Всего представлено работ: 242008

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Игнатова Наталья Викторовна

ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

скачать документ

Вернуться назад

ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИгнатова Наталья Викторовна.Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение, (МДОУ «Детский сад №«15»), город Магнитогорск.Воспитатель. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Игры различаются по характерным особенностям, содержанию, по тому, какое место они занимают в жизни детей. В развитие детей старшей группы используются: сюжетно-ролевые игры, игры– драматизации, строительные игры, дидактические игры с правилами. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Особенность сюжетно-ролевой игры.Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерным занятием дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупская.Сюжетно-ролевые игры дети формируют сами при некотором руководстве воспитателя. Основой является детская инициатива, формирование отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых». Креативный характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок перевоплощается в того, кого изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу. Активный интерес к жизни людей и животных. Потребность в общественно значимой деятельности, ребенок удовлетворяет себя через игровые действия.Психолог А.В. Запорожец замечает: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».Игра формирует оптимистичный характер ребёнка. Сложный процесс в игре, мальчики и девочки воссоздают, моделируют явления реальной жизни, переживают их, и это наполняет их жизнь богатым содержанием и остаётся в памяти на долгие годы.Средства изображения в игре.В сюжетно-ролевой игре, средством изображения являются роль и игровые действия. По характеру, чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным. Играя в магазин, изображают продавца и покупателя. В больницу, врача и больного.Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой.Сюжетно-ролевая игра, требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять, влиять на игровой замысел и развитие, обогащая содержание жизни детей, педагог расширяет их представления о труде и быте взрослых, тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Педагог наставник в процессе игры имеет свои особенности: он способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению ролей, проявлению доброжелательных отношении. Он должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными и вне игры. Воспитатель показывает действия через роли, выполняемые детьми. Например, спрашивает мальчика, выполняющего роль врача в больнице: где кабинет, кто больной, почему нет в больнице тех или иных медикаментов, удобно ли больным, кто будет делать уколы? И подсказывает, пациенты благодарят врача, а он вежливо приглашает, при необходимости, обращаться в больницу.Очень важным является участие педагога в игре. Он воздействует на развитие застенчивых детей, пробуждает у них уверенность в своей деятельности, создавая положительное влияние к ним со стороны других детей, также позволяет ограничивать поведение водящего, который иногда подавляет инициативу сверстников, навязывая свои правила игры коллективу. При завершении, воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекает к обсуждению, подчеркивает положительные взаимоотношения ее участников. Все это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Необходимо проанализировать, обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективистских начал.Игра - драматизации в воспитании дошкольника.Игры-драматизации: роли, обусловлены сюжетом того или иного литературного произведения, сказки. С помощью игры, дошкольники лучше усваивают содержание, последовательность событий, их развитие и взаимодействие. С детьми старшей группы не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития, все это способствует быстрому ее усвоению. Ребенок, играя, выражает свои чувства в слове, жесте, интонации.Оригинальность строительных игр.Строительная игра - являются разновидностью игры, которая отражает окружающий нас мир в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Дети строят дома, мосты, железные дороги и многое другое. Они используют свой творческий замысел в индивидуальное решение конструктивных задач. Педагогу важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Например, девочки задумали стать моделью, у них возникла необходимость строить подиум.Строительная игра может быть, как самостоятельная, так, и основана на сюжетно-ролевой игре. Например, строят школу, а потом играют в учителей и учеников.Дети старшей группы возводят уже довольно сложные постройки, практически узнают простейшие законы физики. Развивающее и воспитательное влияние строительных игр заключено в идейном содержании и определяется в замысле, что требует предварительного обдумывания: что построить, в какой последовательности должно идти строительство, из какого материала. Всё это способствует развитию конструктивного мышления.У детей старшей группы большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Дети узнают о цели игры, последовательности действий, порядка обязанностей, поощряет обсуждение ими игрового замысла, поддерживает интересные предложения, это развивает у детей самостоятельность мысли и поиска.Активное участие детей и правильность руководства игрой, определяют удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.В старшей группе возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий, получение удовольствия от заслуженной похвалы и способность учесть критические замечания.Итак, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является: использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение плоскостного изображения в объемную постройку.Оригинальность дидактических игр.Дидактическая игра, содержит все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. При наличии дидактической задачи в игре, подчеркивает обучающий характер, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.Как правило, игровая задача заложена в самом названии игры: «Да и нет, не говорить», «Определи, на что похоже». Интерес к ней, стремление выполнить ее, активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.Правилам, нужно учить. Лишь при этом условии, игра становится содержательной и приобретает обучающий характер. Обучение осуществляется через пробный ход педагога, показ и раскрытия образа. Введение многих правил, выполнение их по принуждению, приводит к отрицательным результатам. Достаточно лишь немного изменить правила и тем самым выправить нарушение. Правила, постепенно усваиваются детьми. Благодаря ним, они правильно оценивают свои действий и действия сверстников. Понимая, когда правила нарушаются. Важен результат дидактической игры - показатель уровня достижений детей в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто победа, достигнутая любым путем.Руководство дидактическими играми.В старшей группе, непосредственно образовательная деятельность, связана с помощью дидактических настольных игр. Воспитатель намечает последовательность игры, дидактические задачи, игровые правила. Настольные игры с правилами: лото, домино, с тематическими картинками. Воспитатель использует пробный ход, использует поощрительные жетончики, смайлики, фишки - все это фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.Словесные пояснения, указания, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию действий. Недопустимы частые замечания, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Воспитатель, руководя играми, применяет разнообразные средства воздействия на дошкольников, используя разные формы организации. Являясь участникам, незаметно для детей направляет игру, поддерживает, сопереживает с ними. Польза дидактических игр.А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, как со сверстниками, так и с взрослыми. Созданные условия, которые требуют от детей, способность вместе играть, направлять своё поведение, быть честным, сговорчивым, уступчивым и справедливым.Следовательно, игра – ведущая деятельность дошкольников. Этому виду детского творчества присущи все особенности игры как деятельности. Оказывает влияние на все стороны развития и воспитание личности ребенка-дошкольника. Список использованной литературы Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А.В.Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1965. - №10. – 73 с.Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университетское. - 1999. – 234 с.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании: монография / Н.К. Крупская.- М.: Просвещение, 1973. – 204 с.Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966. – 347 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин. -  М.: Издательский центр «Академия», 1960. – 145 с.
X

x