Всего представлено работ: 243737

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Бутенкова Евгения Григорьевна

МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

скачать документ

Вернуться назад

МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНеобходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (отражая правильно в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Представления о времени у детей затруднены, что связано, по мнению Т. Д. Рихтерман, со специфическими свойствами времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешность в обучении или затормозит это продвижение. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова, Е. Н. Лебеденко и другие. В частности, Т. Д. Рихтерман выделяет следующие аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера - сегодна - завтра» до более сложных «прошлое - настоящее - будущее» и т. д.); понимание последовательности событий, действий, явлений. Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику дошкольной образовательной организации (ДОО) различных форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование. Моделирование - это «замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна».Элементарное моделирование начинается с младшего дошкольного возраста. В этот период ребёнок пытается заменить окружающие его объекты геометрическими фигурами (яблоко - шаром, тарелку - кругом, поднос - овалом и т. д.) и наоборот. Это элементарное кодирование и декодирование информации. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. В частности, такая деятельность организуется при знакомстве с временными эталонами, планом, схемой, что в дальнейшем служит основой для развития теоретического (абстрактного) мышления. С помощью модели можно давать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал. Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. Модель - это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение. В научной литературе представлены разнообразные модели, которые могут быть использованы в обучении детей, в частности, модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова), конструированию (Л. А. Парамонова, Б. П. Никитин), для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева) и представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова), для развития временных представлений (Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова, А. И. Фунтикова, А. Д. Давидчук) и моделирования на плоскостных материалах (Г. А. Репина). Т. Д. Рихтерман раскрыла основные особенности использования плоскостной модели для ознакомления детей с сутками, днями недели, временами года, часами и др. Она создала круговую модель «Круговое движение», которая подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.
X

x