Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кирсанова Ольга Алексеевна

программа "Волонтёры Дона"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детейЦентр внешкольной работы Шолоховского района УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ « ДОД ЦВР»___________Коргутова Е.А._____________2015г.Образовательная программаобъединения « Волонтёры Дона»Возрастной состав : 14-17 летСрок реализации: 3годаАвтор программы: Кирсанова О.А.Педагог-организаторСт. Вёшенская2015г.Пояснительная записка Детство-время активного социального « развёртывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Чисто детских социальных инициатив быть не может. Детская инициатива- это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлёкшая ребят.Волонтёр-новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодёжных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтёрская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать для тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.Волонтёрство ( добровольничество)- единый акт или группа акций социально значимого характера ( физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей ( потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.Волонтёр- это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе. Волонтёром быть престижно во всём мире, это социально одобряемая деятельность.Волонтёрство- институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.Можно выделить такие направления волонтёрского движения:Патриотическое- воспитание любви и уважения к Родине, уважения к своей национальности и другим культурам;Лидерское- формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы;Профилактическое- предотвращение возникновения социально- запущенной молодёжи;Валеологическое – формирование здорового образа жизни;Социально-педагогическое- воздействие на семейные и другие интересы;Социально-правовое – повышения уровня правовой культуры, защита прав человека;Новизна программы заключается в целостном подходе (правовое, психологическое, здравоохранительное сопровождение) направленном на здоровую социализацию подростка.Актуальность и педагогическая целесообразностьПрограмма направлена именно на практическое применение полученных знаний подростками, а также скорейшее распространение знаний в подростковой среде. Реализация программы актуальна для оздоровления подростковой среды через формирование потребности в здоровом образе жизни.Цель программы: Создание условий для развития волонтёрского движения в ЦВР, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.Задачи программы: Формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ.Формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны.Пропагандировать здоровый образ жизни ( при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов)Объединение « Волонтёры Дона» - это место, где в совместных делах ребят могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Участие в волонтёрском движении, акциях милосердия помогут формировать нравственные качества личности.Возраст детей- участников программы – 14-17лет. Курс обучения рассчитан на 3 года. ( 3этапа)В процессе обучения и работы волонтёр личностно развивается. У каждого есть возможность стать лучше, достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими.Срок реализации програмы: - программа рассчитана на 3 года- 1год – 144часа, занятия 2 раза в неделю по 2 часа;- 2 год- 216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа;-3год -216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа.Этапы реализации программы:Подготовительный этап- 1 этап: сентябрь- подбор методического материала на основе учёта деятельности отряда и контингента обучающихся;- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;- утверждение программы руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете.Основнойэтап- 2этап: октябрь-май- реализация основной идеи программы;- организация деятельности органов детского самоуправления;- проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.Заключительный этап – 3 этап: последняя неделя мая- подведение итогов деятельности отряда.Основные формы работы:Информационный модуль:Изготовление плакатов, видео, фотоОформление информационного стендаЛистовки. Тренинговый модуль:Мини-тренинги для обучающихсяИнтерактивные игрыТесты Альтернативный модуль:Спортивные мероприятияАкцииИгры, конкурсыВстречиОжидаемые результаты:Основной результат работы- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:- увеличение количества детей и подростков, вовлечённых в волонтёрские отряды и проведение альтернативных мероприятий;- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта.Заповеди волонтёров:Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.Помни, что твоя сила и твоя ценность- в твоём здоровье.Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Кодекс волонтёров:Хотим , чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». И помни , что выбор есть всегда!Снова и снова скажем народу: « Зависимость может украсть свободу!»Формы подведения итогов: - выполнение и защита проекта; - участие в районных конкурсах и акциях; - участие в печатных изданиях.Возрастные особенности детейСредний школьный возраст ( от 12 до 15 лет)- переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройки всего организма. Средний школьный возраст- самый благоприятный для творческого развития. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся интересны такие мероприятия , которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать мероприятия, акции, встречи, принимать самостоятельные решения.Старший школьный возраст ( от 15 до 17 лет). Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Происходит существенное изменение самосознания-повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.Отрочество , подростковый возраст- период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Учёба занимает большое место в жизни подростка.Позитивное здесь- готовность к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Становятся привлекательными самостоятельные формы знаний. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений. Впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. Имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, ребята начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества. Всё это определяет социальную защищённость человека в обществе.Численность детей в группе:1год- 12-15 человек;2год – 10-12 человек;3год – 8-10 человек.Содержанием аттестации является:Начальная диагностика ( предварительная аттестация) – начальный уровень знаний, умений, навыков воспитанников по данному предмету;Текущая диагностика- проводится по мере необходимости. Её задача- проверка усвоения пройденного материала. Эта диагностика необходима педагогу, чтобы вовремя скорректировать работу с детьми.Итоговая аттестация- проводится у детей , заканчивающих обучение в объединении, и в этом случае проверяется знание всей программы в целом.Результаты обучения оцениваются по шести критериям:- широта кругозора;- свобода восприятия теоретической информации;- осмыслённость специальной терминологии;- умение создать проект;- умение организовать акцию;- качество выполнения практического задания.Критерии оценки уровня теоритической подготовки:- высокий уровень- обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;- средний уровень- у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%, сочетает специальную терминологию с бытовой;- низкий уровень- обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.Критерии оценки уровня практической подготовки:- высокий уровень- обучающийся овладел на 100-80% ( 23-30 баллов); умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;- средний уровень- у обучающихся объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50% ( 14-22балла); работает с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;- низкий уровень- ребёнок овладел менее чем 50% ( 6-13 баллов), предусмотренных умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.Обобщённая модель выпускника объединения « Волонтёры Дона»Воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на здоровый образ жизни, сохранение своего здоровья.Учебно-тематический план1-год обученияЗадачи 1 года обучения:Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к здоровому образу жизни .Формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров.Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.Прогнозируемые результаты:К концу первого года обучающийся должен знать:- результаты воздействия наркотических средств на организм человека;- основные понятия « волонтёрского движения»;- понятия « Корпоративная культура».Уметь:- работать в группе;- собирать информацию.№п/пТема занятиявсеготеорияпрактика1.Введение222.Психологическое сопровождение3018123.Здравоохранительное сопровождение3424104.Правовое сопровождение221845.Составление проектов266206.Участие в акциях30624Итого:1447470Учебно-тематический план2-год обученияЗадачи 2года обучения:Создать мотивацию у обучающихся к собственному личностному росту, воспитывать у обучающихся толерантность, сочувствие, милосердие.Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищённым слоям населения, охраной окружающей среды.Пропаганда здорового образа жизни ( при помощи акций, тематических выступлений)Прогнозируемые результаты:К концу второго года обучающийся должен знать:- основные правила при создании проекта;- обозначение понятий « Толерантность, сочувствие, милосердие»;- последствия употребления ПАВ.Уметь:- создать проект;- разработать и провести акцию.№п/пТема занятиявсеготеорияпрактика1.Введение332.Психологическое сопровождение5330233.Здравоохранительное сопровождение5035154.Правовое сопровождение352965.Составление проектов306246.Участие в акциях45639Итого:216109107Учебно-тематический план3-год обученияЗадачи 3-года обучения:Создать мотивацию у обучающихся к введению профилактической работы среди свестников.Научить волонтёров методам и алгоритмам профилактической работы.Формировать у обучающихся привычки здорового образа жизни через соблюдение законов природы.Прогнозируемые результаты:К концу третьего года обучающиеся должны знать:- владение различными методами ведения профилактической работы среди своей целевой группы;- новые формы агитации и пропаганды;- законадательная ответственность.Уметь:- провести профилактические тренинги;- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;- использовать свои лидерские качества.№п/пТема занятиявсеготеорияпрактика1.Введение332.Психологическое сопровождение5330233.Здравоохранительное сопровождение5035154.Правовое сопровождение352965.Составление проектов306246.Участие в акциях45639Итого:216109107 Содержание дополнительной образовательной программы1 год обученияТема1: Введение.Теория: Знакомство. Цели и задачи курса.Тема 2: Психологическое сопровождение.Теория: Возрастные особенности подросткового возраста. Кризисы подросткового возраста. Самовоспитание и борьба с вредными привычками. Талант. Развитие талантов. Темперамент. Характер. Воля.Практика: Игры. Психологическин тесты.Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.Теория: Анатомия. Целостный подход к восприятию человека. Составляющие здорового образа жизни. Активные виды отдыха. Виды ПАВ. Отрицательное влияние ПАВ на здоровье.Практика: Тесты. Выпуск стенгазет.Тема 4: Правовое сопровождение.Теория: Конституционные права детей. Семейное право. Основные права и свободы человека. Историческая связь идеалов прав человека с культурным и религиозным наследием.Практика: Тесты.Тема 5: Составление проектов.Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ проблемы. План-график. Оценка результата.Практика: Проект « Город будущего», « Чистый лес».Тема 6: Участие в акциях.Теория: Совместное планирование деятельности.Практика: Акция « Мы выбираем жизнь», « От сердца к сердцу», « День Героев Отечества», « Мать-чудо света», « День инвалидов».2 год обучения.Тема1: Введение.Теория: Цели и задачи курса.Тема2: Психологическое сопровождение.Теория: Преодоление противоречия « Я и другие». Толерантность. Сочувствие. Милосердие. Слабые и сильные стороны характера. Работа над характером. Творчество. Виды творчества. Талант.Практика: Игры. Тесты. Тренинги.Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.Теория: Составляющие здорового образа жизни. Эмоции. Настроение. Правила гигиены. Отрицательное влияние ПАВ на здоровье.Практика: Создать листовки. Составление брошюр.Тема 4: Правовое сопровождение.Теория: Конституционные права детей. Правила приёма на работу подростков. Возможности трудоустройства подростков в летнее время. Трудовые вакансии. Моральное право.Практика: Тесты.Игры.Тема5: Составление проектов.Теория: Правила составления пректа. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ проблемы. План-график. Оценка результата.Практика: Проект « Современная школа», « Чистые улицы»Тема6: Участие в акциях.Теория: Совместное планирование деятельности.Практика: « Пусть будет тёплой осень жизни», « Рождественский перезвон», посещение детского дома , дома для престарелых, « Герои Отчизны», « Нам жить и помнить»3 год обучения.Тема1: Введение.Теория: Цели и задачи курса.Тема2: Психологическое сопровождение.Теория: Психологический сценарий личности. Вдохновение. Гениальность. Технология лидерства. Самопрезентация. Дружба. Влюблённость. Любовь.Брак. Конфликты и противоречия между социальными группами.Практика: Игры. Тесты. Тренинги. Построение модели.Тема3: Здравоохранительное сопровождение.Теория: Физиология. Сознание. Профилактика ВИЧ. Мой выбор. Ранний алкоголизм. Факторы риска. Профилактика курения. Привычки и здоровье. Спорт. Туризм.Практика: Тестирование. Тренинги. Рисунки. Составление альбома.Тема 4: Правовое сопровождение.Теория: уголовная ответственность. Законадательная ответственность употребления ПАВ. Ответственность за распространение ВИЧ.Практика: Экскурсии.Тема 5: Составление проектов.Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ проблемы. План график. Оценка результата.Практика: Проект « Моя станица», « Тимуровское движение».Тема6: Участие в акциях.Теория: Совместное планирование деятельности.Практика: « День учителя», « Доброе сердце», « Подари сказку детям», « Рождественский перезвон», « Никто не забыт, ничто не забыто»Методическое обеспечение программы.Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивые интерес к данному виду деятельности:Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия.Наглядные методы: использование экспонатов, просмотр фото и видео, плакатов, рисунков.Практические методы: экскурсии на выставки, в музей.Методы контроля:- экспертный контроль: теоретический и практический зачёт, практическое задание, тестирование.- взаимный контроль: взаимопроверка, проверка знаний.- самостоятельный контроль: самопроверка. 5. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта, эмоционально- ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению. 6. Методы создания положительной мотивации обучаемых: - эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания;- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний;- социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки, и заинтересованности в результатах;- познавательные: опора на опыт работы, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.7. Метод игры: игры дидактические ; игры направленные на развитие внимания, памяти, воображения, игра-конкурс.8. Психологические и социологические методы, используемые при проведении занятий: анкетирование, психологические тесты, создание ситуации успеха, поощрение и порицания; методы создания положительной мотивации обучения-свободный выбор задания, формирование ответственного отношения к получению знаний, развитие желания быть полезным обществу.9. Методы проблемного обучения: проблемное изучение материала, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации-постановка проблемного вопроса педагогам, самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися.Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим. Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности программой предусмотрены и нетрадиционные формы:- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;- тренинги знакомств, общения, эрудиции;- аукцион знаний;- философский стол;- деловая игра, сюжетно-ролевая игра;- работа микрогруппами.Ведущими принципами обучения в программе являются:- принцип деятельностного подхода к обучению;- принцип вариативности обучения;- принцип дифференциации обучения ( обучение на более высоком уровне трудности);- принцип личностно- ориентированного обучения;- учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;- доступность, наглядность, последовательность и преемственность программы.В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определённые методы организации;- занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов, т.е. имеет структуру;- построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:Методические комплексы, состоящие: из информационного материала, методических разработок.Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, алгоритмы заданий.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, тренинги, диагностические и психологические игры.Дидактические материалы.Зрительный ряд: буклеты, фотоальбомы, видеофильмы.Литературный ряд: высказывания, стихи.Музыкальный ряд: аудиокассеты с подборам мелодий.Техническое и материальное оснащение.Оборудование: Музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, мяч.Материаллы: Бумага, фломастеры, цветная бумага, открытки, ножницы.Список литературыБерезин С.В., Психология ранней наркомании. Самара, 2000.Волохов А.В., Программы деятельности волонтёров. М., 2011.Леванова Е.А., Готовясь работать с подростками. М., 1993.Макеева А.Г.,Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе, М.,2003.Рудестам К.Э., Групповая психотерапия. СПб,1998.Цветкова И.В., Экология для школы. Игры в проекте. Ярославль, 1997.Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред.В.В.Петрусинского, М.,1994.Сборник методических, информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности.Семья и дети. Руководство для ОУ. М.,2003.
X

x