Всего представлено работ: 244092

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Колесникова Лариса Ивановна

«Известные российские пианисты, оказавшие влияние на развитие ансамблевого творчества 20-го века в нашей стране»

скачать документ

Вернуться назад

«Известные российские пианисты, оказавшие влияние на развитие ансамблевого творчества 20-го века в нашей стране» (Лекция для учащихся музыкальных школ)Автор Колесникова Лариса Ивановна, преподаватель, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2 Энгельсского муниципального образования» (МБУДО «ДШИ№2 ЭМР») , г. Энгельс, Саратовская обл.История возникновения фортепианного ансамбля уходит своими корнями далеко в историю. В эпоху барокко, а может еще и раньше. Сначала фортепианный ансамбль существовал как импровизационный жанр творчества, но вскоре привлек к себе внимание композиторов. За эти века он прошел путь от семейного музицирования через салонное исполнительство к наивысшей своей стадии – выходу на широкие концертные площадки. Расцветом ансамблевого фортепианного творчества принято считать 2 половину 19 века так как именно тогда практически все известные композиторы обращались к этому жанру, подарив миру множество дуэтных шедевров, а фортепианный дуэт вышел на широкие концертные площадки Русского музыкального общества и обеих консерваторий.Стали популярными всевозможные транскрипции, объясняющие необычайный репертуарный взрыв. Также у слушателей вызывали интерес многочисленные эксперименты с количеством исполнителей в фортепианных ансамблях. (Известно состоявшееся в России исполнение увертюры из Вильгельма Телля в 1854 году 20-ю пианистами в 40 рук. В 1869 году прошел концерт в Рио-де-Жанейро, в котором приняли участие 32 исполнителя за 16 фортепиано и т.д.)И, наконец, с середины 19 века начали образовываться фортепианные дуэты с постоянными участниками. Так был популярен семейный дуэт братьев Рубинштейнов, Вера и Наталья Погожевы, несомненно, являлись стабильным фортепианным дуэтом. И, конечно, нужно назвать имена блистательных Теодора Лешетицкого и Анны Есиповой, чей успешный дуэт, просуществовав более десяти лет.И вот настал 20 век, вобравший в себя все лучшие музыкальные традиции истории, в том числе и традиции ансамблевого фортепианного исполнительства. Формирование курса фортепианного ансамбля, как отдельной дисциплины в отечественной традиции тесно связано с именами братьев Готлиб. Готлиб Адольф Давидович (1910—1973 гг.) пианист, педагог. Заслуженный артист России Кандидат искусствоведения Профессор и зав. кафедрой камерного ансамбля Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Автор работ по теории исполнительства.Выступал как музыкальный критик под псевдонимом - А.Крамской.Готлиб Михаил Давидович(1907—1978гг.) композитор, пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств России. Профессор военно-дирижёрского факультета Московской консерватории.Автор музыкальных произведений для духовых оркестров.Ученики Игумнова, Адольф и Михаил Готлибы являлись создателями и пропагандистами фортепианного дуэта в советской России. Они начинали свою деятельность, когда традиций преподавания фортепианного дуэта практически не было. Им пришлось самостоятельно вырабатывать методику ансамблевого искусства, которая стала известна благодаря ряду работ. Наиболее известные из них - "Основы ансамблевой техники", "Заметки о Фортепианном ансамбле", "Заметки о преподавании концертного ансамбля». Многие советские композиторы (Половинкин, Раков, Хачатурян и др.) писали специально для их ансамбля. В дуэте братья начали играть с 1927 года, неоднократно включая в программы собственные транскрипции произведений для двух фортепиано. Более пятидесяти лет продолжалась блистательная исполнительская деятельность Адольфа и Михаила Готлибов. Это был первый постоянный фортепианный дуэт, завоевавший огромную популярность, и пример братьев Готлиб не мог не вдохновить многих музыкантов. Среди них были и сестры Туркины, чье творческое содружество началось в 1937 году.Галина Андреевна Туркина (1920—1999гг.) и Юлия Андреевна Туркина (1921г.) занесены в книгу рекордов Гиннеса с формулировкой «За самую продолжительную, непрерывную в едином составе концертную деятельность фортепианного дуэта сестер-погодок, продолжавшуюся более шестидесяти одного года». Учиться музыке Галина и Юлия начали в раннем детстве, в занимаемых семьей двух комнатах перенаселенной «коммуналки» стояли два концертных рояля «Бехштейн», и как девочкам удавалось музицировать одновременно на двух инструментах - остается загадкой. Они были первыми ученицами, окончившими открывшуюся в довоенные годы ЦМШ при МГК им. Чайковского у профессора Аргамакова. А после окончания консерватории они получили двойной диплом, как солистки-пианистки и как фортепианный дуэт.После произведенного ими фурора на Всероссийском смотре молодых исполнителей во время войны началась их ослепительная исполнительская карьера в Московской филармонии.Американский композитор Джон Эпплтон посвятил сестрам свое произведение «Туркина-сюита». Практически все новое, что создавалось советскими и зарубежными композиторами для подобного ансамбля, входило в репертуар сестер. Они играли целые программы французской, английской, американской музыки. Под их редакцией было издано свыше 20-ти сборников сочинений для двух фортепиано, осуществлено более 50-ти концертных премьер, сделано 80 фондовых записей и 5 долгоиграющих пластинок.Сестры жили на одной улице Огарева. У каждой была своя семья, свои заботы. Но не проходило дня, чтобы они вместе по нескольку часов не сидели за роялями. Их объединяло родство и редкое единение в творческой деятельности. Нельзя даже сказать, что они играли вместе, они одинаково дышали и чувствовали. Деятельность дуэта прервалась в 1999 году со смертью Галины Андреевны Туркиной.Галина Андреевна была профессором Академии музыки им. Гнесиных.Юлия Андреевна всю жизнь профессор Московской консерватории.Хотелось бы вспомнить еще один прекрасный дуэт Любовь Брук и Марк Тайманов. Любовь Брук (1926—1996гг.) выпускница Ленинградской консерватории, ученица профессора Самария Ильича Савшинского. Долгие годы она преподавала в музыкальном училище им. М.П.Мусоргского. Организовала международный детский конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра», который с 1998 г носит её имя. Марк Тайманов (1926-2016гг.) - выпускник Ленинградской консерватории, так же ученик профессора С.И. Савшинского. Пианист и шахматист. Пятикратный чемпион Ленинграда по шахматам и чемпион СССР 1956 года. В консерватории Любовь Брук впитала в себя лучшие традиции русской пианистической школы сольного исполнительства. Однако её природный музыкальный талант раскрылся во всей своей полноте именно в жанре фортепианного дуэта, которому она посвятила всю свою жизнь. Блистательная виртуозная техника, необыкновенной красоты и разнообразия звук, мастерское владение педалью превращали рояль в какой-то сказочный, необыкновенно певучий инструмент. Когда же звучали два рояля, (а её партнёром и мужем был Марк Тайманов около 50 лет), пианист такого же высокого класса, то возникало ощущение, что на сцене играет целый оркестр. В памяти нескольких поколений, останется их неповторимое исполнение «Концертного дуэтино» Моцарта, сюиты «Скарамуш» Пуленка, сюит А.Аренского и С.Рахманинова, многих произведений для двух фортепиано с оркестром. Интересный факт из жизни Марка Тайманова: В 1936 еще ребенком он снялся в главной роли мальчика-скрипача в фильме «Концерт Бетховена». После фильма его пригласили на открытие ленинградского дома пионеров и предложили записаться в любую секцию. Он выбрал шахматную. И на протяжении всей его жизни любовь к шахматам шла параллельно с любовью к музыке.Следующий дуэт, о котором я хотела бы вам напомнить – дуэт Елены Сорокиной и Александра БахчиеваЕле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 1940г.) — российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории (Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, член Союза композиторов, академик Международной академии творчества.член редакционного совета издательства «Музыка», аслуженный деятель искусстк Российской Федерации и т.д.)В 1958 г. Елена Сорокина окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс Ильи Романовича Клячко). Позднее с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году − фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).Одним из ярчайших её творческих достижений стало создание в 1968г. вместе с мужем Александром Георгиевичем Бахчиевым  фортепианного дуэта, который и по сей день называют «Золотым дуэтом России»…А.Г. Бахчиев (1930-2007гг.) не менее известен, чем его жена. Концертирующий пианист, прекрасный аккомпаниатор (до сих пор считается, что училище им. Ипполитова- Иванова выпустило двух гениев, один из которых профессор МГК им. Чайковского Воскресенский, второй – Бахчиев А.Г.)Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной принадлежит первенство в восстановлении утраченного интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки. После телевизионного ежемесячного цикла «Камерные вечера», посвященного истории жанра фортепианного дуэта (ЦТ СССР, 1970-е гг.), в котором было сыграно (с комментариями исполнителей) в общей сложности свыше 100 произведений разных авторов (многие совершенно неизвестные) к дуэту пришла известность, как ансамблю, занимающемуся не только активной исполнительской, но научно-просветительской, исследовательской деятельностью.Итогом их этой многолетней деятельности явилась организация Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989г.), первыми президентами которой Елена Сорокина сталасовместно с А. Г. Бахчиевым, и находится на этом посту до настоящего времени. В рамках этой ассоциации проводится огромное количество конкурсов, фестивалей, научных конференций, что способствует популяризации фортепианного ансамблевого творчества и росту мастерства исполнителей.В 1968 году возник еще один интереснейший фортепианный дуэт Нора Новик (1941— 2009гг.) - Рафик Хараджанян.Рафик Хараджанян (1944г.) окончил с отличием Ленинградскую консерваторию (класс Павла Серебрякова), у него же ассистентуру-стажировку. Там же окончил аспирантуру по кафедре истории и теории исполнительского искусства (тв. рук. проф. Л. А. Баренбойм). Доктор искусствоведения, профессор кафедры спец. фортепиано Латвийской государственной консерватории. Участник и председатель жюри интернациональных конкурсов пианистов. Проводит мастер-классы в разных странах. Член Союза композиторов Латвии. Известен выступлениями в составе Рижского фортепианного дуэта Riga piano duo вместе с латышской пианисткой Норой Новик  (с 1968 года и до её кончины в 2009- 40 лет). Этот дуэт стал широко известен во всем мире благодаря многочисленным гастролям. В разных странахдуэт записал ряд альбомов, на которых преобладают сочинения современных композиторов – в частности, Валерия Гаврилина,  HYPERLINK "http://ru.enc.tfode.com/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%81,_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81" \o "Васкс, Петерис" Петериса Васкса,  HYPERLINK "http://ru.enc.tfode.com/%D0%A0%D1%8F%D1%8D%D1%82%D1%81,_%D0%AF%D0%B0%D0%BD" \o "Ряэтс, Яан" Яана Ряэтса,  HYPERLINK "http://ru.enc.tfode.com/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%BE" \o "Раймо Кангро" Раймо Кангро, Эгила Страуме. В июле 2012 года Рафик Хараджанян был награжден специальным призом Международного фестиваля в Сан-Франциско «за выдающийся художественный вклад Riga Piano Duo в жанре фортепианного дуэта». Сейчас Раффи Хараджанян продолжает концертную деятельность с собственными учениками. Сегодня жанр фортепианного ансамбля любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты все чаще объединяются в дуэты. Совместные выступления ведущих пианистов становятся привычным явлением концертной жизни. Так, например, полтора года назад возник фортепианный дуэт Екатерины Мечетиной и Александра Гиндина, известен дуэт Вадима Руденко и Николая Луганского. В заключении хотелось бы сказать, что эта работа не претендует на полное отражение ансамблевого творчества 20 века, оно огромно. Автор надеется пробудить интерес учащихся к самостоятельному изучению этой темы, и подвигнуть их к дальнейшему «погружению» в интереснейший и безбрежный мир музыки.
X

x