Всего представлено работ: 243810

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Анфалова Эльмира Рафиковна

Воспитание культуры поведения детей среднейгруппы посредством развивающей среды.

скачать документ

Вернуться назад

Г. ЧелябинскМАДОУ"Детский сад № 40- г. Челябинска Какаду"Воспитатель высшей категории Эльмира Рафиковна АнфаловаВоспитание культуры поведения детей средней группы посредством предметно-развивающей среды. В современных условиях жизни большинство родителей все свое время посвящают добыванию средств к существованию, используют свое свободное время для решения бытовых проблем, иногда для своего личного хобби, оставляя на воспитание детей жалкие крохи. Молодые бабушки еще работают или занимаются садоводством, рукоделием, только не внуками. Внешнее окружение оставляет желать лучшего. Во дворах подозрительные компании, в СМИ разгул агрессии и пошлости. Чего приходится ожидать? Мы часто наблюдаем в общественных местах безкультурное поведение детей и их родителей: сорят, громко спорят, расталкивают других людей, откровенно хамят и не соблюдают правил безопасности. Зачастую даже порядочный родитель не может успокоить своего разбушевавшегося малыша. Детский сад стал основным источником воспитания детей, в том числе чуть ли не единственным местом привития навыков культурного поведения. Мы влияем не только на детей, но и на родителей как своим непосредственным примером общения, всей жизнью детского и педагогического коллективов, но и целенаправленной работой в разных формах – консультации, тематические собрания, праздники, домашние задания… В данной статье хочу остановиться на одной из составляющих воспиатния культуры поведения детей – создании предметно- развивающей среды. Для лучшего понимания проблемы сделаем обзор современной программы воспитания и обучения дошкольников, реализуемой в нашем детском саду. ЧДОУ детский сад «Какаду» работает по программе «Детство», учитывая и новые образовательные стандарты для дошкольных организаций, которые, в свою очередь, опираются на концепцию воспитания, принятую в 1989 году. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, поддержанием инициативы и спонтанности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.Одной из особенностей детей пятого года жизни является, по словам авторов программы, пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем, частые заявления-жалобы детей должны служить для воспитателя сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Среди интегративных качеств личности ребенка, к достижению развития которых стремимся к концу года, наиболее значимы в аспекте культуры поведения :Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.Таким образом, можно выделить основныезадачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:•формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни; •учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; •познакомить с правилами культуры поведения; •воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; •научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей. В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми. Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей. В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка. Можно сделать вывод, что пятый год жизни – благоприятный период приучения к правилам поведения в обществе. Вместе с тем, современные дети редко отличаются послушанием, чаще они капризны и избалованны, состояние отягчается врожденными и приобретенными заболеваниями нервной системы, возрастным кризисом. Поэтому к традиционным методам воспитания, таким, как убеждение, пример, образец, приучение, внушение, замечание, порицание, поручение, инсценировка, проигрывание ситуации, чтение литературы… я использую наглядный материал – иллюстрации и схемы, знаки правил поведения в предметно-развивающей среде группы.Я сочетаю такие инновационные технологии, как проект и моделирование. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Творческой работой становится создание моделей, схем, алгоритмов поведения. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Проблемы ставим через разыгрывание ситуаций с помощью игрушек, настольного театра, решение бытовых задач, процесс сюжетно-ролевой игры. Моделирование – наглядно-практический метод обучения, при котором развивают мышление ребенка с помощью специальных схем, моделей, воспроизводящих скрытые свойства и связи того или иного объекта. В целях реализации задач воспитания культуры поведения детей в средней группе детского сада я активно использовала возможности предметно-развивающей среды, дополняла ее с помощью родителей, но в основном, схемы к правилам, атрибуты к играм появлялись в результате детской проектной деятельности, созданы руками детей. Для развития навыков свободного общения, речевого этикета в группе обязательно оборудованы зоны для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека», «Почта», используется мобильная мебель для игр «Автобус», «Корабль», «Лесное путешествие». Для закрепления дружелюбного поведения организован «уголок дружбы», где размещены схематичные правила взаимоотношений мальчиков и девочек, правила совместных игр. Для напоминания о правилах поведения в группе во время игр и на занятиях, во время приема пищи использую знаки на красном, зеленом и желтом фоне по принципу светофора. На красном – запрещающие знаки: запрещено бегать и кричать, ходить неопрятным, лохматым, быть сердитым и злым, капризничать, приносить оружие(игрушечное), сутулиться за столомНа зеленом – то, что можно и нужно делать: быть опрятным, причесанным, доброжелательным, мыть руки, смотреть и слушать внимательно, делать старательно, сидеть правильно за столом.На желтом – то, что требует осторожности или бережного отношения: вещи и игрушки, ножницы, ножи и вилки, книги. По такому же принципу появлялись знаки правил безопасного поведения на улице, в природе, дома, создавались алгоритмы действия при пожаре, при переходе проезжей части. В умывальной комнате размещена схема умывания, в уголке дежурства – схема сервировки стола, правила подготовки к дежурству. В уголке книг – правила обращения с книгой.В раздевалке – схемы последовательного одевания и правильного расположения вещей в шкафчике. Так, постоянное зрительное восприятие правил поведения позволяет автоматизировать их соблюдение без нудных нравоучений, окриков. Дети учат друг друга, указывая на знаки, объясняют, тем самым развивают коммуникативные и интеллектуальные способности. Задачи, поставленные в начале года успешно реализованы, что показал мониторинг качества усвоения образовательной программы на конец года.
X

x