Всего представлено работ: 243850

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Давлетшина Альбина Дамировна

Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Хлеб - всему голова»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №271 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНЗанятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Хлеб - всему голова» Подготовила: воспитатель Давлетшина Альбина Дамировна Тема: «Хлеб –всему голова»Программное содержание. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба, которые использовались древними славянами: борона, соха, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу. Предварительная работа. Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе. Ход занятия. Воспитатель. Велика и необъятна вся российская странаУрожаями богаты наши нивы и поля.У народа есть слова - хлеб всей жизни голова!Славится он первым на земле, славится он первым на столе.А знаете, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное - работой пахнет хлеб!Тем , кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу,Тем , кто землю глубоко острым плугом пашет,Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим. Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб. Воспитатель.(поднимает хлеб) Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие! Кузя . Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил. Воспитатель. Как тебе, Кузя, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно. Кузя. Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил, сколько хочешь и ни какой трудности. Воспитатель . Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь, оказывается. Давайте, ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну , тогда будь внимателен. Воспитатель . В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная: овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится. Вы о нём узнаете, отгадав загадку. Всем нужен, но не всякий сделает.(хлеб) К хлебу всегда было особое уважение, т.к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда. Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок - поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами. Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами: Падай, падай, белый снег! Хвати , хватит всем на всех, Падай, падай на село, на гусиное крыло! Поле белым укрывай - будет летом урожай! Как только наступала весна, плугом пахали землю, сеяли зёрна и обращались к солнцу. Ну - ка , Солнце милое, пригрей да приласкай, Чтобы золотистый вырос урожай! Бывало, зачастую , что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику. Дождик , дождик, поливай, будет славный урожай, Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница, И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод! Я предлагаю показать Кузе, какие хороводы водили наши предки. Исполняется хоровод « Земелюшка - чернозём». Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением.Согнут в дугу - летом в лугу, зимой на крюку. Правильно – это серп. Дальше обмолот и размол муки. Кто помнит, какие хлебные изделия выпекают из муки? Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу Богатырь-муковоз на завод муку повёз От завода - автомата льётся тёплый, свежий запах. Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки, Куличи да калачи, сладкие коврижки А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные! Мы не сразу их съедим. Пусть остынут - поглядим! Я предлагаю поиграть в игру которая называется: «Кто быстрее найдёт свой калач». Куда везут муку с мельницы? Кто помнит, как выпекают хлеб и где? Как назывют людей работающих на пекарне? Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай. Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И, на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. -Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. - Я - пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл. Как вы думаете, хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода ,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить. Входит работница пекарни с караваем. Вот он хлебушко душистый, с хрустящей корочкой, Вот, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле! С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки. Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил! Воспитатель . Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице? Кузя. Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда? Дети. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз. Кузя:Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй. Труд –его имя. Мир –его отчество. И для народа он самый родной! Кузя прощается. Желает всего хорошего. Воспитатель . Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете, Кузя будет плохо обращаться с хлебом? А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать ? А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.
X

x