них света белого, Не видать в них солнца красного.Воспитатель задает детям вопросы. • Как изменились погода, природа?• Что изменилось в огороде?• Когда наступают холода, как вы одеваетесь?• Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.Уборкой урожая называют сбор овощей в огороде и сбор фруктов в саду. Кто же убирает овощи и фрукты? (Ответы детей.) Для чего это нужно? (Ответы детей.) А дети помогают взрослым? Какое у всех будет настроение после сбора овощей и фруктов? Что можно приготовить из собранного урожая?Стихотворение:Удивляется народ: И картофель, и капустаЧто за чудо-огород? Растут на грядках густо-густо. Здесь редис есть и салат, И все дружно говорят:Лук, петрушка и шпинат. «Мы растём здесь для ребят.Помидоры, огурцы За усердие и труд Зреют дружно — молодцы! Урожай весь соберут». (Е. Эрато) Загадка:В огороде стоит, Ничего не говорит. Сам не берёт И воронам не дает. (Огородное чучело)Дидактическая игра: «Один-много» - учить различать количество предметов.Трудовая деятельностьПочистить с детьми участок, кормушки, насыпать корм, подмести пол на верандеПодвижные игры «Поезд» «Воробушки и автомобиль» Игровое упражнение «Быстрый мяч»Прокатывание мячей в прямом направлении. (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа. Развитие движений с ДамиромС мячом – докати мяч до кегли (до кубика)Индивидуальная работа с Андреем Закрепить названия бытовых приборовСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка № 15 Наблюдение за растительным миромЦели: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.Ход наблюденияНа участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение. Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Объяснить, чем выше ель, тем она старшеИсследовательская деятельность: предложить пройти по всей территории детского сада и найти елиДидактическая игра «На нашем участке» Учить ориентироваться в пространстве, называть знакомые предметы.Трудовая деятельностьПо окончании прогулки предложить убрать за собой игрушкиПодвижные игры«Воробушки и автомобиль» «Трамвай» Игровое упражнение«Быстрый мяч»Прокатывание мячей в прямом направлении. (Л.И.Пензулаева)Индивидуальная работа. Развитие движений с МашейХодьба между предметамиИндивидуальная работа с КатейПовторить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №16 Наблюдение за природой и ее сезонными изменениямиЦели: продолжать знакомить детей с природными явлениями осенью: заморозки, затяжные дожди, реже светит солнце; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, расширению кругозора, поисково-исследовательской деятельности.Ход наблюденияУточнить у детей время года, спросить, почему становится холодно и утром можно увидеть на траве иней. Объяснить, что скоро наступит зима. Рассказать, как животные готовятся к зиме, птицы, деревья.Стихотворение – загадка: Без пальто и без ботинокНе вступай с ним в поединок.Только снимешь шарф и шапку,Он возьмет тебя в охапку. (Мороз) С. Птица.Исследовательская деятельностьПредложить определить по небу и облакам, какая погода будет завтра.Дидактическая игра «Что из чего получается» (В.В.Гербова ноябрь №1)Из брусники получается брусничный сок, из клюквы…, моркови…, свеклы…, тыквы…, из помидоров…Трудовая деятельностьУборка и наведение порядка на территории. По окончании прогулки предложить собрать игрушки в корзину. Цель: воспитывать желание трудиться.Подвижные игры«Поймай комара» «Птички в гнездышках» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений.Упражнять Никиту, Андрея в ходьбе по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналуИндивидуальная работа с МирономБеседа «Как зовут твоих родных?»Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №17 Наблюдение за перелетными птицамиЦели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.Ход наблюденияВоды зашумели быстрого ручья,Птицы улетают в теплые края.Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают?Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде. Весной птицы вернутся к нам вновь.Стихотворение: Птицы улетели, стали дни короче.Солнышка не видно, темны-темны ночи… А.ПлещеевВоспитатель предлагает детям закончить предложение:Воробей маленький, а журавль….(большой)Утка серая, а лебедь…(белый)Исследовательская деятельность Предложить найти птицу на территории детского сада.Дидактическая игра «Чья вещь?» (В.В.Гербова, окт № 1) Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.Трудовая деятельность: Почистить с детьми кормушки, насыпать корм, подмести пол на верандеПодвижные игры «Наседка и цыплята»«Лохматый пес» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений.Упражнять Аню, Захара в беге по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналуИндивидуальная работа с Димой ЕЗакрепить особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки)Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №18 Наблюдение за рябинойЦели: продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной рябины.Ход наблюденияСтихотворение:С рябиной свежей вазу поставили на стол.Ее заметил сразу лишь в комнату вошел.Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,Нарисую ягодки — влажные и яркие,В каплях — бусинки росы удивительной красы.Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины?Исследовательская деятельность: понаблюдать, какие птицы прилетают к рябинеДидактическая игра «Играем в слова» (В.В.Гербова, окт №2)Упражнять детей в образовании слов по аналогии (дом – домик, горшок – горшочек…)Трудовая деятельность: уборка территорииЦель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослымПодвижные игры«Поймай комара» «Наседка и цыплята» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений.Упражнять Марка и Мирославу в прокатывании мяча друг другуИндивидуальная работа с ВасилисойЗакрепить названия овощей, различать их по виду, формеСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки: дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеПрогулка №19 Наблюдение за погодойЦели: познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду. Продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстникамиХод наблюденияПредлагается рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дать по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее дети вместе с воспитателем определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Если есть, то какой (холодный, пронзительный) Предложить детям посмотреть на ветви деревьев, на вертушки – крутятся ли они или стоят на месте. Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Обсудить температурные особенности погоды. Обратить внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предложить дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Исследовательская деятельность: Предложить определить по небу и облакам, какая погода будет завтра Дидактическая игра «Наведем порядок» (И.А.Помораева, В.А.Позина стр 41)Цель: совершенствование умения находить один и много предметов. Трудовая деятельность: Почистить кормушки, насыпать корм; учить складывать игрушкиЦель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормитьПодвижные игры «Лохматый пес» «Птички в гнездышках» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений с АлександромУпражнять в прыжках с продвижением впередИндивидуальная работа с Ильей«Чья дорожка длиннее?»Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (длинный – короткий; длиннее – короче)Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее. Итог прогулки: Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще.Прогулка № 20 Наблюдение за трудом инструктора по физической культуреЦель: дать представление о том, что инструктор по физической культуре учит разнообразным движениям, ловкости, смелости.Ход наблюденияПонаблюдать с детьми проведение физкультурного занятия у детей старшей группы. Рассказать о деятельности инструктора по физической культуре, его роли в укреплении здоровья детей. Почему, когда человек стоит на холоде без движения, он начинает мерзнуть?Что надо делать, чтобы согреться? (Надо больше двигаться)Стихотворение: Надо спортом заниматься!Надо спортом заниматься,Надо-надо закаляться!Надо первым быть во всем, Нам морозы нипочем! А.Бах.Организовать совместную игру детей младшей и старшей групп.Исследовательская деятельность:Предложить вниманию детей баночку с теплой водой. Дети должны потрогать и убедиться, что вода в баночке теплая. В конце прогулки предложить вновь потрогать ее. Что произошло?Дидактическая игра «Кому что нужно»Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы повару.Трудовая деятельность: кормление птицЦель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных порученийПодвижные игры«Наседка и цыплята» «Птички в гнездышках» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений.Упражнять Ульяну К, Диму С. в ходьбе и беге с остановкой по сигналуИндивидуальная работа с ТоликомЗакрепить основные части автомобиляСвободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки: Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще Прогулка № 21 Наблюдение за деревьямиЦель: продолжать знакомить детей с деревьями, которые произрастают на территории детского сада, закрепить названия лиственных и хвойных пород. Рассказать, как деревья готовятся встречать зиму. Объяснить, что деревья – место обитания зверей и птиц. Развивать любознательность, наблюдательность, поисково-исследовательскую деятельность, воспитывать любовь к растениям и заботу о них.Ход наблюденияРассмотреть с детьми березу, ель, сосну, рябину, тополь. Закрепить их названия. Рассмотреть строение, полюбоваться ими. Наблюдать за тем, на какие деревья чаще садятся птицы. Почему? Рассказать, что деревья в холодный период года отдыхают. Когда выпадет много снега, он укроет их корни и им будет тепло.Стихотворение:Почему к зиме деревья Раздеваются кругом?- А деревьям тоже нужноРаздеваться перед сном! В.Орлов. Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.) Ни листочка, ни травинки!Тихим стал наш сад.И берёзки и осинкиСкучные стоят.Только ёлочка однаВесела и зелена.Видно, ей мороз не страшен,Видно смелая она!Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит, потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?Исследовательская деятельность:Предложить собрать в ведерки еловые иголки и шишки, рассмотреть их.Дидактическая игра «Что за птица?»Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную памятьТрудовая деятельность: вместе с детьми обрезание сломанных веточек у деревьев, взрыхление земли граблями, подсыпание ее к корням деревьев. Объяснение значения этих действий для растений.Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями. Прививать бережное отношение к природе.Подвижные игры«Поймай комара» «Лохматый пес» Игровое упражнение «Быстро возьми» (Л.И.Пензулаева)Ходьба вокруг кубиков, лежащих на земле. По сигналу остановиться, взять кубик, поднять его над головой.Индивидуальная работа. Развитие движений с КирилломРазвивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжкахИндивидуальная работа с МашейЗакрепить основные части тела птиц (голова, туловище, две лапы, хвост, два крыла)Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателяЦель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.Итог прогулки:Дети рассказывают о том, что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать ещеСписок использованной литературы:1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. : Мозаика – синтез, 2015.2.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 20143.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года). – М.: Мозаика-Синтез, 20114.Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 20055.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцева М.М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1991
X

x