Всего представлено работ: 243722

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Просвирова Галина Васильевна

Современные образовательные и информационные технологии как средство реализации познавательной и творческой активности школьника

скачать документ

Вернуться назад

Современные образовательные и информационные технологиикак средство реализации познавательной и творческой активности школьникаПросвирова Галина ВасильевнаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Манойлинская средняя школа» Клетского муниципального района Волгоградской области (МКОУ «Манойлинская СШ»)Учитель русского языка и литературыВ настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяю в учебном процессе. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяет мне отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.Представляю краткое описание и результаты применяемых мною в учебном процессе инновационных технологий.Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Использование данной технологии на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. Успеха добиваются даже самые слабые ученики. Изучение нового по технологии проблемного обучения («Существительные на –ия, -ие, -ий», 5 класс) помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы занятия, самостоятельно  проанализировать результаты своей работы.Проектную деятельность практикую как во внеурочной деятельности, так и при «открытии» новых знаний для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Пособие-практикум по теме «Наречие», 7класс).Работа над созданием итогового продукта развивает критическое мышление, учит принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли (исследователя, ответственного за сбор информации, редактора, оформителя, техника-исполнителя), формулировать обоснованные выводы.В ходе проектной деятельности ребята приобретают коммуникативные умения, происходит стимулирование их интересаПедагогика сотрудничества, построенная на основе личностной ориентации педагогического процесса, создает условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. При работе в малых группах каждый отвечает за результат своей работы и всей группы в целом, поэтому сильные ребята помогают слабым разобраться в материале, а заодно и сами проверяют себя. Таким образом, учащиеся совместными усилиями ликвидируют пробелы. Данную технологию применяю на любом этапе урока, например: изучения нового («Одна и две буквы Н. в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных», 7 класс), закрепления («Согласованные определения», 8класс), контроля знаний («Правописание приставок пре- и при-», 6 класс), исследования истории души человеческой в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» / сколько повестей, столько и групп/, 9 класс). Игровые технологии (интеллектуальные, обучающие, обобщающие, развивающие) направлены на развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сопоставлять, находить оптимальные пути решения. Элемент соревнования, присутствующий в ходе игры, повышает мотивацию учебной деятельности ребят, создает условия для творчества и самоактуализации личности («прокуроры», «адвокаты» сами готовят речь обвинения, защиты («Суд над Родионом Раскольниковым», 10 класс; урок-спектакль «Любовный треугольник Печорин-Мери-Грушницкий», 9 класс)Информационная технология - одно из средств развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся в современном мировом информационном пространстве. Данную технологию использую на этапе изучения нового материала при работе с различными базами данных, в том числе с компьютерными, контроля (компьютерное тестирование, выполнение упражнений по русскому языку с диска). При подготовке уроков-презентаций по литературе использую мультимедийное оборудование («Социальные и философские источники преступления Раскольникова», 10 класс). К концу 10 класса учащиеся в качестве итоговой работы представляют защиту презентации учебного проекта. Элементы программированного обучения применяю с целью подать материал в определенной логической последовательности, научить составлять алгоритмы действия, контролировать работу по алгоритму, оформленному в таблице (часто предлагаю учащимся самим составить этот алгоритм. («Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении», 9 класс; «Алгоритм отличия причастия от отглагольного прилагательного», 7 класс).Применение современных образовательных технологий в педагогической деятельности позволяет мне реализовать познавательную активность учащихся, развить их творческий и интеллектуальный потенциал и, как следствие, повысить качество образования «по результатам».ЛитератураАпатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос.для учителя.- М., 2002Панфилов А.П.: Игровое моделирование в деятельности педагога.- М.: Академия, 2005Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 2010
X

x