Всего представлено работ: 244047

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Полещук Наталья Викторовна

Сюжетно -ролевая игра "Зоопарк"

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»Проект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»Подготовила:Полещук Н.В. п.Красный Коммунар, 2018 г.Постановка проблемыДля детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.Актуальность проекта.Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.Вид проекта:краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.Сроки реализации: С 1 по 20 марта 2019 г. Реализуется в режиме дня.Участники проектной деятельности:Дети младшей группы, педагоги,родители.Виды деятельности:совместная деятельность.Направление развития: Познавательное развитие;социально-коммуникативное развитие;художественно-эстетическое развитие;физическое развитие;речевое развитие.Цель проекта:Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.Задачи:продолжать обогащать игровой опыт детей;формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;прививать нормы и правила поведения в совместной игре.активизация словаря:. экскурсовод, ветеринар, вольер, охранник, кассир.зоопарк контролёрЭтапы проекта:Первый этап - подготовительный:постанова проблемы;составление плана и паспорта проекта;составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;создание соответствующей развивающей среды;подбор методической и художественной литературы;информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.презентация и обсуждение проекта на МПС;Второй этап:постановка проблемы вместе с детьми;вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).Третий этап:тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, рисование, творческая игра).Четвёртый этап:анализ проекта.Предполагаемые итоги реализации проекта:отражение в игре впечатлений о посещении зоопарка, деятельности людей, связанных с зоопарком;построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).Сопутствующие сюжеты: «Автобус», «Касса»,фотосемка.Выполнение проекта.Раздел программыФормы и методы работыПознавательное развитиеРассматривание альбомов, энциклопедий о животном мире.● Беседа «Особенности жизни животных в родных климатических условиях»● Беседа «Животные травоядные, хищники»● Подбор загадок о животных.Развитие речиСоставление рассказов о животном● Беседы с детьми «Профессии людей в зоопарке»● Рассматривание иллюстраций «профессии»● Что расскажет предмет.Ознакомление с художественной литературой● С.Маршак «Детки в клетке» «Где обедал воробей?», ● Л.Шевченко «В зоопарке»● Ш.Нугаев «Рассказы о зоопарке» В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица»Игровая деятельность-Проведение дидактических игр: «Животные и их детёныши», «Кто, где живёт?», домино «Веселое Сафари», -Изготовление альбома «Зоопарк», «Дикие животные»;Изобразительная деятельностьработа с раскрасками по теме - ЗоопаркИзображение животных трафаретами-Изготовление корма для животных (из пластилина, цветной бумаги);Конструированиепостройка автобуса;Музыкальная деятельностьслушание песен, танцевальной музыки;Про жирафа», «Черепаха», «Медвежий сон», «Сказка о тигренке»Работа с родителямиоформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»;консультация «Играем вместе»;привлечение родителей к изготовлению атрибутов, Изготовление билетов;-деньги;-Изготовление указателей;-Изготовление таблички «Зоопарк»; -Изготовление макета ЗоопаркЭтапы развития сюжетной – ролевой игры «зоопарк»ВозрастХарактер игровых действийВыполнение ролиРазвитие сюжета в воображаемой ситуации3-4 годаОтдельные игровые действия носят условный характер.Роль осуществляется фактически, но не навязывается.Сюжет – цепочка из 2-3-х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый4 – 5 летВзаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер.Роль называется, дети могут по ходу менять роль.Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.5 – 6 летПереход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей.Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры.Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых.6 – 7 летОтображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна.Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала.Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.Перспективный план подготовки к игре «Зоопарк»ВозрастСюжетыРолиАтрибутыИгровые действияРечевые обороты3-4 АвтобусВодительРуль, детские стульчикиПомогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином.«Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется».КонтролёрСумка, билетыЗдоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки.«Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Зоопарк», «Не забывайте вещи».Покупка билетовКассирКасса,билеты,деньгиЗдоровается с детьми, берёт деньги, выдаёт билеты «Здравствуйте», «Приходите еще», «До свидания»,«Чтобы зайти на территорию зоопарка нужно приобрести в кассе билеты», « Возьмите сдачу, пожалуйста»Контролёрбланкипроверяет билеты, надрывает билеты посетителей, которые уже вошли в зоопарк. «Здравствуйте, предъявите, пожалуйста, ваш билет»«Приходите еще», «Возьмите, пожалуйста», «До свидания!»Экскурсия в зоопаркэкскурсоводБрошюры о животныхРассказывает о диких животных«Здравствуйте» «Приходите ещё» «Досвидания»5-6ветеринарГрадусник, фонендоскоп, таблетки,бинт,вата, шприц,мазиЛечит диких животныхКак зовут больного?Что у вас случилось, На что жалуетесь?Давайте померим температуру!Давайте проверим шёрстку.Давайте осмотрим лапки!4-5Уборщик вольеровдДетскиеграбли, мешок,бутылочка,фрукты,ведро с тряпочкойУбирает клетки следит за чистотой животных6-7директор ноутбук,бланки,печать,сейф.Выполняет административные дела«Здравствуйте » «Что случилось?» «Приходите к нам ещё»ПосетителиБилеты ,брошюрки о животныхПосетители покупают в кассе билет, после чего предъявляют контролёру для того чтобы попасть в зоопарк.«Здравствуйте, я хотел бы купить билет в зоопарк» «Спасибо!» «Здравствуйте, вот возьмите, пожалуйста»,«До свидания!»Этапы игровой деятельностиПроцессСовместная деятельностьпедагога и детейДеятельностьпедагогаПодготовительныйВыявление проблемыДиагностика игровых навыков, игровой средыДиагностическая методика Обрисовка сюжетной канвыВоспитатель везёт детей на экскурсию в зоопаркИзучение литературы:Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть».Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников».Организационная работаЧтение произведений С.Маршак «Детки в клетке» «Где обедал воробей?», Л.Шевченко «В зоопарке»Ш.Нугаев «Рассказы о зоопарке» В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица»Продуктивные виды деятельности.Изготовление атрибутов для игры.«Зоопарк».Беседы с детьми: о работе кассира,шофёра контролёра экскурсовода.Рассматривание:альбома «Дикие животные»Лепка «корм для животных».Дидактические игры: «Животные и их детёныши», «Кто, где живёт?», домино « Веселое Сафари», Сделать макет зоопарка(дикие животные вольеры)Работас родителямиПосещение родителей с детьми зоопарка.Консультации для родителей: Сюжетно-ролевой игры»;«Играем вместе»;ОсновнойСистематизация информацииПринятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «зоопарк» Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.Игровая деятельностьПоиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры.Взаимосвязь партнеров.Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.ЗаключительныйИтог Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игрыПодведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений.План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».Цель: формирование умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.Задачи:побуждать детей творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в зоопарке; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители; обеспечить развитие игры; учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру; формировать навык речевого этикета; развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;воспитывать уважение к людям разных профессий.Структуры Общие методические приемыМетодиче6ские приемы, используемые в игреЗадачи Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры. Формировать умение обозначать свои роли –посетитель, экскурсовод, контролёр, шофер,кассир.Учить выполнять роли: кассир–продаёт, контролёр–проверяет билеты,экскурсовод–рассказывает о животных,Шофер – развозит пассажиров, Общая стратегия игровых взаимодействий с детьмиСоздать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры. Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры.Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры.Способы руководства игройПровести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль.Задать детям вопрос о том, что делают в зоопарке, С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.Структура сюжета игрыМногоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.Из детского сада едут в зоопарк, из зоопарка– в детский сад. Поощрять самостоятельность детей. Словарный минимумЧасть словаряПрофессии шофер, контролёр, кассир,посетитель.экскурсоводИнструменты Касса деньги билеты Трудовые действияПродаёт проверяет рассказывает водитКачество трудаВежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.Построение ролевого диалогаРоли Ролевые действияКонтролёрПроверяет билетыэкскурсоводПроводит экскурсию по зоопарку рассказывает одиких животныхКассир Принимает деньги от покупателя, выдает билеты. даёт сдачуШофер Привозитпассажиров,объявляет остановку.Подготовка к игре:приемы, направленные на обогащение впечатлений;составление плана-сюжета: определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)определить сопутствующие сюжеты;атрибуты к игре; оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).Изготовление атрибутовОбогащение впечатлениямиОбучение игровым приемамИзготовление билетов;-денег;-Изготовление афишы;-Изготовление таблички «Зоопарк»; «Касса» -Изготоаление макета Зоопарк* Просмотр мультфильма «Айболит»* С. Я. Маршака «Детки в клетке» «Где обедал воробей?»,*В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица»*Л.Шевченко «В зоопарке»*Ш.Нугаев «Рассказы о зоопарке»Дидактические игры:*«Животные и их детёныши», «Кто, где живёт?», домино « Веселое Сафари», -Изготовление альбома «Зоопарк», «Дикие животные»;-Повторить правила поведения в общественных местах:- здороваться при встрече с работниками зоопарка;- громко не разговаривать на территории зоопарка;- соблюдать технику безо-пасности не заходить в вольеры к животным и не просовывать руки;- поблагодарить экскурсовода по окончании экскурсии;- дать образцы ролевых диалогов, образцы вхождения в роль: с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика); путём вживания в роль (мимика, жесты);- ввести игровую атрибутику и предметы-заместители;- дать образец использования игровой среды (продаёт билеты,проверяет билеты, водит автобуспроводит экскурсию).Ход игры.приемы создания интереса к игре(полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);сговор на игру:определение плана-сюжета планирование игрыраспределение ролейсоздание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;приемы поддержания и развития игры:внесение дополнительных атрибутовучастие педагога во второстепенных ролях показ новых игровых действиинапоминание, вопросывведение новых игровых ситуаций оценка;приемы формирования взаимоотношений в игре:напоминания о взаимоотношениях направление на внимание друг к другупоощрение вежливости.Используемая литература:Таблица взаимодействия ролейшоферкассирконтролёрэкскурсоводУборщик вольеровветиринарпоситительпассажиршофёрРазвозит пассажиров.Общаются, выполняют совместную работуОбщаются Общаются, выполняют совместную работу. ---Общаются спрашивает остановку---кассирОбщаются, выполняют совместную работуПродаёт билеты. Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу..общаютсяПлатит деньги за билет в зоопаркОбщаются платит деньги за проезд---контролёр Общаются проверяет наличие билетаОбщаются Проверяет наличие билета..Общаются даёт билет на проверку---Общаются даёт билет на проверку---экскурсоводОбщается рассказывает о диких животныхОбщаются, дает сведения о бльных животныхОбщаются слушают рассказ о диких животныхветеринарОбщаются развозит больных животныхОбщаются узнаёт о самочувствии питомцевОбщаются контролирует чистоту животныхЛечит больных животных смотрит за питомцамипосетительОбщаются приобретают билетыОбщаются проверяет билетыОбщаются слушает рассказ о питомцах зоопарка---Общаются делятся впечатлениями слушают экскурсоводаУборщик вольеровОбщаются увозит мусорДаёт рекомендации как кормить животныхпассажирШофер отвозит пассажира в зоопаркОбщаютсяПлатит деньги за проездобщаютсяПроверяет билеты------. Общаютсяспрашивает остановкуДиректор зоопаркаОбщаются контролирует ситуацию ОбщаютсяСдаёт кассуОбщаются контролирует ситуациюОбщаются контролирует время и количество экскурсийОбщаютсяКонтролирует ситуациюОбщаются контролирует ситуациюОбщаются спрашивает впечатления
X

x