Всего представлено работ: 243760

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Боровикова Татьяна Григорьевна

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

скачать документ

Вернуться назад

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ     Декоративно прикладное  творчество является  важнейшим     средством  формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, которое  позволяет нам сделать окружающий мир интереснее, ярче,  насыщеннее и красивее! Именно на  занятиях по  декоративно-прикладному  творчеству,  развиваются творческие способности детей.Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.             Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».                                                                                              Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности детей, выделим компоненты творческих (креативных) способностей обучающихся:  творческоемышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.                Для творческого развития детей существуют различные технологии, некоторые из них  я использую  в своей практике: игровые и проектные.                 Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Играя, дети  осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей[4]. Формы проведения игр могут быть самыми разнообразными: «путешествие», викторины, соревнование, КВН.            Метод проектов относится к  инновационным  педагогическим  технологиям, которые  открывают новые возможности воспитания и обучения детей. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Каждый проект – маленький шажок на пути к  культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.           Занятия в творческой мастерской «Интерьерные фантазии», строятся на  индивидуальной особенности каждого ребёнка, помогая развитию творческих способностей при работе с природным  материалом. Работа  строится так, чтобы дать учащимся представления о значении работы с природным материалом в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.На первом этапе (1 год занятий, познавательный уровень) основное внимание уделяется   работе с бумагой. Аппликация из бумаги является наиболее интересной и доступной для детей младшего школьного возраста. Простота ее обработки  стимулирует творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, увидеть результат работы по окончании занятия. В процессе образования  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, а также  положительно влияет  на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.На втором этапе (2 год обучения, углублённо-практический) основное внимание уделяется работе с природным материалом: засушенными растениями и работе с соломкой, изготовлению аппликаций и панно из этих материалов.     Эта работа требует более осторожного обращения, поэтому она более сложна. Но она заключает в себе  большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. На первых занятиях  ребенок работает по заданию педагога, а затем самостоятельно разрабатывает сюжет, подбирает природный материал и выполняет работу, что способствует развитию навыков и творческих способностей.             На третьем этапе (3 год обучения)  воспитанники знакомятся с основными правилами и приемами изготовления декоративных панно с использованием природного материала. В объединении этого года рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих – творческих – проектов. Воспитанники сами, с учетом увлечений и потребностей определяют материалы и изделия, над которыми будут работать. Это уже творчески самостоятельное объединение, в котором руководитель является главным образом техническим  консультантом, старшим  товарищем.Оптимальным условием для решения задач развития творческих способностей детей на основе  декоративно – прикладного творчества в  системе дополнительного образования выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных проблем, а планомерное, целенаправленное использование их на практике.  Таким образом, декоративно – прикладное творчество способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к  творчеству.                                   Используемая литература:1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.                                                                                                                        2. Теплов Б. М. "Способности и одаренность".Москва;1961 г                                   3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304 с.
X

x