Всего представлено работ: 242072
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Паршева Елена Сергеевна
Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью
скачать документВернуться назад
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3»
Тема: Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью
Выполнила: воспитатель
Паршева Е.С.
Волгоград
2019 г
Содержание
Введение
3
1. Особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью
5
2. Проведенная работа по формированию навыков общения в игровой деятельности
8
Заключение
12
Список использованной литературы
13
Введение
В последнее время многие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К этому выводу приходят не только педагоги, но и родители. Они замечают, что дети в настоящее время не знают, как завести разговор, правильно обращаться к человеку, стесняются при ответе на вопросы. Многие не умеют поддерживать диалог, не умеют правильно выражать свои положительные эмоции, сопереживать. По причине отсутствия сформированный правил коммуникации, дети либо часто конфликтуют друг с другом, либо ни с кем не общаются. Однако, умение общаться с окружающими людьми позволяет любому человеку более успешно реализовываться в обществе, проявляя себя в разнообразных видах деятельности, позволяя сформировать положительное отношение к нему. Наибольшими проблемами обладают дети, имеющие интеллектуальные нарушения. У данной категории детей имеются проблемы в формировании речи, общении, воспроизведении двигательных функций, учебной и игровой деятельности.
Имеющиеся несовершенства, связанные с особенностями развития данной категории детей безусловно влияют на формирование коммуникативных навыков, на социализацию в обществе, а также эффективность обучения различным умениям. Данная информация подтверждает актуальность рассмотрения данного вопроса в теории и практике педагогики и психологии.
Данная актуальность подтверждает необходимость рассмотрения темы: тему: Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: коммуникативные умения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности.
Предмет – процесс развития коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности как основу социализации и интеграции.
Цель: создание условий для оптимального развития коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности для рассмотрения этого фактора как основы успешной социализации и интеграции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью;
2. Описать проведенную работу по формированию навыков общения в игровой деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные можно использовать в работе педагогов при разработке программы, направленной на развитие коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности.
Особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью
Процессы взаимопонимания между людьми всегда будут оставаться актуальными, однако у детей с интеллектуальной недостаточностью этот вопрос будет всегда стоять наиболее остро.
Приходя в 1 класс коррекционной школы, дети проявляют агрессивность, расторможенность, дефицит внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, и другими нарушениями, продиктованные состоянием здоровья. У таких детей ослаблены процессы адаптации и имеются проблемы в форсированности коммуникативных навыков. Часть детей не посещали дошкольных учреждений и испытывают особенные сложности с установлением социальных контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Последние исследования показывают, что возможность успешной социализации и интеграции напрямую зависит от того, насколько у детей с интеллектуальной недостаточностью сформированы навыки общения. По имеющейся информации известно, что благодаря особенностям развития ребенка с интеллектуальными нарушениями происходят позже, чем у обычного ребенка. Варианты коммуникаций должны быть представлены в среде сверстников, организованы с помощью педагогов.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в словесном выражении своих желаний, намерений, чувств и потребностей. Поэтому необходимо организовывать их коммуникативную систему, способствующую развитие навыков общения. Упрощает процесс запоминание и закрепляет навыки именно участие в игровой деятельности, т.к. в этом случае обучение навыкам коммуникации воспринимается как обязательное условие участия в игре. Активизировать его участия в организованном игровом процессе, способствует его интеграции в широкий социум. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.
Речь является достаточно значимой функцией психики, позволяющей познать окружающий мир и самостоятельно войти в социум. Только осваивая искусство общения происходит на становление человека как личности. Согласно мнению ученого С. В. Бориснева, коммуникацией называют процесс, состоящий из восприятия и передачи информации между людьми в процессе общения, имеющее различные каналы, с привлечением коммуникативных средств.
В состав коммуникативного общения входят следующие средства:
1.использование языковых средств в виде владения и воспроизводства системы слов и выражений, руководствуясь правилами их соединения;
2. использование осмысленных высказываний для организации общения; включение различных паралингвистических средств.
3.Паралингвистические средства (тембр, громкость, жесты, почерк и т.д.).
Интересным является естественность коммуникативной формы, формирование которой происходит во время индивидуального развития человека, однако коммуникации должен обучать взрослый, направляя на усвоение определенных способов и правил общения, мотивируя использовать разные языковые средства и участвовать в диалоге.
Начало школьного обучения соотносится со значимым отрезком жизни любого ребенка, особенно ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Благодаря общению в школе, расширяется круг человеческих взаимодействий. Испытывая большое желание включиться во взрослую жизнь, ребенок старается принимать в ней активное участие.
Игровая деятельность позволяет осуществлять взаимосвязь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием речи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию. Без специального коррекционного обучения и организации специальных условий полноценная социализация и интеграция их в общество невозможна.
В исследовании проблемы подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к социализации и интеграции в общество здоровых людей важное место занимает вопрос об их речевой готовности к общению. Поскольку умственная отсталость возникает вследствие поражения головного мозга ребенка на самых ранних этапах жизни или в результате наследственной отягощенности, его дальнейшее развитие протекает глубоко своеобразно. Общая психическая недостаточность обусловливает качественное своеобразие и значительную затрудненность развития поздно возникающей речи, которая часто не успевает сформироваться к моменту поступления умственно отсталых детей в школу. Характерной чертой детей-олигофренов является системное нарушение всех составляющих речи, речевая замкнутость, неумение общаться, фрагментарное понимание обращенной речи. С одной стороны, дети с интеллектуальной недостаточностью стремятся к общению с окружающими, а с другой, в силу неразвитости коммуникации не могут полноценно общаться, что приводит их к изоляции и накладывает отпечаток на формирование личностных качеств.
Результаты исследований дают основание полагать, что активная речевая деятельность у детей младшего школьного возраста находится на весьма низком уровне. Необходим поиск новых путей формирования речевого общения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведенная работа по формированию навыков общения в игровой деятельности
Первоначально моей целью в работе с воспитанниками 1 «А» класса, заключалась в:
- развитие пассивного и активного словаря детей;
-развитие понимания обращенной речи;
- развивать способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова.
- накопление у них слов для пассивного словаря, понимание ими обращенной речи.
В качестве дидактических игр были использованы следующие: «Чудесный мешочек» или «Выставка». В этих играх у детей была возможность сначала односложно (просто называя предмет), и далее составляя словосочетания и предложения описывать предмет, участвующий в игре. Большой популярностью пользуется игра «Съедобное-несъедобное», позволяющая развивать скорость реакции и словарь детей.
Для побуждения к действиям давалась словесная инструкция, при необходимости повторяющаяся неоднократно для достижения необходимого результата.
Первоначально использовались простые формулировки инструкций, позволяющие отследить степень понимания реакции конкретного ребенка. Затем инструкции усложнялись и дополнялись. Все инструкции сопровождались уточняющими жестами.
Далее формировалась связь между предметом и образом, что позволяло со временем более успешно соотносить одно с другим, активизируя использования речевых конструкций. Для развития внимания и коммуникативных умений использовались игры: Лото, «ходилки», настольные игры о профессиях, цветах, временах года. Необходимо также отметить, что для формирования речевого общения во время игровой деятельности большое значение придавалось созданию положительного эмоционального фона, важного для установления между детьми дружеских отношений.
Благодаря этим играм у детей 1 «А» появилось больше информации о цветах, профессиях, временах года и т.д.,т.к. во время каждой игры (например Лото) задавался ряд вопросов, позволяющих ребенку ответить, описать предмет или животное, его функции и соотнести их с представленными вариантами (например, животное и его детеныша). Во время игры по типу «ходилки», дети учились случать инструкцию, выполнять, понимали необходимость следования общим правилам (последовательность хода определяли в некоторых случаях победителя). Происходило обучение воспитанников правилам честности. Каждый в первую очередь следил за соперником, нежели за собой, поэтому продолжается работа по сосредоточению на том, чтобы следить за своими действиями.
Самым успешным и интересным для детей с интеллектуальными нарушениями стали сюжетно-ролевые игры о профессиях. Были выбраны профессии «Врач», «Продавец», «Повар», а также включена игра «Автобус». В этих играх удалось наиболее полно и ярко воспроизводить фразовую речь, соответствующую ситуации. Используя различные ролевые игры, стимулирующие коммуникативные потребности детей с нарушением интеллекта, проводилось стимулирование детей к ведению диалога. Главное внимание уделялось развитию активного словаря, преодолению лексико-грамматических нарушений, обращено внимание на закрепление и автоматизацию навыков коммуникации.
В начале любой игры, связанной с профессией, задавались вводные вопросы, определяющие изначальную информированность детей о профессии, ее особенностях и целях. Далее проводилось объяснение того, как работает каждый представитель профессии и что необходимо сделать, что бы игра получилась интересной. В игре участвовало несколько человек, которые со временем пробовали себя в разных ролях, например, в роли продавца и покупателя, повара, официанта и гостя, и т.д. Каждый ребенок отмечал свои успехи, обсуждал их со сверстниками, взрослыми, успешно корректировал свое поведение в соответствии с ролью.
Интересным и положительным фактом стало то, что со временем помощь взрослого в этих играх стала только направляющей и контролирующей, т.к. постепенно дети стали самостоятельно формировать коммуникации, добавляя в собственные игры новые и интересные детали и фразы. При подготовке инвентаря использовались подручные материалы, имеющиеся в игровой, а именно игрушки для продажи, листочки, на которых сами дети писали изученные цифры от 1 до 6 и т.д.
Новым направлением, которое только начало свое использование стало изготовление собственных игрушек из пластилина (в данном случае в морской теме). Игра «Аквариум» побудила детей придумывать героев своего морского пространства. С помощью воспитателя дети научились лепить простых морских животных: черепах, рыб, акул, дельфинов, морских звезд и т.д. Дети стали сами создавать уют в своем «морском доме», добавив к ним оформление аквариума, добавления элементов интерьера в виде камешков и водорослей. Задавая наводящие вопросы удалось узнать то, что дети знают о морском мире, познакомиться с морскими представителями, создавая своих животных в совместной деятельности между сверстниками и воспитателем.
Подвижные игры позволили детям реализовать свой потенциал в проявлении активности. Игры, имеющие театральную направленность пользовались успехом. Например, игра «Море волнуется» позволила детям проявить свои способности к преображению, изображая фигуры животных, и т.д. Одной из интересных для детей игр стала игра «Цвета». В игровой дети по очереди искали несколько предметов различного цвета. Побеждал тот, кто быстрее и правильнее будет находить предметы нужного цвета.
Заключение
В результате обучения большинство детей стали более активными участниками игровой деятельности, что способствует повышению их инициативности в речевом общении, а в конечном счете является залогом их социализации и успешной интеграции в мир.
При работе с детьми со сниженным интеллектом выделяются специальные задачи, имеющие выраженное коррекционное содержание и направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития. К ним относятся развитие смысловой стороны речи, ситу-активности речи, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря, формирование фразовой речи, развитие инициативной речи и др.
Наблюдения за реальным процессом общения детей со сниженным интеллектом в игре показали, что они достаточно хорошо переносят навыки обучения игре в самостоятельную деятельность, однако часто при этом не вступают в речевые контакты с окружающими без специального побуждения, не полностью употребляют тот словарь, который удалось выявить у них, часто используют слова, не связанные с темой игры.
Список использованной литературы
Андреева, Г.А. Социальная психология / Г.А. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - 384 с.
Бориснёв С. В. Социология коммуникации. - М. 2013.
Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия / под. ред. И.В. Дубровина, А.М. Грикожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2016. 320 с.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - СПб.: Свет, 2017. - 254 с.
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 2015. 112 с.
Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст]: Рабочая книга родителей. М.: Педагогика, 2010. - 56 с.
HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER148
Тема: Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью
Выполнила: воспитатель
Паршева Е.С.
Волгоград
2019 г
Содержание
Введение
3
1. Особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью
5
2. Проведенная работа по формированию навыков общения в игровой деятельности
8
Заключение
12
Список использованной литературы
13
Введение
В последнее время многие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К этому выводу приходят не только педагоги, но и родители. Они замечают, что дети в настоящее время не знают, как завести разговор, правильно обращаться к человеку, стесняются при ответе на вопросы. Многие не умеют поддерживать диалог, не умеют правильно выражать свои положительные эмоции, сопереживать. По причине отсутствия сформированный правил коммуникации, дети либо часто конфликтуют друг с другом, либо ни с кем не общаются. Однако, умение общаться с окружающими людьми позволяет любому человеку более успешно реализовываться в обществе, проявляя себя в разнообразных видах деятельности, позволяя сформировать положительное отношение к нему. Наибольшими проблемами обладают дети, имеющие интеллектуальные нарушения. У данной категории детей имеются проблемы в формировании речи, общении, воспроизведении двигательных функций, учебной и игровой деятельности.
Имеющиеся несовершенства, связанные с особенностями развития данной категории детей безусловно влияют на формирование коммуникативных навыков, на социализацию в обществе, а также эффективность обучения различным умениям. Данная информация подтверждает актуальность рассмотрения данного вопроса в теории и практике педагогики и психологии.
Данная актуальность подтверждает необходимость рассмотрения темы: тему: Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: коммуникативные умения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности.
Предмет – процесс развития коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности как основу социализации и интеграции.
Цель: создание условий для оптимального развития коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности для рассмотрения этого фактора как основы успешной социализации и интеграции.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью;
2. Описать проведенную работу по формированию навыков общения в игровой деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные можно использовать в работе педагогов при разработке программы, направленной на развитие коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в игровой деятельности.
Особенности коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью
Процессы взаимопонимания между людьми всегда будут оставаться актуальными, однако у детей с интеллектуальной недостаточностью этот вопрос будет всегда стоять наиболее остро.
Приходя в 1 класс коррекционной школы, дети проявляют агрессивность, расторможенность, дефицит внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, и другими нарушениями, продиктованные состоянием здоровья. У таких детей ослаблены процессы адаптации и имеются проблемы в форсированности коммуникативных навыков. Часть детей не посещали дошкольных учреждений и испытывают особенные сложности с установлением социальных контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Последние исследования показывают, что возможность успешной социализации и интеграции напрямую зависит от того, насколько у детей с интеллектуальной недостаточностью сформированы навыки общения. По имеющейся информации известно, что благодаря особенностям развития ребенка с интеллектуальными нарушениями происходят позже, чем у обычного ребенка. Варианты коммуникаций должны быть представлены в среде сверстников, организованы с помощью педагогов.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в словесном выражении своих желаний, намерений, чувств и потребностей. Поэтому необходимо организовывать их коммуникативную систему, способствующую развитие навыков общения. Упрощает процесс запоминание и закрепляет навыки именно участие в игровой деятельности, т.к. в этом случае обучение навыкам коммуникации воспринимается как обязательное условие участия в игре. Активизировать его участия в организованном игровом процессе, способствует его интеграции в широкий социум. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.
Речь является достаточно значимой функцией психики, позволяющей познать окружающий мир и самостоятельно войти в социум. Только осваивая искусство общения происходит на становление человека как личности. Согласно мнению ученого С. В. Бориснева, коммуникацией называют процесс, состоящий из восприятия и передачи информации между людьми в процессе общения, имеющее различные каналы, с привлечением коммуникативных средств.
В состав коммуникативного общения входят следующие средства:
1.использование языковых средств в виде владения и воспроизводства системы слов и выражений, руководствуясь правилами их соединения;
2. использование осмысленных высказываний для организации общения; включение различных паралингвистических средств.
3.Паралингвистические средства (тембр, громкость, жесты, почерк и т.д.).
Интересным является естественность коммуникативной формы, формирование которой происходит во время индивидуального развития человека, однако коммуникации должен обучать взрослый, направляя на усвоение определенных способов и правил общения, мотивируя использовать разные языковые средства и участвовать в диалоге.
Начало школьного обучения соотносится со значимым отрезком жизни любого ребенка, особенно ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Благодаря общению в школе, расширяется круг человеческих взаимодействий. Испытывая большое желание включиться во взрослую жизнь, ребенок старается принимать в ней активное участие.
Игровая деятельность позволяет осуществлять взаимосвязь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием речи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию. Без специального коррекционного обучения и организации специальных условий полноценная социализация и интеграция их в общество невозможна.
В исследовании проблемы подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к социализации и интеграции в общество здоровых людей важное место занимает вопрос об их речевой готовности к общению. Поскольку умственная отсталость возникает вследствие поражения головного мозга ребенка на самых ранних этапах жизни или в результате наследственной отягощенности, его дальнейшее развитие протекает глубоко своеобразно. Общая психическая недостаточность обусловливает качественное своеобразие и значительную затрудненность развития поздно возникающей речи, которая часто не успевает сформироваться к моменту поступления умственно отсталых детей в школу. Характерной чертой детей-олигофренов является системное нарушение всех составляющих речи, речевая замкнутость, неумение общаться, фрагментарное понимание обращенной речи. С одной стороны, дети с интеллектуальной недостаточностью стремятся к общению с окружающими, а с другой, в силу неразвитости коммуникации не могут полноценно общаться, что приводит их к изоляции и накладывает отпечаток на формирование личностных качеств.
Результаты исследований дают основание полагать, что активная речевая деятельность у детей младшего школьного возраста находится на весьма низком уровне. Необходим поиск новых путей формирования речевого общения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведенная работа по формированию навыков общения в игровой деятельности
Первоначально моей целью в работе с воспитанниками 1 «А» класса, заключалась в:
- развитие пассивного и активного словаря детей;
-развитие понимания обращенной речи;
- развивать способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова.
- накопление у них слов для пассивного словаря, понимание ими обращенной речи.
В качестве дидактических игр были использованы следующие: «Чудесный мешочек» или «Выставка». В этих играх у детей была возможность сначала односложно (просто называя предмет), и далее составляя словосочетания и предложения описывать предмет, участвующий в игре. Большой популярностью пользуется игра «Съедобное-несъедобное», позволяющая развивать скорость реакции и словарь детей.
Для побуждения к действиям давалась словесная инструкция, при необходимости повторяющаяся неоднократно для достижения необходимого результата.
Первоначально использовались простые формулировки инструкций, позволяющие отследить степень понимания реакции конкретного ребенка. Затем инструкции усложнялись и дополнялись. Все инструкции сопровождались уточняющими жестами.
Далее формировалась связь между предметом и образом, что позволяло со временем более успешно соотносить одно с другим, активизируя использования речевых конструкций. Для развития внимания и коммуникативных умений использовались игры: Лото, «ходилки», настольные игры о профессиях, цветах, временах года. Необходимо также отметить, что для формирования речевого общения во время игровой деятельности большое значение придавалось созданию положительного эмоционального фона, важного для установления между детьми дружеских отношений.
Благодаря этим играм у детей 1 «А» появилось больше информации о цветах, профессиях, временах года и т.д.,т.к. во время каждой игры (например Лото) задавался ряд вопросов, позволяющих ребенку ответить, описать предмет или животное, его функции и соотнести их с представленными вариантами (например, животное и его детеныша). Во время игры по типу «ходилки», дети учились случать инструкцию, выполнять, понимали необходимость следования общим правилам (последовательность хода определяли в некоторых случаях победителя). Происходило обучение воспитанников правилам честности. Каждый в первую очередь следил за соперником, нежели за собой, поэтому продолжается работа по сосредоточению на том, чтобы следить за своими действиями.
Самым успешным и интересным для детей с интеллектуальными нарушениями стали сюжетно-ролевые игры о профессиях. Были выбраны профессии «Врач», «Продавец», «Повар», а также включена игра «Автобус». В этих играх удалось наиболее полно и ярко воспроизводить фразовую речь, соответствующую ситуации. Используя различные ролевые игры, стимулирующие коммуникативные потребности детей с нарушением интеллекта, проводилось стимулирование детей к ведению диалога. Главное внимание уделялось развитию активного словаря, преодолению лексико-грамматических нарушений, обращено внимание на закрепление и автоматизацию навыков коммуникации.
В начале любой игры, связанной с профессией, задавались вводные вопросы, определяющие изначальную информированность детей о профессии, ее особенностях и целях. Далее проводилось объяснение того, как работает каждый представитель профессии и что необходимо сделать, что бы игра получилась интересной. В игре участвовало несколько человек, которые со временем пробовали себя в разных ролях, например, в роли продавца и покупателя, повара, официанта и гостя, и т.д. Каждый ребенок отмечал свои успехи, обсуждал их со сверстниками, взрослыми, успешно корректировал свое поведение в соответствии с ролью.
Интересным и положительным фактом стало то, что со временем помощь взрослого в этих играх стала только направляющей и контролирующей, т.к. постепенно дети стали самостоятельно формировать коммуникации, добавляя в собственные игры новые и интересные детали и фразы. При подготовке инвентаря использовались подручные материалы, имеющиеся в игровой, а именно игрушки для продажи, листочки, на которых сами дети писали изученные цифры от 1 до 6 и т.д.
Новым направлением, которое только начало свое использование стало изготовление собственных игрушек из пластилина (в данном случае в морской теме). Игра «Аквариум» побудила детей придумывать героев своего морского пространства. С помощью воспитателя дети научились лепить простых морских животных: черепах, рыб, акул, дельфинов, морских звезд и т.д. Дети стали сами создавать уют в своем «морском доме», добавив к ним оформление аквариума, добавления элементов интерьера в виде камешков и водорослей. Задавая наводящие вопросы удалось узнать то, что дети знают о морском мире, познакомиться с морскими представителями, создавая своих животных в совместной деятельности между сверстниками и воспитателем.
Подвижные игры позволили детям реализовать свой потенциал в проявлении активности. Игры, имеющие театральную направленность пользовались успехом. Например, игра «Море волнуется» позволила детям проявить свои способности к преображению, изображая фигуры животных, и т.д. Одной из интересных для детей игр стала игра «Цвета». В игровой дети по очереди искали несколько предметов различного цвета. Побеждал тот, кто быстрее и правильнее будет находить предметы нужного цвета.
Заключение
В результате обучения большинство детей стали более активными участниками игровой деятельности, что способствует повышению их инициативности в речевом общении, а в конечном счете является залогом их социализации и успешной интеграции в мир.
При работе с детьми со сниженным интеллектом выделяются специальные задачи, имеющие выраженное коррекционное содержание и направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития. К ним относятся развитие смысловой стороны речи, ситу-активности речи, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря, формирование фразовой речи, развитие инициативной речи и др.
Наблюдения за реальным процессом общения детей со сниженным интеллектом в игре показали, что они достаточно хорошо переносят навыки обучения игре в самостоятельную деятельность, однако часто при этом не вступают в речевые контакты с окружающими без специального побуждения, не полностью употребляют тот словарь, который удалось выявить у них, часто используют слова, не связанные с темой игры.
Список использованной литературы
Андреева, Г.А. Социальная психология / Г.А. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - 384 с.
Бориснёв С. В. Социология коммуникации. - М. 2013.
Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия / под. ред. И.В. Дубровина, А.М. Грикожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2016. 320 с.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - СПб.: Свет, 2017. - 254 с.
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 2015. 112 с.
Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст]: Рабочая книга родителей. М.: Педагогика, 2010. - 56 с.
HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER148